В ожидании агрессора. Как литовцы отреагировали на активность РФ
Российская агрессия против Украины изменила политику в сфере безопасности многих европейских стран.
Не стала исключением и Литва. Результатом этого стало как увеличение оборонного бюджета, так и возвращение призыва. Первый призыв - сроком на 9 месяцев, был мобилизирован в 2015 году и уже вскоре будет заменен новым. При этом говорить о принудительном призыве не приходится - первый набор на 90% состоял из добровольцев. Скорее всего, такая же ситуация сохранится и в нынешнем году. В литовском Минобороны рассказывают, что за два месяца им уже пришло количество заявок на срочную службу, "закрывающее" 70% годового призыва.
Именно эта реакция общества стала ключевым изменением в Литве.
Еще одним доказательством изменения настроений литовцев стал резкий рост популярности идеи поддержки армии вне службы.
Последним занимается Союз литовских стрелков – организация, которая уже скоро будет праздновать свой 100-летний юбилей. Он был основан в 1919 году и играл важную роль в защите независимости молодого литовского государства.
В 1940 году, при советской оккупации, союз был запрещен, а большая часть его членов – арестована. Остальные еще долго продолжали сопротивление среди "лесных братьев".
"Второе рождение" союза стрелков – 1989 год. Сейчас это вспомогательные военные части, готовые в случае военного положения в кратчайшие сроки влиться в состав армии.
Соответственно, организация действует по принципу швейцарской армии - ее члены имеют военную форму с собственными знаками отличия, а на тренировках используют как личное оружие (максимально подобное тому, что находится на вооружении армии), так и автоматическое, выданное союзу Минобороны. Как и в литовской армии, среди стрелков много женщин.
Являясь по документам общественной организацией, она имеет уникальный статус. Эта особенность состоит в глубокой интеграции с армией – члены общества имеют право использовать для своих тренировок полигоны Минобороны, проводить совместные учения с армией и многое другое.
Взамен Минобороны контролирует избрание руководства организации – согласно уставу общества, ее руководителем должен быть отставной военный в чине не ниже полковника. Его кандидатуру министр обороны подает руководству стрелкового союза.
Теоретически, "стрелки" имеют право ее отклонить, однако таких прецедентов до сих пор не было. Также министр обороны согласовывает кандидатуры руководителей краевых ячеек общества.
"Союз литовских стрелков – это наша давняя традиция. Она дает возможность содействовать армии и тем, кто не служил – они готовятся к массовой мобилизации, и для тех, кто уже по возрасту не может воевать – они могут передавать свой опыт. Я сам давно состою в стрелковом союзе", - рассказывает "ЕвроПравде" министр обороны Литвы Юозас Олекас (сам он по профессии врач и ранее возглавлял Министерство здравоохранения).
Вместе с тем в Минобороны неофициально признают – еще пару лет назад Союз стрелков был большей мерой ветеранским клубом и мало привлекал молодежь.
Все изменилось в 2014 году, после действий РФ. Изменения произошли не только количественные – количество членов общества выросли с 6 до 9 тысяч, но и качественные.
Теперь членами Стрелкового общества являются известные ведущие, политики, дипломаты. Все это привлекает новых добровольцев.
Поэтому нынешний рост членов – вовсе не предел.
Для украинских журналистов Минобороны Литвы организовывает поездку на тренировки стрелков. Это небольшое стрельбище под Вильнюсом – такие тренировки устраиваются еженедельно, а раз или дважды в год – большие учения – от 500 человек и выше.
Экскурсию по полигону проводит Гарольдос Даублис. В "гражданской" жизни он частный предприниматель, а здесь – один из активистов, а также координатор группы поддержки Украине.
Среди прочего, стрелки организовали сбор средство на закупку аппаратов для переливания крови в Славянске и собирают на аналогичный – для Северодонецка.
Гарольдос отмечает, что в последние годы серьезно выросла как активность общества, так и уровень сотрудничества с Минобороны. Результат этого – регулярные занятия и тренировки, которые проводят специалисты из армии: от тактической медицины до действий в тылу у врага.
"Безусловно, не у всех есть время посещать все занятия, поэтому мы стараемся, чтобы в нашем отряде было по несколько специалистов в разных направлениях", - говорит он.
Вместе с тем возникает вопрос – как могут использоваться стрелки, имеющие различный уровень подготовки.
В Минобороны Литвы этот вопрос стараются не комментировать – план общей мобилизации является секретным документом и использование стрелков – его неотъемлемая часть.
Сам же Гарольдос уточняет – у стрелков есть градации в соответствии с уровнем подготовки.
В случае общей мобилизации большая часть стрелков будет заниматься охраной инфраструктурных объектов, часть – вольется в общевоенные части, а наиболее подготовленные изначально готовятся влиться в части спецназначения.
"Изначально у всех есть свои функции и это полностью координируется с министерством", - уточняет Даублис.
Ключевой вопрос – насколько применим такой опыт для Украины? Этот вопрос задаем напрямую стрелкам.
"Я неоднократно бывал в Украине, в том числе и в зоне АТО, и уверен – такая организация вам нужна. Это ведь не наша особенность – подобные союзы действуют в других странах: в Скандинавии и Балтии, и везде доказали свою успешность", - считает Гарольдос Даублис.
"Прекрасно понимаю опасения украинского руководства – особенно после Мукачева. Однако вполне можно решить этот вопрос, держа оружие на охраняемых складах и выдавая его только для учений. С тем количеством оружия, оставшегося с времен СССР, такую возможность глупо не использовать", - добавляет он.