Последний торговый партнер СНГ. Статистика внешторга украинских регионов
"Европейская правда" продолжает публикацию закрытых статистических данных, посвященных внешней торговле отдельных украинских регионов.
В конце прошлого года Госстат признал значимость этих данных и включил их в свою открытую статистику, однако с нынешнего года вновь перестал выкладывать эти данные в открытый доступ.
Вместе с тем, эти данные демонстрируют, как отдельные украинские области приспосабливаются к новым условиям торговли. Часть из них уже начала пользоваться преимуществами, которые дает Украине беспошлинный экспорт в ЕС (напомним, что режим свободной торговли полноценно заработал лишь с начала нынешнего года, но до этого пошлины были обнулены в режиме автономных преференций), а часть областей – никак не может найти альтернативу российскому рынку.
Анализ прошлогодней статистики показывает, что зависимых от рынка СНГ областей в Украине становится все меньше. Более того, почти не осталось областей, где экспорт в СНГ занимает 50% и более.
Последним украинским регионом, сохранившим высокую зависимость от бывшего советского рынка, оказалась Харьковщина.
Доля СНГ в структуре ее экспорта составляет ровно 50%, тогда как двумя годами ранее - в 2013 году - этот показатель составлял 66%. В то же время доля экспорта в ЕС выросла с 11% до 16%, то есть часть высвободившейся доли торговли забрали на себя альтернативные рынки.
Такие показатели делают Харьковщину наиболее уязвимой к новому обострению российской торговой войны. При этом от ограничения российского транзита страдает экспорт в третьи страны, а их доля в Харьковской области занимает 34%.
Всего два года назад, по итогам 2013 года года, в Украине было 5 областей, у которых более половины экспорта было завязано на Россию и другие страны СНГ. И еще в 13 регионах доля экспорта в СНГ была выше, чем в Европу (сейчас – в пяти).
И даже в 2014 ситуация существенно отличалась от сегодняшней.
Еще год назад высокую зависимость от РФ показывала и соседняя Сумская область. Однако за год доля экспорта в СНГ упала с 60% до 46%, а доля европейского экспорта, наоборот, выросла с 19% до 25%.
При этом Сумская область – одна из немногих, показавших реальный рост экспорта в Европу, – по итогам прошлого года он вырос на 8%.
И наконец, зависимость от рынков СНГ сохраняется на Донбассе, а точнее – в Луганской области. Хотя теперь доля луганского экспорта в СНГ ниже 50%, обращает внимание тот факт, что за прошлый год доля экспорта в СНГ выросла, а поставок в Европу – упала.
Более того,
сейчас удельный вес экспорта "на восток" в Луганской области даже выше, чем в довоенном 2013 году.
И это при том, что статистика Госстата фиксирует лишь данные предприятий, находящихся вне контроля террористов. А значит – выросшая зависимость от российского рынка упрощает возможность "раскачать ситуацию" в этом регионе.
В этой связи радует, что соседняя Донеччина показывает обратную динамику. Доля стран СНГ там упала до 22%, а доля Европы – выросла до 47%, и это самый высокий показатель к востоку от Днепра!
И наконец, если по итогам 2014 года экспорт в Европу занимал более 50% в структуре торговли лишь 5 украинских областей, то спустя год их стало 8 - добавились Черновицкая, Ровенская и Житомирская области.
Для увеличения нажмите на изображение |
Впрочем, не следует забывать, что переформатирование украинского экспорта происходит в условиях падения экономики. В такой ситуации часто рост доли Европы обеспечивало стремительное падение экспорта в СНГ (в первую очередь - в РФ).
В этой связи радует, что уже шесть украинских областей показали реальный рост поставок в Европу.
Абсолютными лидерам здесь стали Николаевская (рост на 22%) и Винницкая (на 16%) области. Также на 8% выросли поставки в Европу в Сумской и Хмельницкой областях.
Для увеличения нажмите на изображение |
Важный момент – адаптацию к новым условиям торговли с ЕС показали регионы, не находящиеся вблизи границ ЕС.
В то же время в западноукраинских областях, где доля экспорта в Европу традиционно была высокой, в абсолютных объемах поставки в Европу падают.
Это показывает, что, вопреки стереотипам, содействие в выходе на европейские рынки нужно не только на востоке страны, но и на западе. И это и должно стать основной задачей на 2016 год.
Автор: Юрий Панченко,
редактор Европейской правды