Большой куш: как Киеву добиться усиления сотрудничества с США

Четверг, 31 марта 2016, 15:15 - Алена Гетьманчук, Институт мировой политики

"Европейская правда" продолжает публикацию исследования Института мировой политики, посвященного сотрудничеству Украины и США. Первую часть можно прочесть здесь. Обзор публикуется со значительными редакционными сокращениями.

Полная версия исследования представлена ИМП на публичном мероприятии во вторник и опубликована на сайте института.

* * * * *

 Исследование Института мировой политики

Украине за последние два года удалось существенно интенсифицировать диалог с американскими партнерами на самом высоком уровне.

За два последних года отношения между Украиной и США достигли максимума в том, что касается двусторонних встреч и контактов и политических жестов поддержки.

Однако всегда есть риск того, что в среднесрочной перспективе диалог между Украиной и США будет более хаотичным и менее интенсивным.

Ключевые риски в отношениях с США

Отсутствие борьбы с коррупцией дискредитирует правительство и страну в целом

США неоднократно и довольно четко давали понять, что именно борьба с коррупцией является для них индикатором способности нынешнего правительства Украины к реформам. В частности, речь идет о борьбе с коррупцией в правоохранительных органах и судебной системе.

Несмотря на то, что отсутствие борьбы с коррупцией дискредитирует, прежде всего, украинское правительство, это скажется на диалоге с Украиной в целом.

Избежать этого риска можно только продемонстрировав политическую волю в реформировании Генеральной прокуратуры, а новые антикоррупционные органы за короткий срок должны показать способность действовать независимо и эффективно.

Результатом их работы должны стать аресты коррумпированных лиц, независимо от их статуса и связей.

Постепенное замораживание конфликта на Востоке Украины приведет к отсутствию интереса США в восстановлении территориальной целостности страны

Уже сегодня в Вашингтоне наблюдается достаточно высокий уровень психологической готовности к постепенному замораживанию конфликта на Донбассе.

Установление устойчивого перемирия и отсутствие четких перспектив урегулирования конфликта на Востоке Украины и деоккупации Крыма в обозримой перспективе будут удерживать США за рамками переговорного процесса.

В таком случае главная задача Вашингтона будет заключаться в том, чтобы обеспечить перемирие и не допустить нового витка эскалации в регионе.

В вопросе Крыма и, возможно, Донбасса США возьмут за основу декларацию Уэллеса, которая заключалась в непризнании оккупации балтийских стран Советским Союзом.

В такой ситуации Украина должна представить убедительные аргументы относительно угроз и рисков, которые несет для региональной и европейской безопасности отсутствие привлечения США к урегулированию ситуации на Востоке Украины и исчезновение с повестки дня вопрос Крыма.

Неспособность США предоставить Украине гарантии безопасности

Игнорирование со стороны США Будапештского меморандума и взятых на себя политических обязательств послужит раздражителем в американо-украинских отношениях и будет дискредитировать политику ядерного разоружения в мире.

Стоит признать: даже в среднесрочной перспективе шансы Украины обеспечить новые гарантии безопасности со стороны США минимальны.

Подписание двустороннего соглашения по безопасности также маловероятно.

В такой ситуации остается одно – фокусироваться на имеющихся обязательствах США в рамках Будапештского меморандума как основе для запуска механизма постоянных консультаций подписантов меморандума, а также для помощи США в развитии оборонного потенциала и консолидации международной и европейской помощи вокруг Украины.

Нужно работать с американскими лидерами мнений и представителями следующей администрации для более четкого понимания со стороны Вашингтона политических и моральных обязательств США в рамках Будапештского меморандума и ядерного разоружения в целом.

Очередная перезагрузка отношений США с РФ

Хотя в краткосрочной перспективе вероятность такого сценария невысока, Украине не следует о нем забывать. Стоит помнить, что даже нынешние критики России не исключают новой перезагрузки.

Чтобы избежать такого сценария, нужно развеивать иллюзии по поводу того, что Путин — слабый и даже комичный, а соответственно – не несет никакой экзистенциальной угрозы. Усиливать соответствующими аргументами позиции тех, кто считает, что слабый российский режим также представляет серьезную угрозу, поскольку заставляет Путина и дальше вмешиваться в дела Украины и других стран мира.

Новая администрация США не будет проявлять должного интереса к Украине

В средне- и долгосрочной перспективе интерес США к Украине будет формироваться под влиянием ряда факторов. В частности:

1) приоритетности вопросов европейской безопасности в повестке дня новой администрации;

2) способности самой Украины реформироваться и превратиться в "историю успеха" в регионе;

3) наличия угроз со стороны России для союзников США по НАТО в регионе.

К тому же есть основания полагать, что избрание президентом США Дональда Трампа может оказать гораздо более негативное влияние на украинско-американские отношения, чем Хиллари Клинтон.

 

В такой ситуации нам нужно усиливать взаимодействие с внешнеполитическими советниками ключевых кандидатов и, по возможности, непосредственно самими кандидатами. Серьезно воспринимать и реагировать на заявления Дональда Трампа, не списывая их исключительно на предвыборную кампанию.

Американская стратегия Киева

Американцы любят победителей. Украина должна показать, что она не страна-лузер. Продемонстрировать это она может только с помощью успешного реформирования.

Показательными для США будут реформы Генеральной прокуратуры и судебной системы. Борьба с коррупцией является тестом на то, насколько украинская власть заинтересована в Соединенных Штатах как стратегическом партнере Украины.

Прозрачная приватизация государственных предприятий служит важным индикатором для американских инвесторов относительно изменения правил игры в Украине.

Государственные предприятия не должны в очередной раз стать ценными призами для олигархов — таков главный лейтмотив в месседже как американских чиновников, так и бизнесменов.

Украинский бизнес должен быть лучше информирован о новых возможностях выхода на американский рынок, в частности фактическом включении Украины в льготную генерализированную систему преференций, которая позволила снять тарифные ограничения по 3500 товарных позиций.

Важно, что в результате российской агрессии удалось усилить и вывести на новый уровень институциональный диалог в сфере безопасности. Однако в дальнейшем в таком диалоге с США акцент должен быть сделан на людях и институтах, а не на оружии.

Приоритетом на среднесрочную перспективу должно быть продолжение тренировок и учений, реформирование украинских безопасностных и оборонных институтов по стандартам НАТО, а также инвестиции в украинский ВПК и совместное оборонное производство.

 

Украина могла бы инициировать на уровне подписантов Будапештского меморандума (за исключением России) предметный пересмотр обязательств, предусмотренных именно заверениями относительно безопасности, на которые может рассчитывать Украина и в будущем – другие страны, которые пошли по пути ядерного разоружения.

Должно быть четкое понимание, какие именно обязательства являются или могли бы быть частью заверений в безопасности со стороны США и других международных партнеров.

Украина должна доказать, что она может быть не только потребителем, но и контрибутором безопасности. Образ вечной жертвы российской агрессии неперспективен.

Украина должна сформулировать свой пакет предложений относительно вклада в европейскую и международную безопасность. Практический опыт Украины в ведении гибридной войны, участие в миротворческих операциях, вклад в защиту восточной границы ЕС от возможного неконтролируемого наплыва беженцев с Ближнего Востока могут существенно способствовать усилению позиций Украины как контрибутора европейской безопасности.

Также украинское правительство должно соответствующим образом коммуницировать угрозы, которые несет в себе милитаризация Крыма, включая техническую возможность размещения на территории полуострова элементов ядерного оружия.

Очевидно, украинской стороне нужно работать над перезапуском институциональных механизмов в отношениях двух стран.

Это, в частности, возобновление работы Комиссии стратегического партнерства. Учитывая новые реалии, уместно было бы закрепить ее на уровне президент Украины — вице-президент США (по аналогу Кучма–Гор) или по меньшей мере министр иностранных дел Украины – государственный секретарь США.

В Украине, в частности в Верховной раде, довольно часто недооценивают роль так называемых стафферов (сотрудников офисов конгрессменов), фокусируясь на возможностях протокольно-символических контактов с отдельными конгрессменами вместо постоянного рабочего диалога со стафферами.

Особенно важны те сотрудники, которые отвечают за внешнюю политику. Большинство из них никогда не были в Украине. Украинская сторона должна быть заинтересована в организации таких визитов и всячески способствовать их реализации и смысловому наполнению.

Благодаря развитой в США горизонтальной ротации (переходу из одного ведомства в другое) специалисты по вопросам Украины сегодня есть не только в Государственном департаменте, но и в Белом доме, офисе вице-президента Джо Байдена, Совете нацбезопасности США, Пентагоне.

Еще одна особенность – у украинской стороны есть склонность и на политическом уровне поддерживать отношения с давними сторонниками Украины в Вашингтоне, которые представляют старшую генерацию политиков, чьи взгляды относительно региона сформировались под влиянием холодной войны.

 Фото president.gov.ua

Нужно активнее работать с новым поколением американских десижн- и опинион-лидеров, которые формировались в условиях после холодной войны и для которых Россия не представляет угрозы, а значение Украины не может измеряться исключительно ее геостратегическим положением.

"Самоцензура" в отношениях с американским политическим и экспертным сообществом — не лучший способ для промотирования интересов Украины.

Еще один важный инструмент продвижения интересов Украины – лоббизм.

Американские собеседники единодушны в том, что ни одно посольство, аналитический центр или организация из диаспоры не способны заменить профессиональную лоббистскую структуру, которая на постоянной основе будет лоббировать интересы Украины.

Украина должна работать над возможностью нанять профессиональную лоббистскую структуру в Вашингтоне, которая бы последовательно работала на отстаивание своих интересов в США.

На это нужны средства, но украинские олигархи и политики успешно находили их на лоббистские кампании для себя и своих политических сил. Так что могли бы сделать вклад и в государство Украина.


 

Автор: Алена Гетьманчук,

директор Института мировой политики