Экспорт из Украины в ЕС продолжил падение. Есть ли "свет в конце тоннеля"?
Украинский экспорт продолжает сжатие. И если резкое падение экспорта в страны СНГ (и в первую очередь – в РФ) было ожидаемым, то продолжающийся второй год спад в ЕС вызывает вопросы.
Напомним, падение украинского экспорта в ЕС началось во второй половине 2014 года и стало результатом блокирования работы предприятий востока страны. Это не позволило воспользоваться преимуществами, которые украинскому бизнесу давали автономные преференции ЕС.
Еще год назад спад экспорта в ЕС казался недолговечным – украинскому бизнесу было необходимо время для налаживания новых контактов. Прошел год – и спад экспорта в ЕС составил 24%.
И это на фоне девальвации гривны, которая должна была сделать украинскую продукцию еще более конкурентоспособной!
Почему же эта логика не срабатывает?
Для увеличения нажмите на изображение |
Безусловно, против Украины действует нынешняя сырьевая конъюнктура. Низкие мировые цены – не только на нефть, но и на важные для украинского экспорта продукцию АПК и металлургии, - приводят к парадоксу, когда спад фиксируется лишь в долларовом эквиваленте, тогда как в абсолютных показателях часто фиксируется рост.
Впрочем, не стоит пояснять все проблемы неблагоприятной конъюнктурой.
Лучше задать вопрос – что Украина делает для развития экспорта и какие преграды до сих пор не устранены.
Если вынести за скобки рынки СНГ, где большинство проблем носит политический характер, то для экспорта в ЕС основной проблемой является валютное регулирование.
Украинские производители зависят от иностранного сырья и оборудования. Однако, продавая валюту, полученную от продажи своей продукции, они вынуждены затем приобретать валюту по гораздо более высокому курсу.
Невозможность вывоза из страны валютной выручки также останавливает иностранных инвесторов – а ведь иностранные инвестиции, которые должны пойти в страну после старта ЗСТ с ЕС, рассматривались как мотор восстановления нашей экономики.
Эта проблема настолько актуальна для бизнеса, что полностью "затмила" недоступное кредитование – о нем уже никто и не вспоминает.
Безусловно, иностранные инвесторы, которые планируют прийти в Украину, рассчитывают вовсе не на мгновенную прибыль. Их вполне устроил бы четкий план либерализации валютного режима – при условии, что он будет выполняться.
Однако ничего из этого Украина пока не готова гарантировать.
На фоне хронических проблем с выполнением госбюджета становится понятно, что говорить о масштабной финансовой поддержке экспортеров не стоит.
Масштабная рекламная компания марки "Made in Ukraine", как это делала Грузия, потеряв российский рынок, нам точно сейчас не по карману.
Однако весь прошлый год Кабмин декларировал планы создания экспортного агентства. Однако, согласно последним планам, его создание переносится на вторую половину года, а значит – в нынешнем году агентство скорее всего не заработает.
Очевидно, что для такого запуска необходимо внеплановое увеличение доходов бюджета. Но что если экономика продолжит падение? По крайней мере, статистика начал года была явно не самой оптимистичной.
И наконец – насколько эффективно используются уже существующие каналы продвижения экспорта?
Пока не созданы иностранные офисы торгового представителя Украины – а этот вопрос также отложен на вторую половину года, – ими остаются экономические отделы при посольствах.
Год назад ЕвроПравда проводила собственное расследование – мы хотели узнать, насколько украинские дипломаты готовы содействовать продвижению экспорта.
Анализируя динамику роста/падения украинского экспорта в ЕС в 2015 году, мы увидели интересную закономерность. Страны, показавшие по итогам прошлого года восстановление украинского экспорта или наименьший спад, были в "белом списке" от ЕвроПравды - украинские дипломаты в этих странах были готовы оперативно и полно предоставить отечественному бизнесу всю необходимую информацию.
Единственное исключение – Словения, попавшая в наш "черный список", не меняет общей динамики.
А значит, помимо объемов выделенных средств, на экспорт влияет и эффективность их применения. И даже в условиях падающей экономики можно найти эффективные механизмы для поддержки экспорта.
Надеемся, что эти уроки будут учтены, и статистика 2016 года будет куда более оптимистичной. Тем более, что долгожданный старт ЗСТ дает все возможности для этого.
Осталось лишь одно – не упустить эту возможность.