Варшавский саммит НАТО: чего ждать Украине
Меньше чем через три месяца, 8-9 июля этого года, в Варшаве будет проведен очередной саммит НАТО. В центре его внимания будет политика Альянса в Восточной Европе, в частности, укрепление безопасности союзников с учетом агрессивного поведения России.
Решения, принятые в польской столице, определят направленность НАТО минимум на следующие два года.
В частности, уже на этапе подготовки Варшавского саммита можно увидеть, чего следует ожидать Украине от дальнейшего сотрудничества с Альянсом.
Российский фактор в политике НАТО накануне саммита
Агрессия России против Украины снова сделала актуальным риск межгосударственных столкновений и показала, что территориальная целостность любой европейской страны находится под угрозой. Это заставляет НАТО продолжить трансформацию своей политики и вернуться к позиции силы в коллективной обороне.
На Варшавском саммите Альянс уделит особое внимание укреплению и развитию своего потенциала на восточном и южном направлениях, что будет заложено в "Варшавском пакете". Его ключевыми принципами уже определены баланс и адаптация.
Баланс означает "выравнивание безопасности" между союзниками на Востоке и союзниками на Западе, а также "равновесие между сдерживанием и диалогом с партнерами", прежде всего с ЕС.
Адаптация НАТО к новым реалиям предусматривает исполнение решений Уэльского саммита 2014 года, прежде всего по укреплению восточного фланга Альянса.
Так, в феврале этого года на встрече министры обороны НАТО договорились об укреплении Сил передового базирования на Востоке, а генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг заявил, что дальнейшие решения будут одобрены на Варшавском саммите и усилят присутствие союзнических войск в Восточной Европе.
Восточные союзники НАТО, которые 4 ноября 2015 года в Бухаресте провели свой мини-саммит, настаивают на возвращении к обращенной на Восток жесткой военной стратегии коллективной обороны и постоянно стимулируют Альянс к сдерживанию и нейтрализации агрессивных действий со стороны России.
Развертывание сил и средств Альянса на Востоке проводится по линии Эстония–Латвия–Литва–Польша–Словакия–Венгрия–Румыния–Болгария.
Фото @NATO |
Во всех странах создаются передовые штабы по управлению совместными действиями национальных и союзнических войск, так называемые интеграционные подразделения сил НАТО, шесть из которых уже функционируют и еще два – в Словакии и Венгрии – готовятся к развертыванию.
В Польше на пяти базах запланировано размещение американской военной техники и вооружения с возможностью быстрого развертывания на их основе американских подразделений. В Румынии заработал штаб многонациональной дивизии "Юго-Восток" как региональный пункт управления НАТО.
В Болгарии на ротационной основе размещаются подразделения США, численность которых может достигать 2,5 тыс. лиц со сроком пребывания до 90 дней. В Балтийском и Черном морях обеспечивается постоянное морское присутствие сил Альянса.
На ротационной основе планируется разместить по одному боевому батальона НАТО численностью 500-1000 человек в каждой из этих стран, что тоже должно быть одобрено на Варшавском саммите.
В отличие от времен холодной войны, Альянс не размещает стационарные группировки, а создает возможности для быстрой переброски необходимых сил в заблаговременно подготовленные места с имеющимися там пунктами управления, средствами логистики, техникой и вооружением.
В такой структуре Украина выглядит как форпост, который сдерживает российскую агрессию в Европе при поддержке НАТО, страны которого пока ограничиваются поставками оборудования и небоевой техники, подготовкой украинских военных и их реабилитацией, реформированием украинских вооруженных сил.
Однако перспективы членства Украины в НАТО остаются неопределенными.
Расширение НАТО продолжается, но без Украины
Дальнейшее расширение будет одним из вопросов Варшавского саммита НАТО, но не ключевым. На сегодня официальными кандидатами на вступление в Альянс являются Черногория, Македония, Босния и Герцеговина (БиГ) и Грузия.
Украина в официальных документах НАТО как кандидат на вступление не упоминается. Перспективы расширения Альянса будут обсуждаться в Варшаве с учетом решения заседания министров иностранных дел НАТО от 2 декабря 2015 года, согласно которому, в частности, Черногория была приглашена начать переговоры о вступлении.
Вероятно, на Варшавском саммите Альянс констатирует определенный прогресс Черногории в переговорах, а также подтвердит заинтересованность интегрировать Македонию и Боснию и Герцеговину как страны, расположенные внутри Европы.
По поводу Грузии страны-члены не так единодушны во мнении, хотя в феврале этого года министры иностранных дел Альянса подтвердили поддержку перспектив ее членства.
Фото @NATO |
Например, во Франции считают, что вступление соседних с Россией стран может создать угрозу применения Альянсом статьи 5 Североатлантического договора, учитывая их продолжающиеся конфликты с Россией.
Такой подход касается не только Грузии, но и Украины.
Перспективы членства нашего государства в Альянсе в последнее время не обсуждаются на высшем уровне контактов Украина-НАТО.
Этот вопрос не поднимался ни во время визита Йенса Столтенберга в Украину в сентябре 2015 года, ни во время заседаний Комиссии НАТО-Украина.
К тому же Украина официально не взяла курс на членство в НАТО, только на сближение. В Стратегии национальной безопасности Украины определена "долгосрочная цель присоединения к общеевропейской системе безопасности, основу которой составляет НАТО".
Поэтому в этом вопросе от Варшавского саммита каких-то кардинальных изменений ждать не следует.
Альянс может лишь констатировать перспективу членства Украины, что было закреплено еще в Декларации Бухарестского саммита 2008 года, и сосредоточить внимание на завершении необъявленной войны между Украиной и Россией, стабилизации политической ситуации в Украине, внедрении демократических реформ в Украине, в частности в сфере безопасности и обороны.
Прагматичное сотрудничество с НАТО – путь к будущему членству
При этом, безусловно, поддержка Украины Альянсом и противодействие агрессии России найдут свое отражение в Декларации Варшавского саммита.
"Наша поддержка Украины продолжается. Она будет важной частью нашей подготовки к саммиту в июле. Я уверен, что саммит выразит мощную политическую и практическую поддержку Украине", – заявил Столтенберг после заседания Комиссии НАТО-Украина в декабре 2015 года.
Вероятно, Альянс выразит необходимость мирного и дипломатического урегулирования конфликта и в очередной раз задекларирует уважение территориальной целостности и суверенитета Украины.
В нынешней ситуации для Альянса важно, чтобы Украина не допустила расползания российской агрессии, ведь НАТО не хочет прямого военного столкновения с РФ.
Поэтому Варшавский саммит подтвердит помощь Украине в дальнейшем укреплении ее обороноспособности, реализации внутренних реформ и трансформации сектора безопасности и обороны, направленных на повышение оперативной совместимости между Украиной и силами НАТО.
Можно ожидать, что эта помощь будет касаться модернизации систем управления и контроля, развития системы логистики, стандартизации и кибер-безопасности, согласно пяти целевым фондам с общим финансированием в размере 5,4 млн евро. На саммите может быть объявлено о создании нового целевого фонда по разминированию.
Поставки же летального оружия относятся к сфере компетенции каждой страны отдельно, а не НАТО как организации, и поэтому этот вопрос не будет документально зафиксирован в Варшаве.
Поскольку на Варшавском саммите не будет идти речь о членстве Украины, то Альянс мог бы вновь подтвердить решение Бухарестского саммита об "открытых дверях" как перспективной цели для Украины.
Автор: Виталий Мартынюк,
эксперт по международным вопросам
Украинского независимого центра политических исследований (УНЦПИ)