Визовые проблемы: как и почему Польша оказалась в "сложной группе" консульств
В марте общественная организация "Европа без барьеров" в восьмой раз обнародовала результаты своего регулярного мониторинга выдачи виз в консульствах стран Шенгена.
Но едва ли не впервые наше исследование раскритиковал лично посол Польши.
"Мы обратили внимание на комментарии в украинских СМИ после обнародования рейтинга... Польша там попала в перечень стран, которые ведут негативную или неприязненную визовую политику.
Честно скажу, мы были удивлены, даже возмущены", – пояснил посол в интервью Еспресо ТВ.
Господин Генрик Литвин напомнил, что Польша за прошлый год выдала почти миллион виз, из них более половина – национальные, которые выдаются бесплатно, а остальные – шенгенские, причем более 40% из них также были выданы бесплатно.
Спорить сложно – Польша действительно является абсолютным лидером Евросоюза по количеству выданных украинцам виз, как шенгенских, так и национальных.
Только в 2015 году украинцы получили свыше 450 тысяч польских шенгенских виз, а это 38,5% от суммарного количества выданных странами Шенгена, то есть более чем каждая третья. Из них свыше 72% составили мультивизы, что составляет почти половину от всех полученных украинцами шенгенских мультивиз (49%).
Возмущение дипломата можно понять.
Назвать "недружественной" визовую политику государства с такими показателями не просто невежливо – это обесценивает огромные усилия сотен людей, привлеченных к работе по установлению связей между Польшей и Украиной и росту возможностей для движения через границу.
Но есть но, и не одно, а целых два.
О различиях между противоречивым и неприязненным
Во-первых, на самом деле визовую практику Польши в исследовании не называли "недружелюбной" или "отрицательной".
Хотя в онлайн-СМИ после обнародования результатов упомянутого мониторинга можно было встретить заголовки вроде "Рейтинг консульств Шенгена: Польша – среди худших", за них ответственны их авторы.
В самом же отчете по итогам мониторинга отсутствовала категория "негативной" или "неприязненной" визовой политики – консульские практики делились на "дружественные", "нейтральные" и "противоречивые". Последний статус получили консульские учреждения, в которых положительные тенденции в одних исследуемых характеристиках компенсировались негативными тенденциями в других. В этот перечень попала и визовая практика Польши.
Однако не стоит применять к анализу визовой политики логику футбольного чемпионата – данная категоризация не является рейтингом в непосредственном значении этого слова.
Проще говоря, то, что практики Литвы – среди "дружественных", а Польши – среди "спорных", означает лишь то, что в работе польских консульств были выявлены некоторые проблемы, а в литовских – нет.
К слову, в предыдущих отчетах существовала и "проблемная" категория, которую в этом году не выделяли вообще. И это свидетельствует о тенденции к общему улучшению визовых практик стран ЕС в Украине.
В конце концов, "Европа без барьеров" неоднократно подчеркивала прогрессивные практики консульских учреждений Польши.
Так, Польша стала лидером исследования по количеству выданных шенгенских виз со сроком действия более года (их получили 56% респондентов) и принадлежит к группе стран с наименьшим процентом отказов среди респондентов (на уровне 2-3%).
Долгая дорога к визе
Во-вторых, именно из-за лидерства поляков по числу визовых обращений они сталкиваются с новыми вызовами.
Польша попала в категорию "спорных" небезосновательно – прежде всего из-за существенного усложнения процедуры приема документов для оформления виз.
Это реальная проблема, подтвержденная многочисленными свидетельствами, которая дает на выходе сотни возмущенных, отчаявшихся, униженных, а порой и обманутых людей, пользующихся услугами нелегального бизнеса по торговле "датами" вокруг визовых центров.
За 2014-2016 годы "Европа без барьеров" получила десятки жалоб от заявителей, которые месяцами не могли зарегистрироваться в электронной очереди на подачу документов в визовых центрах, в том числе после уплаты сервисного сбора.
"Забавная ситуация, когда есть работа и все документы, но такая мелочь, как дата подачи, не является доступной". "Оплатив визовый сбор еще в мае, по сей день (конец сентября) не могу (зарегистрироваться) ни через интернет, ни через колл-центр, постоянно один и тот же ответ – нет свободных дат".
"Уже три месяца я не могу зарегистрировать очередь, чтобы подать заявление на получение национальной визы. В консулате (...) сообщают, что они ежедневно выдают визы. Визовый центр сообщает, что сайт не работает, над ним работают программисты, а консулат даты не выдает. Из всех других источников можно узнать, что очереди продают", – это лишь несколько цитат из обращений.
Автор последней, кстати, все-таки смог решить проблему – за 100 долларов. Через семь месяцев.
География жалоб охватывает практически всю Украину – Днепропетровск, Харьков, Львов, Житомир, Винницу, Ивано-Франковск, Черновцы. Среди пострадавших есть как обычные получатели "трудовых виз", так и представители тех категорий населения, свободному движению которых через границу обычно обещают содействовать: ученые, студенты, программисты, представители бизнеса.
Во время написания статьи мы провели эксперимент, проверяя на сайте Polandvisa в течение двух дней доступность дат для регистрации шенгенских и национальных польских виз. Из 14 визовых центров в 4-6 (показатели менялись в зависимости от времени проверки) не было доступных дат для подачи документов на шенгенские визы, еще в трех свободные даты были только на май.
Даты подачи документов на национальные визы вообще были доступны только для двух городов из 14 – Киева и Одессы. Аналогичные эксперименты "Европа без барьеров" проводила и ранее – с тем же результатом.
Отдельная история с работой сайта – сервис назначения дат работал крайне медленно, а запросы часто завершались сообщениями о недоступности даже не дат, а самого сервиса.
Из-за низкой доступности электронной регистрации люди, которые впадают в отчаяние, начинают искать обходные пути и обращаются к услугам нелегальных посредников, которые обеспечивают место в очереди за сумму от 100 до нескольких сотен долларов.
Есть и жалобы на необходимость уплаты сервисного сбора исключительно в отделениях Идея Банк и Кредобанка. Это создает существенные барьеры для заявителей из половины областей Украины, где эти банки представлены только в областных центрах (а в Луганской области их вообще нет).
Причем оплатить консульский сбор заявитель может только лично. Просить о помощи друзей из областного центра – бесполезно.
Исключение сделано лишь для супругов, которые могут оплачивать сбор друг за друга при наличии свидетельства о браке.
От подобной новации прежде всего страдают жители малых городов и сел.
Рядовой украинец должен приехать (в рабочий день!) в город, где есть отделения нужного банка, оплатить сбор, вернуться в родной город, дождаться места в очереди, после чего снова ехать ради непосредственной подачи документов.
Поэтому неудивительно, что украинцы остаются недовольны, когда тратят лишнее время и средства на оплату услуг, которые они только собираются получить. Тем более, что другие услуги – например, коммунальные или билеты на поезд – можно оплатить через онлайн-банкинг, не выходя из дома.
Причем оплатить сбор можно только в банке в регионе своей официальной регистрации, работы или учебы.
Поэтому под еще один удар попадают те, кто живет "не по прописке".
Представьте только, что вы прописаны в Ужгороде, живете в Харькове, но справки с места работы у вас нет. В этом случае вам надо пересечь всю Украину ради одного платежа!
Кто-то скажет, что все описанное выше – отдельные случаи, мол, в целом польская консульская машина работает безупречно, так как большинство из этого миллиона получателей виз ни на что не жалуются.
Однако здесь стоит учесть несколько психологических моментов: часто те, кто все же получил визу после всех перипетий, настолько счастливы, что остаются довольны, несмотря на трудности. Также украинцы зачастую боятся публично говорить о проблемах с оформлением визы, опасаясь, что за это им "закроют въезд в ЕС".
А то, что одинаковые трудности наблюдаются не по всей Украине, жалуются на них представители разных социальных групп и этот процесс длится почти два года, означает, что проблема имеет системный характер и сама собой не исчезнет.
В какой-то степени недостатки в работе польских консульств и визовых центров вызваны именно объемом людского потока.
Из-за десятков тысяч запросов и нехватки человеческого или финансового ресурса висит сервис регистрации, а всем желающим не хватает мест в очередях.
Однако это не означает, что и такую проблему невозможно решить путем последовательного диалога гражданского общества, политиков, экспертного сообщества, соответствующих польских, украинских и европейских служб.
Мониторинг визовой практики проведен при поддержке МФ "Відродження"
ОО "Европа без барьеров"