ЕС готовится сломать "волшебную палочку". Хватит ли мудрости европейским политикам?
Действиями западных столиц управляют не только ценности, но и Realpolitik, и "Европейскую правду" сложно заподозрить в незнании этого тезиса.
В то же время автор этих строк точно не относится к тем, кто ищет "зраду" в каждом действии европейских партнеров. Пока (по крайней мере, до последнего времени) было достаточно оснований для оптимизма, поскольку ценности и Realpolitik, как правило, совпадали.
Наше движение к демократии отвечает стратегическим интересам ключевых европейских столиц. Ведь и в Берлине, и в Париже, и в Лондоне, и тем более в Варшаве не заинтересованы в усилении нынешней диктаторской России; при этом им действительно выгодно удержать Украину на европейском пути.
Но новости последних дней, а также то, что пришлось услышать в Брюсселе, действительно беспокоят.
В ключевых странах ЕС появились призывы действовать в украинском вопросе во вред себе.
В "группе риска", по нашим данным – Германия, Франция, Нидерланды. Поступала информация о колебаниях Италии.
Точка невозврата еще не пройдена, решение не принято и пока о нем даже не сообщают широкой общественности.
Но дискуссия, которая продолжается в Брюсселе между постпредствами стран-членов ЕС, уже вышла наружу. В частности, о ней осведомлены узкий круг экспертов, занимающихся отношениями Украина-ЕС, и украинские дипломаты.
Речь идет – не удивляйтесь – опять об украинском безвизовом.
Нет, идея отказаться от "безвиза" даже не звучит.
Не все так плохо, как пытаются представить "ольгинские боты" - российские платные комментаторы, поселившиеся и на ЕвроПравде, и на других украинских сайтах. Все без исключения столицы подтверждают, что политическое решение о безвизовом для Украины уже есть и оно не будет пересмотрено. Его реализация – вопрос времени.
Но в то же время в столицах стран-членов ЕС задумываются над тем, чтобы увязать украинский безвизовый с другими, более масштабными решениями – в частности, об общем механизме приостановления безвиза (ЕвроПравда ранее сообщала о его разработке, он будет касаться всех государств, для которых ЕС ранее отменил визы – от Балкан до Турции, если та выполнит безвизовые требования).
Аргументы Берлина, Гааги (где особенно сложная ситуация) и других несложно понять. В их основе – тот же Realpolitik: мол, мы готовы отменить визы, но в то же время хотим успокоить избирателя.
Но есть одна проблема – идеологи этого подхода не осознают, какую угрозу несет этот путь.
Евросоюз может собственными руками уничтожить рычаг влияния на Украину. Единственный действительно работающий рычаг.
Не секрет, что большинство "сложных" реформаторских законов удалось принять в парламенте исключительно потому, что их принятия требовал Евросоюз в рамках той или иной программы.
Движение к безвизовому – так называемый План действий визовой либерализации (ПДВЛ) – это самый яркий пример.
И речь идет не только об антидискриминационных нормах, которые продавили через Верховную раду исключительно по требованию ПДВЛ.
Если бы не ПДВЛ, у нас бы точно не было даже нынешних скромных успехов в сфере противодействия коррупции. Не было бы европейских законов о специальной конфискации. Не создали бы комплекс антикоррупционных органов – НАБУ и спецпрокуратуру. А вместо нынешнего органа по возврату активов (который еще не заработал, но, по крайней мере, уже создан) Украина получила бы монстра с неограниченными правами, которого более полугода лоббировала в парламенте так называемая "группа Пашинского".
Перечень далеко не полный, но антикоррупция – та сфера, где влияние "безвизового плана" был самым мощным.
У нас есть все основания для таких утверждений, ведь мы были свидетелями этих процессов. Каждый из названных законов встречал яростное сопротивление в парламенте и за его пределами. Каждый раз голосов не хватало. И каждый раз ключевым фактором успеха были разъяснения ЕС и медийное давление из-за "срыва безвизового". Каждый раз приходилось с документами в руках лично объяснять нескольким (а то и нескольким десяткам!), что это – не фейк, что безвизовый действительно скоро будет предоставлен, но только после выполнения перечня условий.
Исключительного перечня.
Та же работа шла в правительстве, где далеко не каждый желал выполнять требования "безвизового плана".
ПДВЛ был "волшебной палочкой" Брюсселя, которая порой решала самые сложные проблемы.
Один из европейских дипломатов даже написал на Facebook шутку о том, что Жан-Клод Юнкер, одобрив в декабре прошлого года положительное решение по Украине, решил "выбросить свою волшебную палочку", и теперь неизвестно, будут ли украинцы любить ЕС, как раньше.
Так же, похоже, думают и в некоторых европейских столицах.
Но есть проблема.
"Волшебнику" верят лишь до тех пор, пока он способен убедить, что его "палочка" действительно работает.
В случае, если в Берлине, Париже и Гааге не осознают этого и отсрочат безвизовый – пусть на некоторое время, пусть лишь для технических процедур – ЕС "сломает" свою палочку и надолго потеряет доверие украинских политиков.
И когда в следующий раз Гройсман и Томбинский, или же его преемник, придут в парламент с просьбой принять тот или иной "проблемный" закон (теперь уже не для безвизового, а, к примеру, для открытия экспорта), то ответ будет неприятным для них: депутаты без сомнения вспомнят о "безвизовом кидке".
Ведь любая отсрочка будет воспринято именно таким образом. А когда отсрочка закончится и визы таки отменят, из Киева это будет казаться не выполнением обещанного, а победой в дипломатическом противостоянии с ЕС (а это противостояние, без сомнения, будет, ведь вопрос слишком принципиален для Украины).
Это и есть тот Realpolitik, о котором немецкие, французские и голландские политики порой просто не задумываются, не понимая специфики Украины.
Очень хочу, чтобы европейские чиновники прочли перевод данного текста, задумались над этой проблемой и взвесили "за" и "против" до принятия решения, а не после, когда придется преодолевать его последствия.
Автор: Сергей Сидоренко,
редактор "Европейской правды"