Как возвращались визы: подробно о том, почему и как надолго отложен безвизовый режим

Пятница, 10 июня 2016, 09:44 — Сергей Сидоренко, Европейская правда
Фото Flickr / schengenvisainfo.com

Итак, настало время официально подтвердить то, о чем "Европейская правда" сообщала в течение последнего месяца "по данным источников".

10 июня на плановом заседании в Люксембурге Совет Евросоюза на уровне глав МВД обсудит украинский безвизовый режим, но... не примет никакого решения. Вопрос просто не будет выноситься на голосование.

В итоге летом 2016 года Евросоюз не введет безвизовый режим для граждан Украины. Самым оптимистичным вариантом отныне является осень.

И, несмотря на заявления европейских чиновников, это – не "техническая задержка", а политическая.

Но стоит подчеркнуть: ЕС пока не сказал нам "нет". Политическое решение о безвизовом режиме для Украины никто не ставит под сомнение.

Этот вариант сейчас даже не обсуждается.

Но это не означает, что мы можем быть спокойны.

Три месяца назад мало кто представлял себе нынешние проблемы – казалось, мы на финишной прямой и в августе сможем забыть о визах. Но "возникли новые обстоятельства"...

Так и сейчас, к сожалению, есть сценарии, при которых наши перспективы могут стать еще хуже. И едва ли не самая большая опасность исходит от... самой Украины.

Итак, подробно о нынешних "раскладах", о причинах и ключевых угрозах – в статье "Европейской правды".

Что произошло и кто виноват?

Чиновники ЕС в официальных комментариях вряд ли признают, что безвизовый отложен. У Брюсселя традиционное объяснение – мол, мы же не называли дату; а если так, то она не может быть отложена.

Но в разговорах "не под диктофон" все признают: да, ситуация непростая.

И у этих трудностей есть две ключевые составляющие – украинская и неукраинская. Вторая – более мощная.

Судьба Украины вновь стала заложником процессов, напрямую с ней не связанных.

(Очень четкая аналогия с нидерландским референдумом по Соглашению об ассоциации Украина-ЕС, где немало голосов "против" на самом деле были голосами голландцев, настроенных против Евросоюза.)

На этот раз мы оказались объектом игры между ЕС и Турцией.

Весной 2016 года Брюссель и Анкара начали активный диалог о безвизовом режиме для турок. Это должно было стать политической "платой" за согласие Турции остановить поток в ЕС сирийских беженцев, а также – принять обратно тех, кто летом прошлого года уже добрался в Европу через турецкую территорию.

Эта задача очень нужна самому Евросоюзу.

Однако Турция – большая и "рисковая" страна, которая к тому же выполнила не такой "безвизовый план", как был у Украины. Поэтому Европе нужны дополнительные предохранители, гарантирующие, что граждане Турции (к примеру, сексменьшинства, или, допустим, сирийцы с турецким паспортом) не станут массово просить убежища в ЕС.

Сама собой возникла идея о механизме, который позволит Брюсселю быстро остановить безвизовый в случае необходимости. А на всякий случай решили распространить его действие на все страны, а не только на Турцию

А пока этот механизм не создан, ЕС приостановил безвизовый процесс. Не только для Турции, но и для Украины, Грузии, Косова.

"В значительной степени это – вопрос внутренней политики. Мы должны показать избирателю из своих стран, что мы ставим предохранители против возможных новых миграционных кризисов. В том числе со стороны Украины, хотя вы – далеко не самый большой источник опасности", – пояснил ЕвроПравде один из европейских дипломатов, пожелавший остаться неназванным.

Так что, мы вовсе не причастны к задержке?

Не верите, что Украина не наделала ошибок? И правильно делаете.

Конечно, к "турецкому механизму" Киев непричастен.

По словам наших источников в Брюсселе, а также по сообщениям местных СМИ, главным лоббистом данной идеи являются представители Франции (за что ей отдельное "спасибо"), а также, в несколько меньшей степени – чиновники из Германии, Бельгии и в последнее время, Италии.

Нет вины Киева в том, что эта идея появилась в повестке дня ЕС, а когда это все же произошло, наши дипломаты активно работали над тем, чтобы Украину не привязывали к этой проблеме.

Но миграционный мотив торможения безвизового – лишь один из двух. Ко второму, "реформистскому", Украина напрямую причастна.

Хотя Еврокомиссия заявила, что Киев полностью выполнил "безвизовый план" (ПДВЛ), в столицах стран-членов ЕС прекрасно понимают, что это – не совсем так.

Национальное агентство по предупреждению коррупции до сих пор не доукомплектовано (избрание пятого члена НАПК застопорилось, потому что президентский участник избирательной комиссии, Александр Данилюк, ушел в правительство, а когда Порошенко все же назначил ему замену, из комиссии вышел представитель ВР Сущенко); электронная система декларирования доходов высших чиновников до сих пор не заработала, бизнес-группы в парламенте продвигают идею об изменении закона о спецконфискации...

Страны-члены ЕС возмущены тем, что Украина выполнила антикоррупционную часть ПДВЛ местами только на бумаге. А поэтому возникла идея создать постмониторинговый механизм.

ЕС хочет контролировать, как Украина завершит антикоррупционные реформы. Нужен рычаг: если Киев начнет отменять реформы, то может быть лишен "безвиза".

И так же, как с предыдущим механизмом, часть стран-членов считает нужным притормозить безвизовый, пока не будет ясности с постмониторингом. Перечень стран, продвигающих эту идею – тот же самый, но здесь ключевую роль, по словам источников, играет постпредство Германии в Брюсселе.

Немецкие чиновники больше всего возмущены "имитацией борьбы с коррупцией в Украине". А еще дипломаты нередко вспоминают о генпрокурора Викторе Шокине, которого Порошенко всеми правдами и неправдами пытался сохранить на посту.

История Шокина, который лично пытался остановить выполнение ПДВЛ, стала для Запада символом сопротивления реформам со стороны команды президента. И там хорошо помнят, что президент до последнего защищал генпрокурора, который дискредитировал себя не только этой историей, но и проваленной реформой прокуратуры. Забыть о ней будет очень непросто.

Но у "Европейской правды" есть и другая, более свежая претензия к Порошенко.

Если безвиз отложили, то как надолго?

Это вопрос непростой. Есть несколько сценариев, о которых хорошо знают МИД и администрация президента. Ни один из них не дает оснований надеяться, что безвизовый заработает уже летом.

Но Порошенко, как и ранее, пытается создавать в обществе ложные ожидания. "Мы делаем все возможное, чтобы и парламент, и Совет ЕС рассмотрели этот вопрос до лета, но не исключено, что это может быть в сентябре", – заявил он неделю назад на пресс-конференции в Киеве.

Эта новость широко разошлась в украинских СМИ, снова создав ожидания в обществе. К сожалению, ложные ожидания.

По состоянию на сейчас сентябрь является самым оптимистическим вариантом. Завершение процедуры уже летом даже не рассматривается – сейчас это невозможно чисто процедурно. Гораздо больше шансов, что речь идет об октябре или даже ноябре.

Но в то же время должны поддержать мнение Порошенко о том, что безвиз в 2016 году остается реальной перспективой.

Этот прогноз поддерживают источники ЕвроПравды в Брюсселе и странах-членах. Такой сценарии в настоящее время является основным – в начале осени ЕС утвердит очертания механизма приостановки безвиза, договорится об основных положениях постмониторинга, а уже после того – возьмется за Украину.

Но, к сожалению, мы не можем утверждать, что этот сценарий – безусловный.

Существует серьезная угроза, что на пути одобрения "безвиза" появятся новые преграды.

Во-первых, календарь рассмотрения механизмов приостановки безвизового еще может измениться. В ЕС до сих пор нет согласия относительно его деталей, и кто знает, не затянется ли поиск компромисса.

К слову, поражает то, что Европа тормозит украинский безвизовый, не имея юридической потребности для этого. Процедура приостановки безвизового будет действительна для всех стран, и неважно, как давно они получили безвиз. Если, к примеру, Украине отменят визы в сентябре, а новый механизм примут в декабре, он также будет действовать для нашего государства.

И сейчас украинские проевропейские силы – от правительства до гражданского общества – пытаются донести до европейских столиц, что излишнее затягивание здесь только вредит.

Да, во всех этих юридических дискуссия речь идет лишь о том, как надолго откладывается наш безвизовый. Возможность того, что ЕС вообще откажется отменять визы, сейчас не обсуждается. Но Украина способна сама внести это вопрос в повестку дня ЕС. И эта возможность не так уж и невероятна.

Не нужно быть провидцем, чтобы предсказать: задержка безвизового приведет к искреннему возмущению в парламенте.

Популизм в Раде силен как никогда, и призывы "отомстить Европе", отменив пару наиболее болезненных реформ, вполне могут найти поддержку.

Тем более, что в парламенте уже сейчас готовят для этого почву. Прежде всего – в вопросе антикоррупции.

На кону – состояние влиятельных политиков, а для некоторых – даже уголовная ответственность, ведь доказать законность происхождения средств многие не смогут.

Поэтому отсрочка безвизового может стать поводом (не причиной, а именно поводом!) для того, чтобы Рада пересмотрела наиболее "чувствительные" нормы законов о спецконфискации или о возврате незаконно выведенных активов. А утрата доверия депутатов к Евросоюзу добавит голосов за решение о пересмотре реформ.

Еще одна угроза – в сфере защиты меньшинств. Как известно, одним из "безвизовых законов" стали изменения трудового кодекса о запрете трудовой дискриминации, в том числе по признаку сексуальной ориентации.

Сейчас на рассмотрении Рады – новый трудовой кодекс. Кто-то верит, что в нем будет продублирована эта норма, если часть депутатов потеряет веру в скорую отмену виз? Вопрос риторический.

А теперь представьте, какой будет реакция Брюсселя в случае, если Верховная рада отменит какую-то из ключевых "безвизовых норм" еще до того, как ЕС примет окончательное решение по "безвизу"? Предсказать это несложно. Украину обвинят в нарушении договоренностей, одобрение безвизового остановится, а это даст скептикам основания снова пойти на обострение конфликта...

Войти в спираль конфликта в отношениях с ЕС – несложно. Выйти из нее – крайне трудно.

Это не полный перечень негативных сценариев, которые могут ударить по отношениям Украина-ЕС и по безвизовому режиму.

Многое зависит от результатов британского референдума (если Великобритания решит выйти из ЕС, Европе в ближайшее время будет откровенно не до Украины). "Осеннее обострение" кризиса в Верховной раде, которое вполне реально, не будет способствовать нам в Брюсселе.

Наконец, не стоит забывать о российском факторе – пусть он здесь и не основной, но Кремль точно не сидит сложа руки в ожидании украинского безвизового.

Поэтому каждый месяц затягивания безвизового для Украины является путем к пропасти. И мы очень надеемся, что в Берлине, Париже и Риме это наконец поймут.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Реклама: