Все ради свиней: что есть и чего не было в скандальной резолюции Сената Франции
В ночь на четверг, а также утром 9 июня все украинские СМИ написали о решении Сената Франции о постепенной отмене санкций, введенных против России.
Эта "зрада" была ожидаемой, в отличие от предыдущего голосования в Национальном собрании – нижней палате парламента Франции. Если в апреле большинство экспертов считали инициативу об отмене санкций непроходной, то сейчас, перед рассмотрением в Сенате, все без исключения эксперты предупреждали:
антиукраинская резолюция, скорее всего, будет одобрена.
Но остается вопрос – действительно ли эта резолюция такая уж антиукраинская?
Корректны ли обвинения, звучащие в адрес французских политиков?
И, в конце концов, как получилось, что за пророссийское решение, которое вызвало возмущение нашего МИДа, посольства и депутатов, проголосовало подавляющее большинство французских парламентариев – 301 голос "за" при 16 "против"?
Ответ прост и достаточно очевиден. На самом деле уровень "зрады" несколько преувеличен.
Вопрос не только в том, что парламентская резолюция не является обязательной (и, как уже заявило французское правительство, ее лишь "приняли к сведению).
Самое главное – то, что из нее во время редактирования вычеркнули все самые скандальные нормы.
А кое-что дополнительно смягчили уже во время рассмотрения, через принятие поправок.
Ниже мы публикуем перевод полного текста принятой резолюции с выделенными важными фрагментами. Но сначала – краткое описание.
Авторы документа проявили незаурядную изобретательность, прописывая нормы об отмене санкций. Они сформулированы таким образом, чтобы каждый нашел в формулировках то, что ему по душе.
В документе парламент призвал французское правительство к "постепенному и частичному смягчению экономических санкций, связывая это смягчение с ощутимым и целеустремленным прогрессом в выполнении Минских соглашений".
Как это понимать? Означает ли это, что прогресс уже есть и санкции уже надо смягчить? Или нам еще нужно ждать этого прогресса?
Франкоязычные собеседники ЕП предполагают, что такая нечеткая формулировка подобрана сознательно.
Ведь основная цель – не снять санкции (сегодня это вряд ли возможно), а дать сигнал, что их снятие – вещь простая, чтобы было желание.
Адресатом этого сигнала, кстати, является не только Украина, но и рядовые французы. Популизм – вещь, которая есть во всех странах. Поэтому порой о бизнесменах надо не столько заботиться, сколько "делать вид, что заботишься".
И упоминание важности французского свиноводства во внешнеполитической резолюций доказывает, что в Сенате Франции прекрасно помнят это правило.
* * * * *
Европейская резолюция о режиме санкций ЕС в отношении Российской Федерации
Сенат,
– Принимая во внимание статью 88-4 Конституции,
– Принимая во внимание выводы Европейского совета от 6 марта 2014 года и от 19 и 20 марта 2015 года,
– Принимая во внимание выводы Совета по иностранным делам Европейского Союза от 3 марта 2014, 17 марта 2014, 22 июля 2014 года и 14 марта 2016,
– Осуждая применение силы Российской Федерацией на территории Украины и аннексию Крыма 20 марта 2014 года после референдума, который рассматривается Организацией Объединенных Наций как недействительный;
– Выражая сожаление в связи с ситуацией в некоторых восточных районах Украины, что привело к конфликту между украинской армией и силами, представляющими себя как пророссийские и оспаривающими власть украинского государства;
– Подчеркивая, что вследствие этих событий Европейский Союз постепенно установил режим санкций в отношении России, включающий политические и дипломатические меры, индивидуальные санкции и экономические секторальные санкции в отношении отдельных лиц и предприятий;
– Подчеркивая, что санкции были дополнены, усилены и продлены несколько раз, в зависимости от ухудшения ситуации в Украине или же отсутствия прогресса в ее урегулировании;
– Принимая во внимание то, что в ответ на санкции ЕС 7 августа 2014 года Россия приняла решение о внедрении контрсанкций, в частности, эмбарго на пищевые продукты сроком на 1 год и в августе 2015 года продолжила их на такой же период;
– Подчеркивая, что после ряда дипломатических инициатив Франции, Германии, России и Украины в "нормандском формате" были подписаны Минские договоренности, которые являются единственным путем к урегулированию конфликта в отдельных восточных районах Украины;
– Учитывая вклад Сената в реализацию политической составляющей Минских договоренностей относительно децентрализации, в частности, сотрудничество с Верховной радой на предмет разработки конституционной реформы в Украине;
– Отмечая частичную имплементации Комплекса мер по выполнению Минских соглашений от 12 февраля 2015 года;
– Отмечая в то же время, что санкции ЕС против РФ и российские контрсанкции оказывают негативное влияние как на экономическом, так и на политическом уровнях для всех сторон и имеют глубокое влияние на отношениях между ЕС и Россией;
Сенат Франции
Вновь подтверждает свою приверженность территориальной целостности, суверенитету и независимости Украины и осуждает аннексию Крыма Россией, как указано в резолюции 68/262 Генеральной ассамблеи ООН от 27 марта 2014;
Выражает сожаление по поводу ухудшения отношений между ЕС и Россией и считает, что восстановление доверительных и прочных отношений имеет важное значение для решения общих проблем и достижения стратегического партнерства с Россией, к чему и призывает Сенат;
Призывает все стороны оперативно и в полном объеме внедрить Комплекс мер по выполнению Минских соглашений от 12 февраля 2015 года;
Призывает к постепенному и частичному смягчению режима санкций Европейского Союза в отношении России, особенно экономических санкций,
связывая это смягчение с ощутимым и целеустремленным прогрессом в выполнении минских соглашений по сравнению с ситуацией, которая была по состоянию на 12 февраля 2015 года, а также призывает правительство начать переговоры по этому вопросу со своими европейскими партнерами;
Призывает правительство, при тех же условиях, пересмотреть дипломатические и политические санкции и рекомендовать, в частности, на начальном этапе, возобновление переговоров относительно проведения двусторонних встреч высокого уровня между государствами-членами ЕС и Россией;
Просит правительство призвать своих европейских партнеров проработать снятие индивидуальных санкций в отношении российских парламентариев, представляющих препятствие для необходимого и полезного парламентского и политического диалога;
Призывает правительство удостовериться, что ослабление или отмена санкций ЕС обязательно будет сопровождаться аналогичными шагами со стороны Российской Федерации;
Напоминая об инициативе правительства относительно отмены российских санитарных санкций, призывает усилить влияние на Европейскую комиссию, на государства-членов Европейского Союза и Россию, с тем, чтобы как можно скорее снять эмбарго, которое ухудшает ситуацию в ослабленном сельскохозяйственном секторе; подчеркивает, в частности, что, по оценкам правительства, эти эмбарго влекут за собой значительные потери для французского свиноводства;
Призывает правительство поддержать эти принципы и обеспечить их соблюдение в ходе переговоров.
Подпись: Жерар Ларше,
председатель Сената