Открытие рынка подержанных авто: как это было в Польше

Четверг, 2 июня 2016, 16:08 — Матеуш Бялас, аналитик Школы управления УКУ

31 мая Верховная рада приняла законопроект №3251, который существенно снижает пошлину на импорт подержанных автомобилей.

Помимо общего воодушевления, важно также критически проанализировать возможные плюсы и минусы этого шага.

Показателен пример соседней Польши, которая больше десяти лет назад тоже пошла этим путем. После вступления страны в ЕС в 2004 году импорт подержанных авто вырос в течение одного года в 23 раза, с 35 тыс. автомобилей, ввезенных в 2003-м, до 828 тыс. в следующем году.

Рынок открылся, почти каждая семья могла позволить себе купить автомобиль и свободно путешествовать по дорогам Европы. Так, в 2013 году по польским дорогам передвигалось более 19 млн легковых авто, и эта цифра каждый год увеличивается.

Новое или старое авто?

В 2015 году польские граждане купили более 400 тыс. новых автомобилей, а украинцы – чуть более 46 тыс.

Конечно, такая разница – это следствие сокращения украинского авторынка последних лет. В прошлом году украинский рынок новых автомобилей сократился вдвое по сравнению с 2014-м (97 тыс.) и в четыре раза по сравнению с 2013 годом (213 тыс.).

Кроме количественной разницы, есть и качественная.

В течение последних лет при выборе новых авто поляки отдавали предпочтение немецким и японским иномаркам среднего класса – "Тойота", "Фиат", "Шкода", "Фольксваген" или "Опель". В Украине традиционно доминировали бюджетные ВАЗ, ЗАЗ, Daewoo ("Ланос") или "Шевроле", прежде всего, украинского или российского производства.

Как следствие – в Украине относительно небольшое количество иномарок среднего класса.

Год назад (в мае 2015 г.) в Киеве были мои друзья из Кракова. Вот какое у них сложилось впечатление от многообразия автомобилей столицы: "Столько "ланосов" на квадратный метр я еще никогда не видел, а только в одном Киеве больше люксовых авто, чем в целой Польше".

Отрытый рынок подержанных авто позволил нашим западным соседям покупать далеко не новый автомобиль, часто среднего класса, намного дешевле, чем новый. Радовались все – как поляки, которые могли купить больше машин, так и немцы, французы, австрийцы, которые легко избавлялись от старых автомобилей.

Рынок для подержанных авто открывается...

В конце апреля, когда проводилась работа после первого чтения, я решил посмотреть, сколько же стоят относительно популярные авто в Польше и в Украине.

Для сравнения я проверил цены в столицах на сайтах бесплатных объявлений одного бренда.

авто

год выпуска

Украина

Польша

UAH

USD

PLN

USD

Hyundai Accent

2008

25 4963*

9999

12 400

3351

Skoda Octavia

2011

325 000

12040

25 000

6757

Daewoo Lanos

1998

8 5296*

3350

3 100

838

Toyota RAV4

2005

165 415

6126

31 000

8378

Kia Ceed

2010/2011

267 291*

10500

19 900

5378

Mercedes E

2003

298 086*

11700

17 300

4676

*цены указаны в долларах США, источники: olx.ua, olx.pl

Вывод простой – в среднем подержанные авто в Украине вдвое дороже, чем в Польше.

Абсурдно дорогие в Украине автомобили – низшего класса, а за указанную цену за границей можно купить машину более высокого класса. Низкие цены на польском рынке вызвала большая конкуренция среди поставщиков и большое число импортированных из Западной Европы автомобилей.

С 2004 года в Польшу импортировано почти 9,5 млн подержанных авто.

Конкуренция – это хорошо, и покупатель имеет полное право выбрать такой товар, который ему нравится. Но, к сожалению, в торговле автомобилями асимметрия информации между покупателем и продавцом играет важную роль, а техническое состояние авто, которые продаются в Польше, далеко от удовлетворительного.

Рынок открывается... но для старых авто

Стоит отметить, что в 2003 году 53% от всех автомобилей, которые завозились в Польшу, составляли те, которым меньше 4 лет, а после открытия рынка – в 2004 и в последующие годы – этот процент колебался между 6% и 11%.

Со временем в Польше начали доминировать автомобили от 4 до 10 лет и более.

 

Так, в 2014 импортировано 7,7% авто до 4 лет, 41,5% авто – 4-10 лет и 50,8% – свыше 10 лет. Такая структура импорта, с одной стороны, позволила почти каждому купить 20-летнюю машину за копейки, а с другой – привела к существенному ухудшению общего технического состояния автопарка поляков.

В 2013 году 78% всех автомобилей на польских дорогах были старше 10 лет, 51% автопарка – чуть больше 16 лет, а 30% – свыше 20 лет.

В Польше за короткое время появились сотни СТО и автосервисов, которые "воскрешали" и перепродавали "как новые" поврежденные машины, часто после аварий.

Тогда в Польше стал популярным анекдот:

"Приезжает к механику на подъемнике куча металлолома из Германии.

– Вот беда, в таком состоянии я еще ничего не видел, будет сделано за две недели, – реагирует механик.

Через две недели механик звонит владельцу:

– Что это за марка? Потому что как бы я не ремонтировал и что бы ни делал, получается автобусная остановка!"

На сегодня во Львове можно увидеть очень много автомобилей с польскими номерами. Открытие рынка для импорта подержанных авто даст возможность украинцам приобрести собственные "четыре колеса", будут построены новые заправки, усилится давление на власть для улучшения дорожной инфраструктуры, будут созданы новые рабочие места на СТО, мойках или автостанциях и т.п.

Есть и риски

Вопрос, который остается открытым – техническое состояние автомобилей, которые будут ввозиться в Украину.

Местные дороги – это не немецкие автобаны и даже не польские трассы.

Технически неисправные автомобили несут в себе опасность не только для владельца, который сам решил сесть за руль, но и для других участников дорожного движения.

Это тоже можно увидеть на польском примере. Развитие дорожной инфраструктуры в Польше, позволяющее двигаться быстрее, а главное –

немалое количество старых автомобилей на дорогах повлекли за собой ситуацию, когда польские дороги считаются одними из самых опасных в ЕС.

Конечно, в каждом решении есть свои плюсы и минусы. Украине следует использовать опыт и учиться на ошибках других стран.

Новые, более серьезные требования относительно техосмотра и минимального технического состояния автомобилей должны быть введены не только для долгожданных новых-старых авто из Европы, но и для украинских маршрутных такси.

Такие меры будут способствовать поддержанию удовлетворительного уровня безопасности на дорогах Украины.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Реклама: