Аудит внешней политики. Румыния и Украина – возможна ли дружба из-за общего врага
На протяжении двух десятилетий в румынском публичном пространстве Украина позиционировалась как недружественное государство.
Украинское информационное пространство и политические оценки отвечали взаимностью – высокий уровень подозрительности, недоверия и даже враждебности к соседнему государству были привычным делом.
Но последние годы стали для наших стран периодом "нового открытия" друг друга.
2014 год расставил точки над "и" – те, кто клялся в вечной дружбе, совершили акт агрессии против Украины.
Зато Бухарест, порой воспринимавшийся в Украине как главная угроза национальной безопасности, помог Киеву.
Конечно, ренессанс украинско-румынского сотрудничества не привел к урегулированию проблем, накопившихся за двадцать лет напряженных отношений, но сейчас по крайней мере появилась надежда на развитие доверительного сотрудничества, основанного на подходе security first.
Появление общей угрозы заставило соседей пересмотреть отношения; однако пока рано говорить, что обе страны полностью перевернули страницу недоверия.
Багаж недоверия
После 1991 года в отношениях двух стран времена подъема сменялись периодами конфликтов, и вторых было явно больше.
В 1997 году мы подписали Договор об отношениях добрососедства и сотрудничества между Украиной и Румынией, и эксперты вспоминают, что его корнем было не настоящее "добрососедство", а другие мотивы.
Бухарест должен был продемонстрировать Западу отсутствие территориальных претензий к соседней стране – это было крайне важно, учитывая стремление Румынии получить статус кандидата на членство в НАТО. Для украинской власти также было важно решить вопросы, связанные с границей.
Острые дискуссии, которые не позволяли странам двигаться вперед, касались защиты прав румынского меньшинства в Украине и украинского в Румынии, делимитации континентального шельфа в Черном море, создания глубоководного судового хода реки Дунай-Черное море на украинском участке дельты, а также ситуации с Криворожским горно-обогатительным комбинатом.
Все эти вопросы возникали на фоне взаимных подозрений в неискренности сторон.
Украинская власть подозревала Бухарест в намерениях воплотить проект "Великая Румыния"; румынские власти не доверяли многовекторной политике Киева.
2014 год стал поворотным моментом в отношениях между двумя странами.
Румыния первой из стран ЕС ратифицировала Соглашение об ассоциации с Украиной.
Также в 2014 году было подписано соглашение о малом приграничном движении, которое предоставило возможность почти полумиллиону украинцев, проживающих в 30-километровой зоне на границе с Румынией, ездить в соседнюю страну без виз.
(Стоит добавить, что переговоры об этом шли еще с начала президентства Ющенко, но не было согласия румынской стороны. – ЕП)
Поддержка Евромайдана и четкое осуждение российской агрессии Румынией в значительной степени определили новую двустороннюю динамику.
За последний год президенты двух стран встретились четыре раза, в том числе в 2015 году румынский президент посетил Киев, а через год украинский лидер побывал в Бухаресте.
Среди достижений, которые свидетельствуют об изменении духа сотрудничества, стоит упомянуть открытие румынского консульства в поселке Солотвино на Закарпатье, отмену оплаты за получение долгосрочных (национальных) виз и совместное пограничное патрулирование для борьбы с контрабандой.
Есть надежда, что этот список продолжится: уже объявлено о планах открыть прямое железнодорожное и авиасообщение между столицами, автобусное сообщение Черновцы-Бухарест.
Важную роль в изменении отношений Киева и Бухареста сыграла смена президента Румынии.
Новый руководитель страны Клаус Йоханнис, в отличие от своего предшественника Траяна Бэсеску не столь отягощен историческим наследием в своем подходе и в своей риторике в отношении Украины.
При этом изменилась и глобальная внешняя политика страны. Румыния, чьи региональные амбиции не выходили дальше молдовского направления, сегодня предстает как один из ключевых игроков в Черноморском бассейне и даже Центрально-Восточной Европе, постепенно перебирая эстафету регионального влияния в Польше.
Безопасность превыше всего
Поводом для активизации двусторонних отношений стало осознание общих угроз безопасности.
Если до сих пор в Румынии не до конца верили в прозападный курс Украины и допускали чрезмерную зависимость руководящих кругов соседней страны от России, то после аннексии Крыма и военных действий на Донбассе в Бухаресте произошла переоценка вызовов.
Милитаризация Крыма, расположенного всего в 300 км от побережья Румынии, превращается в главную угрозу для страны, которая уже является членом НАТО.
Агрессивные действия РФ сложно не заметить. В апреле 2016 года Россия официально провела учения по блокированию Черноморских проливов. А после того, как Румыния и США запустили на румынской базе Девеселу комплекс противоракетной обороны НАТО, президент Путин лично выступил с угрозами в адрес Бухареста.
Румыния выступает лидером по координации региональных усилий для развития баланса безопасности – а фактически для разработки контрмер против российских провокационных действий в Черном море, таких как создание флотилии НАТО в Черном море с участием Румынии, Болгарии и Турции (правда, София заняла в этом вопросе достаточно осторожную позицию). Свое желание присоединиться к инициативе выразила Украина; не исключено, что к ней присоединится и Грузия.
Украина, таким образом, может стать связующим звеном в региональной безопасности.
Президент Порошенко также выступил с идеей создания военной бригады совместно с Румынией и Болгарией (по примеру УкрЛитПолБригу). Болгария, однако, может выступить против участия Украины, чтобы избежать конфронтации с РФ.
Взгляд в будущее
Риски для безопасности объединяют ключевые интересы Украины и Румынии.
Но это не означает, что в обеих странах забыли о проблемах, накопленных в прошлом. Очевидно, что Киев и Бухарест решили не поднимать их на-гора в период больших угроз (военная машина России, терроризм или дезинтеграционные настроения в ЕС).
В любом случае, стороны не смогут избежать необходимости решения вопросов, стоящих на повестке дня уже более двух десятилетий. Не исключено, что для их решения потребуется привлечение третьей стороны (международных организаций). Такой подход может вызвать шквал критики в публичном пространстве Украины, ведь еще свежи воспоминания о проигрыше Украины в Международном суде ООН в 2009 году (относительно делимитации Черного моря в споре как раз с Румынией).
Впрочем, другого выхода, чем апелляция к третьей стороне, у обеих стран может не оказаться.
Отношения, движущей силой которых является общая угроза, не могут быть эффективными.
Поэтому важно изучить новые пути кооперации, чтобы партнерство было полностью независимым от российского фактора. В связи с этим можно рассмотреть ряд рекомендаций:
Безопасность и кибербезопасность
Украине следует принимать активное участие в румынских инициативах в сфере безопасности. Важно поддерживать диалог о создании Черноморской флотилии, в составе которой был бы хотя бы один украинский корабль, а также создание военной бригады совместно с Румынией и Болгарией. Участвовать в военных учениях, направленных на борьбу в условиях гибридной войны и преодоления внешних угроз. Перенимать опыт в сфере кибернетической безопасности.
Треугольник Украина-Польша-Румыния
Содействовать региональным инициативам Румынии о координации внешнеполитических усилий – в частности, относительно создания треугольника Украина-Польша-Румыния.
Реформаторский опыт
Поддерживать тесный секторальный контакт с Румынией – особенно в вопросе борьбы с коррупцией. Организовать активный обмен опытом между румынскими и украинскими институтами для борьбы с коррупцией под эгидой ЕС.
Энергетическая безопасность
Воплощать взаимовыгодные проекты в энергетической сфере. Продолжать диалог относительно возможных реверсных поставок румынского газа в Украину (ведь румынская добыча постоянно растет. – ЕП).
Решение проблемных вопросов через арбитраж
Решать существующие двусторонние проблемы в партнерском духе, а в случае неспособности привлекать третьи стороны – арбитраж или международные организации (ОБСЕ, Совет Европы и т.п.).
Меньшинства
Украина должна обеспечить надлежащие условия для защиты культурных прав румынского меньшинства. Меры со стороны украинской стороны не могут быть меньше тех, которые внедряет румынская сторона в отношении украинского меньшинства.
Не президентами едиными
Поддерживать развитие диалога на различных уровнях, особенно на парламентском и общественном. Обе страны должны оказывать финансовую поддержку организаторам конференций, рабочим группам и бизнес-проектам, направленным на содействие двусторонним контактам.
Условия для торговли
Результаты в борьбе с коррупцией (с применением румынского опыта) могли бы вдохновить инвесторов из Румынии выходить на украинский рынок. Можно провести ряд бизнес-форумов между двумя странами, чтобы оживить экономическое сотрудничество на уровне малого и среднего бизнеса.
Молдовский фактор
Углублять кооперацию с Республикой Молдова и Румынией, в частности – по реформированию "Восточного партнерства".
Приднестровский фактор
Продолжать диалог по приднестровскому урегулированию, учитывая общий интерес по ограничению влияния России на ситуацию с безопасностью в регионе.
Можно рассмотреть, среди прочего, такой креативный подход, как обеспечение безопасности воздушного пространства Республики Молдова в случае согласия Кишинева.
Транспортное сообщение
Способствовать решению проблем транспортного сообщения – в частности, что касается запуска прямого авиасообщения между Киевом и Бухарестом.
Публикуется с сокращениями. Скачать полный текст аналитической записки можно здесь.
Авторы: Сергей Солодкий, Иляна Ракеру,
Институт мировой политики
Публикация подготовлена в рамках проекта ИМП "Аудит внешней политики Украины".
Этот проект выполняется при поддержке "Черноморского фонда для регионального сотрудничества" Немецкого фонда Маршалла (BST GMF), а также проекта "Объединяемся ради реформ" (UNITER), который реализуется Pact в Украине при поддержке Агентства США по международному развитию (USAID).