Польский поиск и украинское "выжидание": как привлечь и как оттолкнуть инвесторов
Украинские власти уже не первое десятилетие говорят о том, что ожидают новых инвестиций.
Но инвесторов нельзя просто ждать. Их необходимо искать, их нужно поощрять и убеждать. Под словосочетанием "привлечение инвестиций" подразумевается активный поиск и создание привлекательных условий, а не пассивное ожидание потенциального инвестора. Здесь "стратегия поиска" Польши и "стратегия ожидания" Украины отличаются.
И есть ряд примеров, которые это доказывают.
К примеру, когда речь идет о специальных (свободных) экономических зонах (СЭЗ).
Они, как "легализованные офшоры", должны стимулировать бизнес инвестировать в экономику страны, создавать новые рабочие места и привлекать новейшие технологии производства. Их миссией является привлечение как иностранных, так и национальных инвесторов для направления капитала в менее привлекательные, на первый взгляд, регионы.
Для достижения таких целей государство развивает инфраструктуру, транспортную развязку вокруг такой зоны и предоставляет налоговые льготы предприятиям, которые смогут обеспечить длительный цикл инвестиций. Стандартной практикой является освобождение инвестора на определенный период от налога на прибыль и налога на недвижимость.
Украина – СЭЗ на бумаге и "ожидание" инвестиций
Украина раньше Польши сделала первый шаг к созданию СЭЗ, приняв еще в 1992 закон "Об общих принципах создания и функционирования специальных (свободных) экономических зон".
Но, к сожалению, в этот период экономика в Украине начала стремительно падать, инфляция достигла огромных показателей, а внутренняя ситуация была очень нестабильной. Так, первые СЭЗ были созданы лишь в 1998 году – спустя шесть лет после принятия закона.
На сегодня теоретически существует 11 СЭЗ и 9 территорий приоритетного развития (ТПР).
Однако существуют они только теоретически.
В 2005 году законодательство изменилось и теперь утверждает, что "субъекты хозяйствования в СЭЗ и на ТПР осуществляют свою деятельность по общим правилам налогообложения и не имеют никаких специальных преференций".
Существует также СЭЗ "Крым", создание которой уже после оккупации Крыма Россией – загадка для экономистов.
Таким образом, в стране, которая уже более двух лет получает целевые кредиты, а в экономике не хватает средств, не создаются реально действующие СЭЗ, с реальными льготами, с реальной поддержкой и гарантиями государства.
Польша – СЭЗ в реальности и поиск инвестиций
Польше были известны проигранные "сражения" за крупных инвесторов, которые решили вложить капитал в соседние страны: Словакию или Чехию, где им предложили более привлекательные условия.
Сделав соответствующие выводы, Варшава постоянно повышает уровень конкурентоспособности экономики и инвестиционного климата.
Для этого используют различные меры – в том числе специальные экономические зоны.
Польша приняла закон о функционирования СЭЗ на два года позже Украины (в 1994). И первая СЭЗ была создана уже в 1995 году. В 1996-м было основано две СЭЗ, а в 1997 году – еще десять.
Всего создано 15 СЭЗ, 14 из которых работает до сих пор. Изначально льготы должны были предоставляться на 20 лет, до 2016/2017 года. Но уже в 2003-м, более чем за 10 лет до конца этого срока, Кабмин Польши принял решение продлить деятельность СЭЗ до 2026 года, что было ответом правительства на рост мировой конкуренции за инвестиции.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ В ПОЛЬШЕ | ||||||||
No | СЭЗ | основана | число областей | регион Польши | площадь (га) | инвестиции (млрд злотых) | число выданных разрешений | число работников |
- | Польша | с 1995 - | - | - | 18792 | 113,79 | 2668 | 290 094 |
1. | Pomorska | 2001 | 4 | север | 2040 | 10,6 | 121 | 19 600 |
2. | Slupska | 1997 | 3 | север | 910 | 2 | 85 | 4000 |
3. | Kostrzyn-Slubice | 1997 | 3 | северо-запад | 1868 | 6,33 | 296 | 31 000 |
4. | Warmia-Mazury | 1997 | 2 | северо-запад | 1057 | 4 | 122 | 9 419 |
5. | Suwalki | 1996 | 3 | северо-восток | 635 | 2,4 | 90 | 7 658 |
6. | Legnica | 1997 | 1 | юго-запад | 1700 | 7,33 | 140 | 12011 |
7. | СЭЗ среднего бизнеса Kamienna Gora | 1997 | 2 | юго-запад | 373 | 2,2 | 43 | 7083 |
8. | Walbrzych INVEST PARK | 1997 | 4 | юго-запад | 2920 | 21,7 | 188 | 44 300 |
9. | Lodz | 1997 | 3 | центр | 1339 | 13 | 286 | 33 000 |
10. | Katowice | 1996 | 3 | юг | 1200 | 22 | 275 | 57 000 |
11. | Krakow - Technology Park | 1997 | 2 | юг | 866 | 4 | 219 | 21 408 |
12. | Mielec | 1995 | 4 | разные | 1496 | 8,1 | 330 | 17077 |
13. | Tarnobrzeg WISLOSAN | 1997 | 6 | разные | 1743 | 7,95 | 307 | 19 411 |
14. | Starachowice | 1997 | 5 | восток/центр | 645 | 2,18 | 166 | 7 127 |
СЭЗ в Польше охватывают, как правило, от двух до четырех регионов (воеводств), что обеспечивает координацию и сотрудничество между регионами и предотвращает концентрацию инвестиций в одном месте. Некоторые воеводства, относящиеся к одной СЭЗ, даже не граничат друг с другом.
В 2015 году общая площадь СЭЗ Польши достигла 18,7 тыс. гектаров, что равняется площади Львова.
Причем созданные зоны не являются статичными: в течение последних 10 лет, с 2004 года, их общая площадь выросла втрое (с 6,5 тыс. гектаров) и постоянно увеличивается, поскольку открываются новые площадки для инвестиций.
По состоянию на 2015 год в СЭЗ было привлечено ориентировочно $34 млрд (по среднему курсу 1995-2015). В течение последних 20 лет выдано почти 2700 инвестиционных разрешений, а работу нашли около 300 тыс. человек.
Украинскому правительству стоит задуматься над созданием реальных СЭЗ, в которых инвестиции были бы защищены и поддержаны как центральной, так и местной властью. Поляки начали это делать 20 лет назад, и что самое важное, не прекратили работу до сих пор.
Самое важное здесь – предсказуемость. Инвесторам, которые планируют вкладывать капитал в следующие 5 или 10 лет, нужны гарантии получения прибыли, несмотря на политическую ситуацию в стране или смену правительства.
Причем Украине нужно конкурировать не с Россией или Беларусью, а с Польшей, Словакией или даже Германией. Для этого нужна конкурентная идея, преимущество и конкретные мероприятия, направленные на привлечение иностранных инвестиций, которых пока не заметно.
Пример продвижения – агентство и сайт как визитка
Можно начать от самого простого – создание доступного инвестиционного центра, который был бы в состоянии предоставить актуальную и достоверную информацию потенциальному инвестору.
В Польше еще в 1992 году (!) учреждено Государственное агентство по вопросам привлечения инвестиций, которое сейчас превратилось в Государственное агентство по вопросам информации и привлечения инвестиций, целью которого была и есть поддержка экономики путем привлечения иностранного капитала.
Сайт агентства доступен на семи (!) языках: английском, немецком, французском, корейском, китайском, японском и, конечно, польском.
На сайте есть актуальная информация об инвестиционных возможностях и мерах, направленные на продвижение Польши и польского бизнеса за рубежом.
В Украине инвестиционного агентства со схожими полномочиями нет. Отсутствует даже правительственный сайт, который содействовал бы промоции инвестиционных возможностей.
Сайт Министерства экономразвития и торговли переведен только на английский язык, а раздел, посвященный инвестиционной активности, недоступен даже на английском.
Скриншот сайта МЭРТ на 23 июня 2016 года |
Это – очень наглядная иллюстрация.
С одной стороны, можно начинать с маленьких и относительно низкозатратных шагов, таких как создание профессионального сайта и наем буквально нескольких людей со знанием иностранных языков, которые были бы в состоянии продать бренд "Украина".
Это не так много. Никаких сомнений, что в Украине достаточно образованных людей, которые способны это сделать.
И в то же время политикам нужно поработать над имиджем страны как стабильной, предсказуемой и способной соблюдать правил и права. Украины как места, где деньги не исчезнут, рейдеры не отберут процветающего предприятия, где продукцию можно будет доставить по качественным дорогам, где груз не застревает на долгое время на таможне и не "растворяется" в воздухе по пути из точки А в точку Б.
Для начала этого должно быть достаточно.
Автор: Матеуш Бялас,
Школа управления Украинского католического университета,
для "Европейской правды"