Аудит внешней политики. Италия – слабое звено ЕС или союзник Украины?
Европейские и украинские СМИ регулярно поднимают вопрос, не станет ли Италия "слабым звеном" Европейского Союза. Однако есть ли основания у таких опасений?
Украина и Италия никогда не находились в топе внешнеполитических приоритетов друг друга. Однако после начала российско-украинской войны украинско-итальянские отношения отметились дополнительным аспектом.
К традиционному экономическому партнерству прибавились вопросы безопасности, из-за чего у Италии возникла проблема в отношениях с РФ. Важно, что Италия не разделяет "холодновоенного" дискурса по изоляции Москвы и относится к ситуации прагматично: Россия останется весомым игроком на региональном и глобальном уровне и поэтому с ней нужно считаться.
Многие итальянские политики и сегодня считают необходимым вернуться к опыту своей страны, когда в самые тяжелые моменты противостояния периода холодной войны Италия, будучи членом НАТО и важным союзником США в Европе, поддерживала с Россией едва ли не самые лучшие отношения среди всех западных стран.
Позиция официального Рима по ключевым для Украины вопросам европейской интеграции и урегулирования российско-украинского конфликта выглядит так:
Италия поддерживает политику ЕС в отношении Украины как в вопросах евроинтеграции, так и территориальной целостности, но не считает, что изоляция России — это выход.
В итальянском дипломатическом дискурсе такая политика носит название "двойного трека" (doppio binario) — твердость принципов международного права в сочетании с диалогом и переговорами.
Российский фактор и интересы в Украине
Диалог Рима и Кремля – действительно интенсивный.
Премьер-министр Италии Маттео Ренци посетил Москву с официальным визитом после аннексии Крыма в марте 2015 года. В том же году, в июле, Владимир Путин приехал на всемирную выставку "Экспо" в Милане. Несмотря на неофициальный характер визита, Путин провел встречи на высшем уровне: с итальянским премьером открыл День России и встретился с президентом Италии Серджио Маттареллой и Папой Римским Франциском. В 2016 году министр иностранных дел Паоло Джентилони дважды посетил Москву.
Однако реальную расстановку сил в Италии можно охарактеризовать следующей формулой: отношения с Россией для официального Рима важны, но отношения с Европейским Союзом и США — важнее.
Как отметил один из участников интервью, "Россия всегда рассчитывает на итальянскую поддержку и всегда ошибается, потому что европейское и евроатлантическое сообщество является первоочередным приоритетом для Италии". Такая ситуация открывает новые возможности для Украины:
"заигрывание" Рима с Москвой заставляет последнюю воспринимать Италию как своего "троянского коня" в ЕС, тем временем, как на самом деле именно Украина имеет в Италии скрытого союзника,
по крайней мере, до тех пор, пока при власти находится "Демократическая партия" Маттео Ренци.
На какой уровень поддержки может рассчитывать Украина?
После разрешения российско-украинского конфликта в итальянских правительственных кругах понимают: возврат к политике business as usual с Россией невозможен. Позиция Италии заключается в том, что Россия должна уважать территориальную целостность Украины и Минские договоренности.
Более того, Италия — одна из немногих стран ЕС, которые сделали конкретные шаги по аресту имущества россиян из ближнего круга Владимира Путина. В сентябре 2014 года были арестованы активы олигарха Аркадия Ротенберга общей стоимостью около 30 млн евро. Кроме того, на запрос Генеральной прокуратуры Украины в рамках уголовного дела об избиении демонстрантов в Одессе в 2007 году полиция Сан-Ремо арестовала экс-нардепа от Партии регионов Игоря Маркова.
В 2013 году Италия с опаской относилась к Соглашению об ассоциации с Украиной, подозревая, что Россия может начать конфликт по причине его подписания. От немалой части итальянского политического истеблишмента можно было услышать, что Россия должна быть привлеченна к консультациям относительно последствий Соглашения об ассоциации, а европейских партнеров Италии, в частности Германию, обвиняли в чрезмерной спешке.
Впрочем, Италия также вовремя и быстро ратифицировала документ в обеих палатах парламента (несмотря на общий скептицизм населения по этому вопросу: согласно опросу, проведенному в марте 2016 года, 66% граждан Италии считают, что в Италии, как и в Нидерландах, следует провести референдум по Соглашению об ассоциации с Украиной).
Но стоит напомнить, что Италия и Украина являются ценными рынками друг для друга. По объему товарооборота Украины со странами Европы, Италия занимает третье место, уступая Германии и Польши.
В свою очередь Италия является страной №1 для украинского экспорта в ЕС. На нее приходится 15% украинского экспорта, что суммарно превышает объем украинского экспорта в Германию и Францию.
Соответственно, Италия заинтересована в реализации экономической части Соглашения об ассоциации.
Также, несмотря на миграционный кризис, который затронул Италии больше всего из стран-членов ЕС, Италия последовательно поддерживает предоставление Украине безвизового режима. В этом вопросе неожиданно сыграла роль "мягкая сила" украинской общины в Италии.
В Италии нет страхов, связанных с украинской миграцией, благодаря знакомству с украинским менталитетом и характером (большинство итальянцев знает хоть одного украинца).
Таким образом, вопрос поддержки или неподдержки санкций против России со стороны Италии коренится не в стратегическом партнерстве Рима и Москвы, а в желании Италии подчеркнуть свой вес в принятии решений в ЕС и получить определенные уступки от европейских партнеров в других вопросах.
Впрочем, есть и другая проблема — Италия является ярым противником идеи поставок оружия Украине. В этом вопросе позиция итальянского правительства полностью совпадает с настроениями избирателей: 65% граждан Италии выступают против такого решения, и только 22% — за.
Однако важно подчеркнуть, что такие настроения являются не антиукраинскими, а скорее пацифистскими, как и итальянская внешняя политика в целом. Италия сегодня исповедует несиловую внешнюю политику и не готова отправлять войска не то что в Украину, но и в Ливию, несмотря на геополитические приоритеты и давление со стороны США.
Без политических друзей, но с сильной диаспорой
В итальянском политикуме нет "естественных" союзников Украины.
Итальянский политический спектр состоит либо из сторонников фашистской, правой традиции, которые сегодня исповедуют консервативные и радикальные взгляды, либо из представителей коммунистической идеологии. Россия воспринимается и первыми, и последними как ценный партнер.
Сегодня левоцентристскую традицию в Италии представляет правящая "Демократическая партия" (происходит из итальянской коммунистической партии), право-популистическую — оппозиционные партии "Вперед, Италия", "Лига Севера", "Движение пять звезд".
Для итальянских левых Россия — это правопреемница СССР. Для правых важно партнерство с Россией как страной, которая способна противостоять США (правда, антиамериканизм присущ также и левым политическим силам в Италии).
Такой подход отражается также и в прессе: про украинцев-фашистов писала как Il Manifesto левого толка, так и газета Il Giornale — рупор правоцентристов Сильвио Берлускони.
В этой ситуации левые выглядят все же идеологически ближе к Украине, поскольку именно они выступают в Италии как проевропейская сила.
То, что в 2013 году на парламентских выборах победили левоцентристские партии, открыло для украинско-итальянских отношений окно возможностей. До определенной степени Украине удалось им воспользоваться.
С 2014 года только Ренци и Порошенко встречались не менее пяти раз, включая обмен официальными визитами в 2015 году: в марте итальянский премьер посетил Киев, а в ноябре состоялся визит Порошенко в Рим (последний раз Украину в Италии на самом высоком уровне представлял Виктор Ющенко в 2008 году). В 2016 году впервые за последние семнадцать (!) лет ожидается визит президента Италии Серджио Маттарелли.
Впрочем, позиция Демпартии отнюдь не является единодушной. В частности, публичные заявления ее бывшего руководителя, дважды премьер-министра Италии и бывшего председателя Еврокомиссии Романо Проди в отношении Украины имеют пророссийскую тональность. Именно Проди в бытность главой Европейской комиссии принадлежит известное высказывание о готовности разделить с соседями ЕС "все, кроме институтов", то есть о нежелании предлагать государствам-соседям Евросоюза перспективу членства.
У Украины также есть друзья среди представителей партии "Новые правоцентристы" (Nuovo centrodestra), которая образовалась в результате раскола партии Берлускони "Народ свободы" и после выборов 2013 года образовала коалицию с "Демократической партией".
Среди них — председатель комитета по внешним делам нижней палаты итальянского парламента Фабрицио Чиккитто, который в мае 2016 года организовал в парламенте конференцию относительно Украины во время приезда делегатов Верховной рады. Координатор межпарламентских связей с нашей страной Паоло Алле также благосклонен к Украине.
Другой спектр итальянского политикума представляют такие партии, как "Лига Севера" (14% поддержки), "Движение пяти звезд" (26% поддержки) и крупнейшая итальянская партия "Вперед, Италия" (12% поддержки).
Эти партии проводят откровенно евроскептическую и пророссийскую политику, признают Крым российской территорией и выступают за отмену санкций. Их лидеры не скрывают ни знакомства с Путиным, ни контактов с ним.
Важно, что эти партии имеют большинство в региональных парламентах, что уже стало проблемой для Украины.
Такой проблемой, в частности, стал результат голосования в совете провинции Венето относительно признания Крыма частью Российской Федерации и отмены санкций против России. Хотя это голосование, инициированное "Лигой Севера", не имеет юридического влияния на действия центрального правительства, но создает дополнительное политическое давление и должно стать "звонком" для Украины.
Также лидер партии "Лига Севера" Маттео Сальвини посетил Крым уже после аннексии, а в марте 2015 года организовал в Милане конференцию "Россия и Крым: две огромные возможности для наших предприятий", на которую пригласил, в частности, замминистра РФ по делам Крыма Елену Абрамову и "министра экономического развития" Крыма Николая Коряжкина. Его однопартиец Паоло Гримолди инициировал создание группы "Друзья Путина" в итальянском парламенте.
Депутаты "Движения пяти звезд" также неоднократно служили ретрансляторами российской пропаганды в итальянском парламенте.
Так, депутат итальянского парламента от "Движения пяти звезд" Марта Гранде на заседании парламента рассказывала о "фильтрационных лагерях", которые украинское руководство построило для русскоязычного населения, и демонстрировала фото с якобы свидетельствами каннибализма со стороны украинских солдат. Как оказалось, фото это – из российского фантастического фильма "Мы из будущего", снятого в 2008 году.
Давние дружеские отношения Владимира Путина и председателя партии "Вперед, Италия" Сильвио Берлускони имеют давнюю историю и не являются новостью. Для Берлускони Путин является мировым лидером "номер один". Также не является секретом участие членов партии в качестве "наблюдателей" на псевдовыборах в самопровозглашенных "ДНР" и "ЛНР".
Интересно, что партия "Вперед, Италия" все же не является монолитной в вопросе европейской интеграции Украины, тогда как депутаты от этой партии в нижней палате парламента голосовали против ратификации Соглашения об ассоциации с Украиной, сенаторы в верхней палате дали голоса в поддержку Соглашения, к тому же именно в тот день, когда Берлускони встречался с Путиным в аннексированном Крыму.
Не имея мощной политической поддержки, Украина имеет в Италии многочисленную диаспору.
По официальным данным, в Bel Paese проживает около 230 тыс. украинских граждан. Это — четвертая по количеству община в Италии после Марокко, Албании и Китая, которая не принадлежит к Европейскому Союзу, и самая большая украинская община в Западной Европе. На сегодняшний день в Италии зарегистрировано около 100 украинских ассоциаций.
Италия признает роль украинцев в без преувеличения социальном развитии государства и благодарна им за это. Украинские заробитчане зарекомендовали себя как честные и трудолюбивые труженики. Как правило, они хорошо владеют итальянским языком и интегрируются в итальянское общество.
Однако украинская община не смогла полноценно стать "послами" украинской политики и культуры для итальянцев. Не все украинские заробитчане являются общественно активными в Италии настолько, насколько украинские общины в США, Канаде и Германии.
Это объясняется как особенностями их статуса в Италии (порой нелегального), так и социальной незащищенностью (Италия не предлагает мигрантам такого социального пакета, как, скажем, Германия).
Кроме того, далеко не все украинские заробитчане сначала идентифицировали себя с Украиной. Сейчас украинские мигранты более склонны делать акцент на своем происхождении, однако некоторые до сих пор ведут себя как "постсоветские" люди. Например, в мае 2016 года украинская школа в Риме решила праздновать выпускной вечер в русском ресторане "Матрешка".
Еще одно связующее звено между Украиной и Италией на общественном уровне – украинские дети, которых принимали итальянские семьи на временное пребывание с целью оздоровления в рамках программы "Дети Чернобыля". Всего в этой программе приняли участие около 660 тыс. украинских детей, многие из которых выучили итальянский язык, выросли и сегодня работают в разнообразных сферах, в том числе, и на государственных должностях.
Сегодня эти люди могли бы играть роль Italy understanders в Украине, однако их потенциальная роль в развитии украинско-итальянских отношений не исследована, ни, тем более, использована.
Что дальше?
Следующие парламентские выборы в Италии должны пройти в 2018 году. Впрочем, в случае отрицательного результата референдума относительно конституционной реформы, запланированного в Италии на октябрь 2016 года, возможны досрочные парламентские выборы.
Победа оппозиции: "Лиги Севера", "Движения пяти звезд", "Вперед, Италия", представляющие евроскептические настроения, может привести к ухудшению украинско-итальянских отношений и прекращению поддержки украинских евроинтеграционных стремлений со стороны Италии.
Хотя на сегодня "Демократическая партия" Ренци сохраняет довольно высокий рейтинг, однако местные выборы в 2015 году показали, что популярность партии действующего премьера снизилась до 30%, а на выборах мэров Рима и Турина в июне 2016 года победили кандидаты от "Движения пяти звезд".
В такой ситуации Украине уже сейчас надо искать договороспособных собеседников во всех ведущих политических силах Италии. То, что итальянские политические силы не являются однородными, продемонстрировало упомянутое выше голосование за Соглашение об ассоциации в Сенате.
Кроме того, стоит налаживать системные контакты и сотрудничество с теми регионами, которые поддерживают оппозиционные партии — прежде всего, Ломбардией, Венето и Лигурией.
И наконец, не стоит забывать, что итальянцы — прагматическая и бизнес-ориентированная нация.
Поэтому лучшим залогом поддержки Италии для Украины будут истории успеха — как совместных украинско-итальянских проектов, так и итальянского бизнеса в Украине.
Решение проблем, которые годами препятствуют иностранной предпринимательской деятельности в Украине, вроде возврата НДС и вывода дивидендов, будет способствовать не только бизнес-отношениям между двумя государствами, но и политическому диалогу.
Для оживления бизнес-связей уместно было бы создать итальянско-украинские бизнес-клубы на базе посольств в Киеве и Риме или Ассоциации "Итальянский дом".
Продвижение таких площадок могло бы произойти на итальянско-украинском бизнес-форуме, запланированном на 2017 год.
Автор: Екатерина Зарембо,
Институт мировой политики
Публикация подготовлена в рамках проекта ИМП "Аудит внешней политики Украины".
Проект выполняется при поддержке Черноморского фонда регионального сотрудничества" Немецкого фонда Маршалла (BST GMF), а также проекта "Объединяемся ради реформ" (UNITER), который реализуется Pact в Украине при поддержке Агентства США по международному развитию (USAID).