Молодежь против пенсионеров: итоги швейцарского референдума
Вынесение ключевых вопросов на общенациональный референдум — всегда лотерея с непредсказуемым исходом. Однако в Швейцарии подобные референдумы проводят по несколько раз в год. Как результат, граждане привыкли голосовать ответственно, даже в ущерб своему кошельку.
"Европейская правда" публикует материал наших партнеров — швейцарского портала Swissinfo — об итогах последнего референдума.
* * * * *
В воскресенье 25 сентября в Швейцарии состоялся очередной национальный референдум, по результатам которого народ заметным большинством одобрил новую редакцию федерального закона о разведывательной службе, а также отверг предложение об увеличении пенсионных выплат и счел, что предписывать стране переход к так называемой "зеленой экономике" не следует.
Напомним суть основных вопросов, вынесенных на нынешний референдум.
Во-первых, речь идет о принятой в сентябре 2015 года парламентом новой редакции "Федерального закона о разведывательной службе", который должен регулировать деятельность разведывательных органов Швейцарии, заменив собой некоторые законы и положения, "не отвечающие более потребностям времени с его совершенно порой новыми рисками и угрозами". В частности,
швейцарские спецслужбы получат право прослушивать и контролировать (строго по решению суда, разумеется) не только телефонные разговоры, но и интернет-трафик.
Они будут иметь право запускать "санкционированные государством программы-трояны", монтировать специальные системы для прослушивания разговоров лиц, подозреваемых в совершении преступлений террористической и иной экстремистской направленности, разрабатывать и внедрять технологии отражения "кибер-атак".
Текст нового закона был одобрен Национальным советом (большой палатой парламента) и Советом кантонов (малой палатой). Однако общественное объединение "Bündnis gegen den Schnüffelstaat" ("Объединение против государственно-полицейского сыска") воспользовалось демократическими правами и вынесло закон на референдум.
Но вот теперь убедительным большинством в 65,5% голосов народ высказался за усиление полномочий спецслужб. Впрочем, тут сомнений не было - теракты в Германии, Бельгии и Франции никого в Швейцарии не оставили равнодушным.
Да и в целом в Конфедерации давно уже раздавались голоса в пользу усиления позиций национальной разведывательной службы в области противодействия террористической угрозе. Именно на это и направлена новая редакция "Федерального закона о разведывательной службе".
Куда более интересными оказались два других вопроса, вынесенные на референдум.
Прибавки к пенсии не будет
Второй вопрос на вчерашнем референдуме — это судьба народной законодательной инициативы "AHVplus: für eine starke AHV" ("AHVplus — за солидное пенсионное обеспечение").
Авторы законопроекта предлагают повысить, самое раннее — с января 2018 года, пенсионные выплаты по линии так называемой "первой опоры" на 10%. В настоящее время минимальная гарантированная государственная пенсия (AHV) в Швейцарии, с учетом непрерывности выплат страховых взносов, составляет 1 175 франков в месяц, максимально она может доходить до 3 525 франков.
Фонд "первой опоры" формируется из солидарных выплат застрахованного и государства. Жить только на одну эту пенсию в Швейцарии невозможно. Если перечислять взносы в "первую опору" в течение максимально возможного срока (44 года для женщин, 45 лет для мужчин), то минимальная пенсионная выплата может составить 1 200 франков в месяц, что для Швейцарии очень мало.
В случае, если бы народ согласился с инициативой, в абсолютных цифрах доплата по линии "первой опоры" составила бы сумму от 117,5 до максимально 325,5 франков.
Стоит отметить, что такая инициатива выгодна нынешним пенсионерам, а также работникам, не имеющим постоянных доходов. Для остальных увеличение отчислений по "первой опоре" означает уменьшение отчислений, ложащихся на личный пенсионный счет.
Для подавляющего большинства швейцарцев суть референдума — стоит ли поддержать сегодняшних пенсионеров в ущерб собственной будущей пенсии.
Во многом свою роль сыграла и позиция властей - правительство и парламент Швейцарии настойчиво призывали отвергнуть инициативу. Как результат, сторонники пенсионной реформы оказались в меньшинстве - против инициативы проголосовало 59,4% швейцарцев.
При этом провал инициативы был очевиден еще накануне голосования - все последние опросы общественного мнения показывали, что требуемая левыми партиями реформа системы пенсионного обеспечения не имеет ни единого шанса.
Как заявил в интервью телеканалу SRF председатель молодежной организации партии швейцарских либералов Андри Зильбершмид, атака левых сил на "первую опору" швейцарской системы пенсионного обеспечения была отражена, прежде всего, голосами молодежи, которая, с одной стороны, вполне разделяет идеалы солидарности поколений, но с другой — серьезно беспокоится в связи со своей собственной пенсией.
Точно такого же мнения придерживаются и сами пенсионеры в лице исполнительного директора "Швейцарского объединения по вопросам обеспечения интересов пенсионеров" Ули Брюггера:
"Авторы инициативы стремились нанести ущерб существующей системе пенсионного обеспечения, но теперь, с учетом имеющегося пакета реформ на период до 2020 года, у нас есть шанс провести финансовое санирование "первой опоры", а решать эту задачу уже должен будет парламент.
Конечно, получить какую-то прибавку к пенсии было бы очень соблазнительно, но с другой стороны, давайте смотреть правде в глаза — положение швейцарских пенсионеров может считаться просто отличным, даже если сравнивать с другими странами Европы. Нам нужно быть скромнее и смотреть в будущее".
"Зеленая экономика" не в почете
Третьим на референдуме был вопрос, связанный с народной законодательной инициативой "За "зеленую" экономику".
Целью данной законодательной инициативы было качественное сокращение к 2050 году размеров "экологического следа", оставляемого Швейцарией на экосистеме планеты. След этот не должен превышать среднюю по планете степень промышленной и антропогенной нагрузки на экосистему.
В соответствии с законопроектом, федеральное правительство Швейцарии было бы обязано содействовать переходу страны на устойчивую и ресурсосберегающую экономику путем создания условий для развития передовых инноваций и поддерживая продвижение на рынке товаров и услуг с высокой долей инновационной прибавленной стоимости.
В частности, законопроектом была предусмотрена модернизация нормативно-правовой базы, регулирующей такие важные процессы, как утилизация мусора, проведение общественных тендеров на оказание муниципалитетам инженерных и прочих услуг в сфере городского хозяйства, включая разработку и принятие бюджетно-налоговых мер и стимулов, направленных на сокращение потребление энергии и невозобновляемых природных ресурсов.
Несмотря на обнадеживающие результаты предварительных опросов общественного мнения, данная инициатива не нашла поддержки избирателей - она была отвергнута большинством в 63,6% голосов.
По-видимому, не последнюю роль сыграли логичные аргументы противников инициативы, которые предупреждали, что
принятие инициативы станет "нападением на привычный образ жизни", и предостерегали от дальнейшего роста степени государственного вмешательства в экономику.
"Швейцария упустила свой шанс занять передовые позиции в мире в области "зеленой экономики", — разочарованно заявила в интервью немецкоязычному радио SRF депутат Национального совета (большой палаты парламента) от "Партии зеленых" Регула Ритц. Но она не считает, что ее партия проиграла: "То, что произошло, это начало, а вовсе не конец дискуссии".
Ханс-Ульрих Биглер, депутат Национального совета от Партии швейцарских либералов (FDP) и глава влиятельного швейцарского "Объединения предприятий малого и среднего бизнеса" подчеркнул, что "избиратели Швейцарии заявили сегодня, что экономика Швейцарии и так уже „зеленая" настолько, насколько это возможно и рентабельно. В том, что касается энергоэффективности, мы и так являемся мировыми лидерами".
В итоге, отмечают наблюдатели, причиной негативного вотума стало характерное для швейцарцев беспокойство стать объектами законодательного принуждения, ведь, напомним, переход к "зеленой экономике" предполагалось жестко прописать в федеральной Конституции.