Кремль несет юридическую ответственность за "ДНР" и "ЛНР". Перевод резолюции ПАСЕ
"Европейская правда" публикует полный текст резолюции Парламентской ассамблеи Совета Европы, которая посвящена системным нарушениям прав человека на украинских территориях, не подконтрольных украинской власти.
Этот документ, утвержденный подавляющим большинством - 87 против 11 голосов - возложил на Россию полную ответственность за соблюдение или нарушение прав человека как в Крыму, так и на Донбассе, а также содержит несколько других критически важных для Украины пунктов, которые ранее не утверждались на уровне международных организаций.
Резолюция
1.
Парламентская Ассамблея глубоко обеспокоена ситуацией в сфере прав человека в Крыму и в самопровозглашенных "республиках" Донецка и Луганска ("ДНР" и "ЛНР").
2.
Она подтверждает, что аннексия Крыма Российской Федерацией и военное вторжение российских вооруженных сил на востоке Украины нарушают международное право и принципы, поддержанные Советом Европы.
3.
"ДНР" и "ЛНР", созданные, поддерживаемые и эффективно контролируемые Российской Федерацией, не являются легитимными согласно украинскому или международному праву. Это касается всех их "органов власти", включая "суды", установленные властью де-факто.
4.
Согласно международному праву,
Российская Федерация, которая де-факто осуществляет контроль над этими территориями, несет ответственность за защиту их населения.
Россия, таким образом, должна гарантировать соблюдение прав человека всем жителям Крыма и "ДНР" и "ЛНР".
5.
В отношении Крыма российское военное присутствие и эффективный контроль были официально признаны российскими властями. В отношении "ДНР" и "ЛНР" эффективный контроль подтверждается хорошо задокументированной ролью российских военных во взятии под контроль и контроле этих регионов, несмотря на решительное сопротивление законной власти Украины, и полной зависимостью "ДНР" и "ЛНР" от материально-технической, финансовой и административной поддержки России.
6.
И в Крыму, и в зоне конфликта на Донбассе имели место и до сих пор имеют место серьезные нарушения прав человека, о чем свидетельствуют многочисленные доклады... Эти нарушения включают внесудебные казни, насильственные исчезновения, пытки и бесчеловечное и унижающее достоинство обращение, незаконные задержания и чрезмерные ограничения свободы слова и информации.
7.
Жертвы нарушений прав человека не имеют эффективных национальных средств правовой защиты:
7.1. что касается жителей "ДНР" и "ЛНР", местным "судам" не хватает легитимности, независимости и профессионализма; до украинских судов в соседних районах, контролируемых правительством, юрисдикция которых была распространена Украиной на неподконтрольные территории, трудно добраться, суды не могут получить доступ к материалам, оставшимся в "ДНР" и "ЛНР", и не могут обеспечить выполнение своих решений на этих территориях;
7.2. что касается жителей Крыма, то атмосфера запугивания также влияет на независимость судов и, в частности, на готовность полиции и прокуратуры привлекать к ответственности лиц, виновных в совершении преступлений против потенциальных или реальных сторонников Украины.
8.
В Крыму украинцы в целом и крымские татары в частности были чрезвычайно запуганы нарушениями прав человека,
а также тем, что эти факты в основном остаются безнаказанными.
Многие из них были вынуждены уехать из Крыма. Одновременно на всех жителей Крыма осуществлялось огромное давление с целью получения ими российских паспортов и отказа от своего украинского гражданства для доступа к медицинскому обслуживанию, жилью и другим жизненно важным услугам.
Крымские татары, после недавнего решения Верховного суда РФ о запрете Меджлиса и его местных ячеек, утратили свое традиционное демократическое представительство. Татарские СМИ и мусульманская религиозная практика татар также оказались под давлением. Совокупный эффект этих репрессивных мер представляет угрозу для самого существования татарской общины как отдельной этнической, культурной и религиозной группы.
Более того, по сообщениям авторитетных международных неправительственных организаций (в частности, Freedom House, Amnesty International, Human Rights Watch и другие), имеются свидетельства нарушений Конвенции о недопустимости расовой дискриминации в отношении крымских татар.
РФ не обеспечивает право крымских татар на равенство перед законом, а также права на безопасность и защиту от насилия со стороны государства, права на свободу перемещения, свободу мысли и вероисповедания, свободу выражения мнения, на объединение и на мирное собрание.
Такие нарушения подтверждаются случаями исчезновения крымских татар, запретом въезда лидеров крымских татар в Крым, вмешательством в религиозные практики, запретом крымскотатарских медиа и Меджлиса, признанного высшего органа крымских татар.
9.
В зоне конфликта на Донбассе мирное население, а также большое количество участников военных действий стали жертвами нарушений их права на жизнь и физическую неприкосновенность и на свободное распоряжение имуществом, в результате военных преступлений и преступлений против человечности, включая невыборочные или даже намеренные обстрелы жилых районов, иногда спровоцированные размещением оружия в непосредственной к ним близости.
10.
Многие жители зоны конфликта на Донбассе, по обе стороны от линии соприкосновения, до сих пор ежедневно страдают от многочисленных нарушений режима прекращения огня, согласованного в Минске.
Эти нарушения ежедневно документируются Специальной мониторинговой миссией ОБСЕ в Украине, несмотря на ограничение доступа, введенное в большей степени властью де-факто "ДНР" и "ЛНР".
Жители также страдают от царящей атмосферы безнаказанности и общего беззакония вследствие отсутствия законных, действующих государственных органов и доступа к правосудию.
Они также испытывают серьезные социальные затруднения, которые осложнились вследствие усиления ограничительных мер, введенных украинскими властями в отношении выплат пенсий и социальной помощи.
Гуманитарная ситуация для отдельных заключенных, сроки заключения которых начались до начала конфликта (а это более 5000 человек в одной только "ЛНР") являются неприемлемой: решения об их досрочном освобождении игнорируются, этих лиц привлекают к принудительному труду, а также применяют к ним различные формы бесчеловечного обращения.
И, наконец, лица, перемещенные из "ДНР" и "ЛНР", сталкиваются с экспроприацией имущества, которое они оставили, в результате незаконных требований по перерегистрации, введенных властями де-факто.
11.
Украинская власть начала судебное преследование лиц, подозреваемых в совершении военных преступлений и других нарушениях прав человека со стороны провластных сил.
Однако они до сих пор не предоставили международным наблюдателям доступ ко всем местам содержания под стражей, в частности тех, что находятся в ведении Службы безопасности Украины (СБУ).
12.
Минские соглашения содержат положения об амнистии участников вооруженного конфликта на Донбассе. Ассамблея напоминает, что согласно нормам международного права, такие положения не могут служить оправданием безнаказанности лиц, виновных в серьезных нарушениях прав человека.
13.
Что касается выборов, предусмотренных Минскими соглашениями, Ассамблея считает, что до тех пор, пока текущая ситуация в "ДНР" и "ЛНР", которая характеризуется атмосферой опасности, запугивания и безнаказанности и отсутствия свободы слова и информации, будет оставаться неизменной, проведение свободных и справедливых выборов в этих регионах невозможно.
14.
Ассамблея выражает сожаление по поводу того, что ни Российская Федерация, ни Украина не ратифицировали Римский статут об учреждении Международного уголовного суда (МУС), одновременно отмечая, что Украина распространила юрисдикцию МУС в своих декларациях от 17 апреля 2014 года и 8 сентября 2015 согласно статье 12.3 Римского статута.
Ассамблея приветствует изменения в Конституцию Украины, наконец-то принятые украинским парламентом, которые сделают возможной ратификацию Римского статута. Одновременно Ассамблея обеспокоена тем, что эти изменения вступят в силу только через три года, а не как можно скорее, как это было рекомендовано Ассамблеей.
15.
Ассамблея приветствует действия Совместной группы по расследованию (СГР) и ее предварительный отчет от 28 сентября по уголовному расследованию относительно сбитого рейса MH17 на Донбассе.
Ассамблея принимает к сведению выводы СГР о том, что MH17 был сбит с территории, которая контролировалась пророссийскими сепаратистами
ракетной системой "Бук", которая была доставлена из РФ и возвращена в РФ после запуска ракеты.
Ассамблея призывает все стороны приобщиться к уголовному расследованию, чтобы привлечь виновных к ответственности
16.
В связи с этим Ассамблея призывает:
16.1. соответствующие органы, как Украины, так и в Российской Федерации:
16.1.1. эффективно расследовать все случаи серьезных нарушений прав человека, предположительно совершенных во всех районах, находящихся под их эффективным контролем;
16.1.2. привлечь лиц, виновных в этих нарушениях, к ответственности, тем самым препятствуя любым другим подобным нарушениям в будущем;
16.1.3. предоставить максимально возможную компенсацию жертвам этих нарушений;
16.1.4. присоединиться к Римскому статуту МУС;
16.1.5. полностью выполнить Минские соглашения;
16.2. российскую власть:
16.2.1. прекратить свои репрессивные действия, направленные против лиц, лояльных к украинской власти, во всех районах, находящихся под их эффективным контролем, в том числе в Крыму; в частности, восстановить исторические права крымских татар и содействовать восстановлению верховенства права на всей территории восточной Украины;
16.2.2. в то же время обеспечить защиту основополагающих прав всех жителей "ДНР" и "ЛНР" и удовлетворение их основных потребностей и использовать свое влияние на власть де-факто с этой целью;
16.2.3. способствовать независимому мониторингу ситуации в сфере прав человека на всех украинских территориях, находящихся под их эффективным контролем, в том числе в Крыму;
16.2.4. использовать все имеющиеся юридические средства для пересмотра решения Верховного суда РФ относительно объявления Меджлиса вне закона, а также чтобы разрешить крымскотатарскому сообществу самом избирать свои органы самоуправления;
16.2.5. обепечить неограниченный доступ представителей международных организаций и консульских сотрудников Украины к заключенным, этапированным из территории, которая находится под украинским контролем, в пенитенциарные учреждения на территории РФ;
16.2.6. перевести в Украину тех заключенных, кто выразит такое желание, чтобы они могли провести остаток своего срока заключения на территории, которая контролируется украинской властью;
16.2.7. прекратить практику перевозки из Крыма к территории РФ тех лиц, кто не имеет российского гражданства, в том числе - заключенных.
16.3. украинскую власть:
упростить, насколько это возможно, повседневную жизнь жителей неподконтрольных территорий и перемещенных лиц из этих районов за счет сокращения административных процедур в отношении доступа к выплате пенсий и социальной помощи и содействия доступа жителей к правосудию путем надлежащего оснащения и кадрового обеспечения судов в районах, подконтрольных правительству, чья юрисдикция была распространена на неподконтрольные территории;
регулярно пересматривать и взвешивать решение Украины об отклонении от выполнения Международной конвенции по гражданским и политическим правам, а также Европейской конвенции по правам человека человека, исходя из принципов необходимости, пропорциональности и недискриминации;
16.4. международное сообщество:
продолжать уделять внимание ситуации, связанной с соблюдением прав человека и гуманитарным положением лиц, проживающих на территориях, не подконтрольных украинской власти, и воздерживаться от выдвижения требований к Украине, выполнение которых будет укреплять незаконный статус-кво;
16.5. МУС:
осуществить свою юрисдикцию в той мере, которая является юридически возможной, исходя из деклараций Украины.
17.
Ассамблея решила продолжать наблюдать за ситуацией в сфере прав человека в зоне конфликта на Донбассе и в Крыму в первоочередном порядке.