Возвращение консерваторов... и Абромавичюса. Литва голосует за смену правительства
Хорошо известно, что в последнее время с Литвой у Украины сложились едва ли не самые лучшие отношения.
По сути, Вильнюс – один из главных адвокатов Киева в Европейском Союзе; а президент Даля Грибаускайте регулярно выступает в нашу поддержку. Так же на нашей стороне выступает и правительство, благодаря чему, в частности, было налажено активное сотрудничество с Киевом в военной сфере.
Однако 9 октября в стране состоялись парламентские выборы, и
вполне возможно, что большинство в литовском сейме изменится, а вместе с ним изменится и правительство. Что это будет означать для самих литовцев и как повлияет на Украину?
Прежде всего, нужно рассказать об избирательной системе Литвы. Как и в Украине, половину депутатов избирают по пропорциональной системе, то есть "по спискам"; другую половину – в мажоритарных округах.
Разница, однако, в том, что если ни один кандидат в округе не набрал 50%+1 голос, то двух лидеров избирательной гонки ждет второй тур.
Таким образом, на данный момент в сейм, в котором заседает 141 депутат, были избраны 70 депутатов на пропорциональной основе, и только трое из 71 – от мажоритарных округов. Судьбу остальных мандатов решит второй тур выборов в округах, который состоится уже 23 октября.
В стране заметно фрагментированная партийная система – то есть партий много, преимущество лидеров по количеству полученных мандатов не является абсолютным, и правительство приходится формировать коалиции из нескольких сил. В таких условиях, конечно, до того, как во втором туре определится, кто получит еще 68 мандатов, говорить об итогах голосования невозможно.
Уже сейчас, однако, можно говорить об определенных изменениях в политической ситуации в стране.
До выборов большинство в парламенте удерживала коалиция из социал-демократов, лейбористов и правой партии "Порядок и справедливость". Однако в этом году лейбористы, которые в 2012 году победили на выборах, вообще не преодолели 5-процентный избирательный барьер, а социал-демократы (получили 14,45%) и "Порядок и справедливость" (9,02%) в совокупности потеряли три мандата.
Более того, если на прошлых выборах социал-демократы стали второй по популярности партией в стране и лишь на полтора процента отстали от лейбористов, то в этом году они уступили двум оппозиционным силам.
Иллюстрацией поражения нынешней коалиции стал результат действующего спикера Сейма, лейбористки Лоретты Граужинене – в своем одномандатном округе она заняла лишь четвертое место.
Зато победителями выборов стали две оппозиционные силы, каждая из которых получила чуть больше 21%.
Вперед с результатом 21,63% вышел консервативный "Союз Отечества", который в коалиции с двумя либеральными и одной правой партией руководил страной в 2008-2012 годах.
Понятно, что в условиях мирового кризиса (который, в частности, очень жестко ударил по странам Балтии) консерваторы тогда должны были вести непопулярную политику, поэтому и проиграли выборы-2012. Однако недовольных правительством избирателей хватает и сегодня; и часть из них, очевидно, решила, что представители предыдущей власти все же могут справиться с современными вызовами Литвы.
Значительная часть протестного электората, очевидно, решила голосовать за "Литовский союз зеленых и селян". Эта партия никогда раньше не имела значительного влияния в Литве; ее максимум – 6,6% голосов на выборах 2004 года.
Более того, еще в марте этого года опросы показывали, что партия располагает лишь 7-8% поддержки, да и в сентябрьских опросах более 14% "зеленым" не давали.
Однако на выборах эта партия набрала 21,57% голосов и уже провела в сейм 19 депутатов.
Что же повлияло на настроения избирателей настолько сильно за последнее время, чтобы заставить их проголосовать именно за "зеленых", и почему литовцы настолько критично отнеслись к власти?
Свою роль сыграли несколько скандалов, связанных с правительством. В частности, министра обороны от социал-демократов Юозаса Олекаса недавно обвинили в злоупотреблениях, связанных с государственными закупками: сообщается, что в 2014 году Литва закупила для своих военных кухонные принадлежности по цене в восемь раз выше рыночной.
С жесткой критикой Олекаса выступила президент Грибаускайте; однако в отставку министр не подал, а премьер его поддержал. Это, конечно, не могло не ударить по рейтингу партии власти.
Следствие по "черной бухгалтерии" лидера лейбористов, бизнесмена с русскими корнями Виктора Успасских, а также, вероятно, его происхождение и связи с Россией (что в условиях современной политики РФ, которая вызывает страх и неприятие у литовского избирателя, также играет большую роль), обрушили рейтинг его политсилы.
Расследование идет и в отношении бывшего президента страны и лидера "Порядка и справедливости" Роландаса Паксаса. Таким образом,
все партии правящей коалиции оказались втянуты в коррупционные скандалы.
Не менее важным основанием для критики правительства стала экономическая ситуация.
Начиная с 2011 года, Литва, как и другие балтийские страны, возобновила активный рост ВВП после ужасного провала 2009 года (тогда во всех трех странах Балтии за год этот показатель упал примерно на 14%).
В 2013 и 2014 годах, уже при нынешнем правительстве, ВВП страны увеличивался на 3,5% ежегодно. Это заметно лучше среднеевропейских показателей: лишь две страны ЕС показали лучшие темпы роста в 2013 и четыре – в 2014 году.
Однако в 2015 году рост замедлился: валовой продукт страны вырос лишь на 1,8%, а это меньше среднеевропейского уровня. Ожидается, что в текущем году этот показатель составит 2,6%.
Цифры вроде неплохие. Также представляется, что нынешнее правительство неплохо борется с безработицей, сократив ее с 13,4% в 2012 году до 9,1% в 2015-м; по данным Банка Литвы, этот показатель продолжил снижаться и в этом году.
На первый взгляд, все выглядит довольно неплохо? Однако, если взглянуть на отчет Организации экономического сотрудничества и развития в отношении экономики Литвы в 2016 году, то становятся очевидными некоторые проблемы, которые могли побудить избирателя поддержать оппозиционные партии.
Во-первых, в странах Балтии наблюдаются самые высокие показатели неравенства доходов (коэффициент Джини) из всех стран ОЭСР. Более того, возможности трудоустройства для низкоквалифицированных работников очень ограничены, а поддержка безработных – недостаточная.
Во-вторых, поскольку Литва является членом ЕС, у ее жителей есть все возможности, чтобы сравнивать уровень жизни и зарплаты дома с этими показателями в других европейских странах. И хотя Литва показывает стабильный экономический рост, вполне естественно, что, к примеру, в Западной Европе эти показатели значительно лучше. Наряду с плохими условиями для низкоквалифицированных работников это вызывает один из самых высоких в Европе уровней эмиграции.
Уезжают из страны как менее, так и более образованные, поскольку последние видят на Западе возможности значительно лучше заработать: так,
по подсчетам 2011 года, в течение последних десяти лет именно из Литвы уехало больше всего людей с высшим образованием среди стран-членов ОЭСР.
Хотя объективно Вильнюс неплохо работает над улучшением экономики (и эксперты ОЭСР ожидают еще более быстрого роста в течение следующих лет), очевидно, не существует "волшебной палочки", которая могла бы сделать в обозримом будущем из Литвы, например, Великобританию – страну, ради которой оставляют родину большинство литовцев.
Попытки же повысить перераспределение доходов в стране могли бы вызвать замедление ее экономического роста.
Кроме того, балтийские страны традиционно придерживаются неолиберальных экономических рецептов, и "Союз Отечества" их разделяет. "Зеленых" же, хотя они активно выступают за новый Трудовой кодекс, который улучшил бы положение работника, и региональные программы развития, левыми в Литве назвать очень сложно.
Поэтому, скорее всего, если власть в стране и поменяется, радикальной смены экономического курса ожидать не стоит.
А возможность смены власти уже никак нельзя исключать. Сейчас у "Союза Отечества" и "зеленых" – которые в экономической политике занимают центристские позиции – вместе уже сорок мандатов. Еще восемь – у Либерального движения (9,02% голосов), которое в 2008-2012 годы входило в коалицию с "Союзом Отечества".
Это означает, что если эти три партии получат на "мажоритарке" еще 23 мандата из 68 – что представляется вполне возможным результатом, – они смогут сформировать парламентское большинство.
При этом нынешней коалиции для того, чтобы сохранить власть, необходима будет, во-первых, поддержка "Избирательного действия поляков в Литве"- силы, которая представляет польское меньшинство и входила в правительство социал-демократов в 2012-2014 годах. Сейчас партия получила поддержку 5,49% избирателей.
Однако в 2014 году единственного министра от этой партии уволили за то, что он назначил другого поляка своим заместителем, вопреки пожеланиям социал-демократов. Такое отношение, конечно, не добавляет "Избирательному действию" симпатий к нынешней власти.
Впрочем, даже если поляки снова решат объединиться с социал-демократами, им вместе с "Порядком и справедливостью" и лейбористами пришлось бы победить в 48 округах из 68.
Даже на выборах-2012, когда все эти партии получили более высокую поддержку, чем в этом году, в совокупности они добились меньшего – 43 мандата. Сейчас же о таком результат им, похоже, нечего и мечтать.
Поэтому вполне вероятно, что власть в Литве поменяется. Уже и Даля Грибаускайте заявила, что граждане отдали голоса за изменения и против коррупции.
Собственно, именно Грибаускайте в свое время на выборах поддерживала "Союз Отечества", хотя лидер Литвы и не была членом ни одной из партий.
Впрочем, это не помешало представителям нынешней коалиции обвинить президента в поддержке консерваторов. На основании этого лидер "Порядка и справедливости" Роландас Паксас назвал эти выборы самыми демократическими за новейшую историю Латвии. Впрочем, такое заявление может быть реакцией на низкий результат партии (5,33%), вследствие чего сам Паксас подал в отставку.
Что же означает возвращение к власти консерваторов?
В целом эта партия традиционно придерживается антироссийских позиций и поддерживает Украину – в частности, Андриус Кубилюс, лидер партии и один из советников Петра Порошенко, выступал в поддержку идеи нового "плана Маршалла" для Украины.
Поэтому не стоит ожидать принципиальных изменений во внешней политике Литвы.
Тем более, что Украина может получить "своего человека" в новом литовском правительстве. Напомним, ранее экс-министр экономики Айварас Абромавичюс согласился присоединиться к команде правительства "Союза Отечества – Христианских демократов" Литвы, если эта партия одержит победу на предстоящих выборах в Сейм Литвы и получит возможность сформировать кабинет министров.
В партии ранее заявляли, что опыт Абромавичюса, в частности в борьбе с коррупцией, будет полезен будущему правительству.
Что же касается изменений во внутренней политике, то, как уже отмечалось, новая коалиция вряд ли принципиально изменит экономический курс страны. Странно было бы ожидать от консерваторов борьбы с неравенством.
Однако как "Союз Отечества", так и "зеленые" в своих кампаниях активно акцентировали на необходимости обратить внимание на развитие регионов и предоставление лучших возможностей для молодежи. Вероятно, если этим партиям удастся создать коалицию, именно подобные программы будут внедряться в Литве.
И учитывая прогнозы ОЭСР относительно активного роста экономики страны в ближайшие годы, стоит ожидать, что ситуация в Литве продолжит улучшаться.
Хотя "волшебную палочку" для превращения в страну с западноевропейским уровнем жизни все еще не изобрели.
Автор: Константин Федоренко,
младший научный сотрудник Института евроатлантического сотрудничества, Киев,
выпускник Киево-Могилянской академии и Университета Гамбурга