Труп Минска: как его "продать" западным партнерам?

Вторник, 18 октября 2016, 10:43 - Анатолий Марциновский, Европейская правда

Минский процесс выглядит обреченным. Последние заявления украинского руководства и политиков напоминают подготовку к его похоронам.

Это находит понимание и поддержку внутри страны, но в то же время является вызовом для дипломатии.

Что Киев может предложить западным партнерам, которые вложили в Минск множество усилий и надеялись на его успешность?

"Сначала – передача границы под контроль ОБСЕ, затем – под контроль Украины; отвод тяжелой техники и артиллерии; беспрепятственный доступ инспекторов ОБСЕ ко всей территории", – такие условия проведения на оккупированных территориях Донбасса выборов, амнистии и предусмотренного минскими соглашениями изменения Конституции Украины объявил в минувшую субботу президент Порошенко.

До этого Арсен Аваков от имени "Народного фронта" жестко раскритиковал главу Франции Франсуа Олланда. Тот заявил в ПАСЕ, что текущим приоритетом минского процесса являются выборы на оккупированных территориях.

"Не смейте приказывать нам отдавать территории Украины и миллионы жизней наших граждан под путинский режим, потому что так вам кажется удобно! – написал Аваков в Facebook. – Ваши предложения и трактовка урегулирования войны на Донбассе – неприемлемы и возмутительны для любого настоящего украинца".

Бесспорно, в значительной степени эти заявления направлены на внутреннюю аудиторию. Мантра о безальтернативности минского процесса и необходимость любой ценой выполнять "комплекс мер" давно стала объектом массированной критики, поэтому публичная критика нехорошо влияет на рейтинги. Слишком очевидна опасность заложенной Кремлем в минские соглашения формулы из "Двенадцати стульев": вечером стулья – и только утром деньги.

Понятно, что Россия не согласится на названную Порошенко последовательность – это разрушает планы Кремля по восстановлению влияния на Украину через подконтрольные ей сепаратистские образования.

Так что Минск определенно входит в стадию клинической смерти.

Но если в Украине многие этому аплодируют, то на международном уровне все не так просто.

Вскоре в Евросоюзе в очередной раз будут решать, продолжать ли экономические санкции против России – нынешние действуют до конца января 2017 года. Ранее мы неоднократно слышали от Порошенко и других, что без выполнения минских договоренностей Украина потеряет поддержку Запада. Например, именно это было главным аргументом в пользу принятия в первом чтении изменений к Конституции в части децентрализации, которые предусматривают фактически особый статус оккупированных территорий.

Похоже, что теперь Киев готов сам бросить вызов Берлину и Парижу.

Хотя, как и ранее, они, а также другие правительства стран ЕС находятся под значительным политическим давлением в вопросе санкций. Отдельные отрасли европейской экономики несут потери. И хотя их объем – под вопросом, на самом факте играют ультраправые и антиевропейские силы.

В тех же Германии и Франции в следующем году – парламентские и президентские выборы, а потому мнение избирателей – в том числе тех, кто обеспокоен санкциями, – особенно важно.

Выполнение минских соглашений подается властями этих стран как определенный ориентир, по достижении которого наступит нормализация экономических отношений с Россией. При этом у Запада – так же, как и у Кремля, – до сих пор сохранялось искушение решить вопрос за счет Киева и путем давления на него.

Теперь все усложняется.

Последние политические настроения и процессы в Украине гасят этот "свет в конце тоннеля". Киев должен не только четко убедить западных партнеров, что появились новые обстоятельства, но и предложить принципиально иной общий алгоритм относительно прекращения войны на Донбассе. Приемлемый и логичный для западных столиц, который объяснял бы избирателям и бизнесу их действия и давал видение перспективы.

Прежде всего это может быть отказ от ошибочного подхода, когда ответственными за пробуксовку Минска называют две стороны – агрессора и его жертву.

Такое приравнивание лишь поощряет Кремль и его политических союзников в странах Евросоюза. Те же Берлин и Париж должны понять, что принуждение Киева к невыгодному ему порядка выполнения Минска уже не сработает.

Западу нет смысла давить на Порошенко – он не сможет обеспечить это, даже если ранее обещал.

В опубликованном на днях "Европейской правдой" заявлении ряда украинских аналитических центров были очерчены "красные линии", которые украинскому руководству не стоит переступать. И оно в нынешних условиях вряд ли переступит.

В интересах Украины и Евросоюза теперь другая, достаточно простая установка – снятие санкций и нормализация отношений с Россией возможна только когда завершение агрессии и оккупации будет реальным, а не таким, которое формально подпадает под Минскую имитацию. Соответственно, должны несколько измениться политика и риторика – Германии, Франции и ряда других государств.

Тем более, что сейчас для этого благоприятное время.

Демарш Киева совпадает с новыми проблемами между Путиным и Западом, возникшими из-за действий Кремля в Сирии. Дополнительных красок добавило расследование Нидерландов по сбитому в июле 2014 года малайзийскому боингу, которое свидетельствует о прямой причастности России к трагедии.

Важную политическую поддержку Украина получила от Парламентской ассамблеи Совета Европы, которая в недавней резолюции констатировала невозможность проведения выборов на оккупированных территориях в их нынешнем виде.

Добиться изменения подхода союзников – а возможно, и формата урегулирования с расширением состава участников процесса, – дело украинской дипломатии.

Важно добиться при этом сохранения западных санкций против России. Очевидно, что политика умиротворения не работает – актуальной является политика дальнейшего экономического ослабления. В том числе учитывая возможное обострение ситуации вследствие осознания Кремлем все большей иллюзорности использования оккупированных территорий в качестве троянского коня.

Позиция и аргументы Украины должны быть подкреплены внутренней политикой.

Чтобы не быть полубеременным, Киев должен осуществить шаги, которые означали бы юридическую невозможность одностороннего выполнения политической части минского процесса.

Конечно, вместе с этим стратегической целью должна оставаться реинтеграция региона в будущем.

В частности, этой философии соответствует проект закона о временно оккупированной территории Украины, зарегистрированный еще в июле 2016 года за авторства большого количества народных депутатов разных фракций.

Можно предположить, что вероятные внешнеполитические попытки Киева изменить акценты и подходы в мирном урегулировании на Донбассе будут непростыми.

Но в Берлине или Париже должны посмотреть правде в глаза: другого варианта нет.

А Киев должен быть убедительным настолько, чтобы у западных партнеров не оставалось иллюзий по поводу положения вещей и неправильного понимания.

Автор:

Анатолий Марциновский,
"Европейская правда"