Провал "русской весны" на Балканах. Черногория выходит из-под влияния Москвы
В воскресенье, 16 октября, в Черногории состоялись очередные парламентские выборы, которые подтвердили, что эта балканская страна с 621-тысячным населением активно отрывается от постсоциалистического прошлого.
На фоне отдельных попыток дестабилизации Балканского региона, не без участия Кремля, стабильность Черногории имеет большое значение для всей Европы.
Проведенные выборы стали четвертыми после провозглашения независимости Черногории от Сербии в 2006 году.
С того времени страна даже обошла Сербию во внешнеполитическом плане. Она на два года раньше получила статус кандидата на вступление в ЕС и уже без пяти минут является членом НАТО.
Выбор евроатлантического будущего
Выборы в Черногории прошли при достаточно высокой явке избирателей – 72%, что указывает на осознание черногорцами ответственности за свою страну.
Несмотря на некоторые нарушения в день голосования, в частности, объявление имен избирателей, шесть зафиксированных драк, наличие партийной рекламы и партийных активистов, которые пытались повлиять на избирателей, выборы в целом, по оценкам международных наблюдателей, были проведены в соответствии с демократическими процедурами.
По предварительным подсчетам, победу вновь одержала правящая Демократическая партия социалистов (ДПС) Мило Джукановича, действующего премьер-министра Черногории. Его партия набрала 41% голосов, что позволяет ей рассчитывать на 35 из 81 мандата. Для формирования коалиции (не менее 42 мандатов) ДПС необходимо будет объединяться.
Мило Джуканович |
Учитывая, что традиционные коалиционные партнеры ДПС – Социал-демократическая партия и партии меньшинств – проходят в новый состав черногорского парламента, то действующий премьер-министр и лидер ДПС Мило Джуканович может рассчитывать на формирование коалиции и нового черногорского правительства. Это означает, что
Черногория продолжит реализацию нынешнего внешнеполитического курса европейской и евроатлантической интеграции.
Уже в ближайшее время, после ратификации всеми странами-членами НАТО соглашения о членстве Черногории в Альянсе, эта балканская страна может стать 29-м членом НАТО.
Российско-сербский след
Не обошлось и без чрезвычайных ситуаций.
Так, в день голосования черногорская полиция задержала 20 граждан Сербии, обвинив их в создании криминальной организации и планировании похищения черногорского премьер-министра Мило Джукановича, вооруженных террористических нападений на государственные органы власти, полицию и граждан. Был задержан и лидер группы – бывший командир сербской жандармерии Братислав Дикич.
Черногорская прокуратура заявила о нейтрализованной попытке дестабилизировать ситуацию в Черногории. В частности, согласно обвинению, группа планировала напасть на людей, которые собрались перед парламентом, чтобы услышать результаты выборов, штурмовать здания в столице и объявить о победе "отдельных партий". В заявлении прокуратуры также говорится, что они также планировали арестовать премьер-министра Мило Джукановича.
Официально не сообщалось, в чьих интересах действовала эта группа, а руководство Сербии открестилось от нее. Премьер-министр Сербии Александр Вучич заявил, что сербское руководство не располагает сведениями о задержанной группе сербов, но выразил сомнение в их причастности к террористической деятельности, а сербский министр внутренних дел Небойша Стефанович сообщил, что его ведомство не имеет никакого отношения к этому инциденту.
Маловероятно, что официальный Белград непосредственно причастен к деятельности сербской преступной группы, поскольку нынешняя власть Сербии придерживается политики, направленной на обретение членства страны в ЕС, а свои амбиции пытается воплотить в формировании образа Сербии как регионального лидера и партнера соседних стран.
Впрочем, обращает на себя внимание и то, что обнародованные черногорской прокуратурой сорванные планы преступников очень напоминают сценарии, которые реализовывали российские и пророссийские силы на востоке Украины в 2014 году.
А следовательно, не исключена заинтересованность внешних сил, прежде всего России, в дестабилизации ситуации в Черногории и недопущении ее движения к членству в ЕС и НАТО.
Почему маленькая Черногория важна для России?
Россия выступает категорически против интеграции Черногории в евроатлантические структуры и пытается помешать этому. На это у нее есть несколько причин.
Во-первых, Кремль считает регион своей традиционной сферой влияния. Эта тенденция тянется со времен Османской империи, заклятым врагом которой была Российская империя. В этом противостоянии для православной части Балканского полуострова, в частности Сербии, Болгарии, Черногории, Республики Сербской (БиГ), Россия была освободительницей от турецкого ига.
В 1990-х годах, в период балканских войн, Москва поддерживала Белград, но была на то время ослабленной развалом СССР, поэтому и не смогла сохранить свое влияние. Россия занимала "жесткую позицию в отношении Югославии", как заявил президент России Владимир Путин, выступая на саммите БРИКС в Гоа в Индии 16 октября, но восстанавливать свое влияние активно начала только в 2000-х годах.
Во-вторых, с Черногорией Россия имеет тесные финансово-экономические связи, и для нее было бы выгодно держать ее в состоянии "подконтрольной", в определенном смысле, страны.
Многие российские бизнесмены, которые вывели свои финансы в Черногорию, инвестировав в горнодобывающую, туристическую, энергетическую и другие сферы черногорской экономики, не заинтересованы во внедрении европейских прозрачных стандартов, которые могут стать серьезной проблемой для непрозрачного российского бизнеса и отмывания средств. Более 30 тысяч граждан России купили в Черногории землю и недвижимость.
Самым активным был Олег Дерипаска, который получил контроль над около 40% черногорской промышленности, купив часть "Комбината алюминия Подгорицы", часть "Черногордора" и месторождение боксита. Однако
в последнее время черногорская власть работает над тем, как вернуть приобретенные российскими компаниями промышленные и туристические объекты и уменьшить влияние РФ на свою экономику.
В-третьих, Россия рассматривает вступление балканских государств в НАТО как удар по своим национальным интересам в Европе.
Как только Черногория в 2015 году получила приглашение к полноправному членству в Альянсе, Государственная дума РФ сразу же приняла заявление, в котором пригрозила ухудшением российско-черногорского сотрудничества в сферах туризма, инвестиций и экономики. Призывы, нацеленные на препятствование евроатлантической интеграции Черногории, были продублированы российским парламентом и в июне 2016 года.
Россия пыталась сделать ставку на низкий уровень поддержки населением Черногории евроатлантического курса страны – около 36%. Однако черногорское руководство отвергло предостережения и угрозы РФ, а черногорцы, утомленные прошлогодними и нынешними провокационными протестами, не восприняли вступление страны в НАТО как повод для антиправительственных настроений.
Для жителей Черногории важнее налаживание нормальной жизни в стабильной стране, чем идеологическая антинатовская кампания.
В-четвертых, вступление православной, исторически и культурно близкой Черногории в НАТО может уменьшить антинатовские настроения в Сербии, которая единственная из стран региона не декларирует курс на членство в Альянсе. Такой перелом может резко изменить картину российского влияния на Балканах.
Победа Демократической партии социалистов, которая улучшила свой предыдущий результат (32%), и перспективы формирования проевропейской коалиции и правительства засвидетельствовали, что черногорцы не находятся под влиянием российской идеологии и видят Черногорию европейским государством.
Окончательный разрыв с Москвой
В отличие от соседней Сербии, Черногория с самого начала российско-украинского конфликта заняла позицию полной поддержки территориальной целостности Украины и осуждения российской агрессии.
Правительство Джукановича поддержало Резолюцию Генассамблеи ООН от 27 марта 2014 года относительно уважения территориальной целостности Украины, присоединилось ко всем санкциям и заявлениям ЕС относительно Украины, занимало проукраинскую позицию в международных организациях.
Проукраинская политика Черногории негативно повлияла на отношение России к этой балканской стране. В ответ на поддержку санкций ЕС Москва сократила количество чартерных рейсов на черногорские курорты и призвала своих граждан отказаться от них в пользу аннексированного Крыма и черноморского побережья РФ.
Впрочем, эти шаги не изменили проукраинскую позицию Черногории, которая, как и Украина, стремится к независимости, стабильности и внутреннему процветанию, связывая их с перспективами членства в ЕС и НАТО.
Неудачная попытка дестабилизации ситуации в Черногории во время проведенных парламентских выборов подтвердила, что агрессия России против Украины имеет не локальный характер, в пределах Крыма и Донбасса, а, по крайней мере, общеевропейское измерение, и требует усиления Евросоюзом и другими европейскими странами совместных мер по противодействию.
Учитывая результаты очередных парламентских выборов в Черногории, следует ожидать дальнейшего развития дружественных украинско-черногорских отношений.
Официальная Подгорица, очевидно, продолжит политику присоединения к санкциям ЕС против России, осуждения российской агрессии и поддержки суверенитета и территориальной целостности Украины.
Автор:
Виталий Мартынюк,
аналитик УНЦПИ,
ассоциированный эксперт Совета внешней политики "Украинская призма",
для "Европейской правды"