Шантаж, которого не было. Украина снова оказалась в эпицентре скандала в Нидерландах
20 октября президент Украины Петр Порошенко посетил саммит Европейской Народной Партии, который прошел в Маастрихте.
Отвечая на вопрос журналисту голландского информационного агентства NOS, президент прокомментировал прогресс ратификации Нидерландами Соглашения об ассоциации Украины и ЕС:
"Мы эффективно сотрудничаем с Нидерландами. Начиная с расследования террористической атаки на МН17. И это было мое решение, когда я доверил голландским следователям ведущую роль в расследовании, поскольку Нидерланды больше всего пострадали в этой катастрофе. И заканчивая безвизовым режимом и другими европейскими программами сотрудничества. В этой ситуации, если ратификация не состоится, я думаю, это будет очень опасным прецедентом. И мы верим в Нидерланды, мы абсолютно уверены, что все будет хорошо. "
Того же дня на вечерней пресс-конференции, посвященной результатам первого дня заседаний Европейского Совета в Брюсселе, голландский премьер-министр Марк Рютте получил вопрос, который касался заявления украинского Президента.
По словам журналиста, Порошенко в своем последнем заявлении упомянул о помощи Украины во время расследования катастрофы МН17 и связал это с Соглашением об ассоциации.
Журналиста интересовало мнение голландского премьера о том, что он одобряет такой подход. Рютте ответил следующее: "Нет, я бы разделил эти две истории. МН17 это отдельная и очень важная тема, которую не стоит связывать с Соглашением об ассоциации".
На следующий день реакция на эти два интервью начала шагать голландской прессой — материалы на эту тему опубликовала половина общенациональных ежедневных газет: массовые De Telegraaf и AD, а также Trouw. Воздержались от освещения этой истории Volkskrant, NRC и Het Parool.
Издание De Telegraaf, что имеет стойкую репутацию євроскептичного рупора популистской политики, отреагировало одним из первых.
Сначала Telegraaf подал заявление Порошенко и ответ Рютте в пятницу заметкой в разделе "Новости", на следующий день издание подпитало эту тему в субботнем расширенном выпуске, опубликовав отзыв одного из читателей.
Тональность публикаций была достаточно жесткой, а наличие связи между МН17 и Соглашением об ассоциации в заявлении Порошенко подавалась как факт.
Вторая за тиражом Algemeen Dagblad отреагировала в субботу в разделе комментарии размашисто и очень остро.
Попытка связать МН17 и Соглашение об ассоциации называлась позорной. Эмоций добавлял тезис о том, что "298 невинных жертв — это не та ситуация, когда можно заниматься политикой".
Несколько менее массовое, но от того не менее авторитетное издание Trouw вспомнило об инциденте в разделе новости, в статье, посвященной прогрессе брюссельских переговоров Рютте, изложив сухие факты, какими они являются в понимании редакции: Рютте отверг связь между МН17 и Соглашением об ассоциации; Порошенко заявил, что соглашение должно быть ратифицировано, потому что Украина отдала Нидерландам право проводить расследование по МН17; Рютте назвал эти слова украинского президента глупостью и отметил, что вопрос соглашения и МН17 путать не стоит.
Сравнение публикации позволяет сделать несколько выводов. Во-первых,
ни одна голландская газета не отреагировала непосредственно на заявление Порошенко. Все реакции касались того, как прокомментировал это заявление премьер Рютте.
Именно комментарий Рютте, что базируется на вопросе журналиста, дал возможность голландским СМИ утверждать, что украинский президент попытался установить связь между MH17 и Соглашением об ассоциации.
В заявлении Порошенко непосредственной связи этих тем нет, это заявление является настолько общим, что оставляет большой простор для интерпретаций. Нельзя утверждать наверняка, но вполне возможно, что отвечая на вопрос журналиста, премьер Рютте еще не имел информации о подлинном содержание заявления украинского президента и, по сути, не отвечал на заявление Порошенко, а на вопрос журналиста.
Если ситуация была именно такой – перед нам классический пример сенсации, созданной из ничего умелыми действиями журналистов. Реакция голландских СМИ является определенным подтверждением — половина редакций не поверили в содержательность "сенсации" и не дали ее в печать.
Во-вторых, огласка этой истории в голландском обществе все же есть.
В первую очередь среди евроскептиков, которые охотно поверили попытке Украины шантажировать Нидерланды, но, к сожалению, не только среди них.
И поскольку сегодня Украина снова нуждается в поддержке голландских политических партнеров, а значит и голландского общества, чтобы обеспечить положительное решение по Соглашению об ассоциации — к ситуации, которая сложилась, стоит отнестись серьезно.
В голландском парламенте есть партии, которые, с одной стороны, оппозиционные к нынешнему правительству, а с другой – поддерживают Соглашение об ассоциации.
Например D66, которая существенно осложнила жизнь премьеру Рютте, заставив кабмин представить предложения по ассоциации в парламент не позднее первого ноября.
Именно D66 имеет мотивацию и инструменты (от уличных акций с участием самих голландцев и до заявлений лидеров общественного мнения для давления на правительство с целью внесения позитивного для Украины решения.
Но и D66, и украинская община в Нидерландах будут бессильны, если в голландском обществе будет доминировать мнение, что власть Украины хочет заставить Нидерланды к ассоциации шантажом.
Именно поэтому очень важным сейчас является скоординированная работа пресс-службы украинского президента и МИД для разъяснения и уточнения содержания заключения маастрихтского заявления.
Время на это еще есть — тема еще не перешла со страниц газет в студии вечерних ток-шоу, часть голландских СМИ все еще относятся к ней с недоверием.
Но все может быстро измениться, ведь противники имеют в Нидерландах существенное влияние на медиа ресурсы.
История с хорнскими картинами продемонстрировал это очень ярко — возвращение картин в музей не вызвало и десятой доли той медиа реакции, которую вызвало обвинения Украины в сокрытии картин.
Автор: Александр Снидалов,
активист украинской общины в Нидерландах