Левый крен Молдовы. Возможно ли остановить друга Путина на пути к президентству
Чтобы понять, что означает в Молдове пост президента страны - стоит взглянуть на здание его Администрации.
Уже более семи лет самыми частыми посетителями президенского офиса являются бродячие собаки, которые для центральной части Кишинёва – явление довольно привычное.
Разгромленную в ходе апрельских беспорядков 2009 года Администрацию президента Республики Молдова власти страны пытались восстановить и даже заново остеклили разбитый фасад, вернув зданию первоначальный вид. Однако внутренний ремонт и восстановление гранитных ступеней для государственного бюджета оказались непосильной задачей, и сегодня эта в каком-то смысле главная стройка сраны стоит замороженной, скрываясь от взоров жителей молдавской столицы за трёхметровым забором.
Кто будет хозяином этого здания, граждане Молдовы будут решать 30 октября, когда в республике пройдут выборы президента.
В Молдове это первые за почти двадцать лет прямые выборы главы государства.
В 2000 году, после принятых изменений в конституцию, РМ стала парламентской республикой, и право избрания президента перешло к депутатам парламента. Весной 2016 года Конституционный суд признал недействительными изменения 16-летней давности и, тем самым, вернул гражданам их демократическое право.
Всего на пост главы республики претендуют 10 кандидатов, из которых явным фаворитом является лидер пророссийской Партии социалистов Игорь Додон.
Ещё два года назад 25% голосов на парламентских выборах воспринималась социалистами как небывалый успех. Этот успех тогда поясняли "поддержкой Кремля" - на билбордах висели фотографии молдавского оппозиционера вместе с Владимиром Путиным.
Неудачные реформы властей, проводимые под лозунгами о евроинтеграции, а также крупные коррупционные скандалы, связанные с непрозрачной концессией кишинёвского аэропорта и выводом из банковской системы страны одного миллиарда долларов, способствовали росту популярности лидера левой оппозиции.
Как показывают последние соцопросы, Додон в первом туре выборов может получить до 40-45%. Главная интрига – кто составит ему компанию во втором туре.
Реальные шансы продолжить борьбу после 30 числа есть у кандидата от партии "Действие и солидарность" (рум. Partidul Acţiune şi Solidaritate — PAS) Майи Санду.
Неделю назад свою кандидатуру в её пользу снял партнёр по правой оппозиции, лидер Партии "Достоинство и правда" Андрей Нэстасе, а также две либеральные партии.
Однако ее основной козырь - поддержка из ЕС. Ещё до политической карьеры в Молдове Санду два года проработала в Вашингтоне советником исполнительного директора Всемирного Банка, поэтому внимание к ней со стороны Запада ни для кого сюрпризом не стало.
Именно Санду выглядит кандидатом, наиболее предпочительным для Запада. По крайней мере - для европейских правых.
Доказательством этого стали фотографии, размещенные на твитере Европейской народной партии (ЕНП). На них Майя Санду запечатлена с канцлером Германии Ангелой Меркель, главой Европейского совета Дональдом Туском и председателем Еврокомиссии Жан-Клодом Юнкером в ходе Саммита ЕНП.
При этом в подписи к снимкам отмечалось, что
лидеры ЕНП "приветствовали и поддержали единого правоцентристского кандидата в президенты Молдовы".
Интересный момент - ЦИК Молдовы уже вынес Санду предупреждение за эти фото. По жалобе Додона было принято, что они - иностранное влияние на выбор граждан. При этом такая норма в законодательстве Молдовы появилась после парламенских выборов 2014 года, "хиттом" которых было аналогичные фото самого Додона вместе с Путиным.
В любом случае, такая поддержка - серьезный удар по еще одному кандидату, имеющему все шансы пройти во втрой тур - лидеру правящей Демократической партии (ДПМ) Мариану Лупу. Несмотря на личный рейтинг около 6%, кандидат ДПМ может добиться заметного результата за счёт огромного админресурса, которым обладает возглавляемое демократами правительство.
Важным участником гонки является также публицист Дмитрий Чубашенко, выступающий кандидатом от Нашей Партии (НП) скандального политика и жёсткого критика правящего режима Ренато Усатого.
Сам Усатый уже дважны был вынужден отказатся от личного участия в выборах. Два года назад, за сутки до выборов в парламент партию Усатого сняли с дистанции "за нарушения избирательного законодательства". На этот раз, за неделю до президентских выборов молдавский суд выдал ордер на арест лидера НП по обвинению в заказе убийства российского банкира Германа Горбунцова в 2012 году. Ареста, впрочем, он избежал, заблаговременно улетев в Москву, где уже успел провести встречу с молдавскими соотечественниками и сделать серию заявлений о политическом характере своего преследования.
Тут интересно отметить курьёзный факт: в апреле 2014 года молдавская прокуратура выдвинула аналогичное обвинение, только у Горбунцова и Усатого в нём были противоположные статусы – Горбунцов обвинялся в попытке организации заказного убийства Усатого, который, по версии самого банкира, "рейдерским путем" захватил принадлежавшие ему акции молдавского Universalbank.
Особенностью этих выборов является смена господствовавшего на протяжении почти десяти лет в периоды избирательных кампаний геополитического дискурса.
Тема противостояния "проевропейских" и "пророссийских" сил на этот раз отошла на второй план. Лозунги "Верните миллиард!" звучат намного чаще и громче обещаний "привести Молдову в ЕС".
Не в центре общественного внимания находятся и идеи объединения Молдовы с Румынией, которые на этих выборах продвигают сразу два кандидата-аутсайдера. Главным же криминалом и страшилкой в пропаганде кандидатов является связь с молдавским олигархом Владимиром Плахотнюком, которого обвиняют, ни много ни мало, в захвате молдавского государства.
Владимир Плахотнюк |
Практически все претенденты на президентское кресло за время избирательной кампании удостоились друг от друга ярлыка "кандидат Плахотнюка". Избегание обвинений в его адрес всеми расценивалось как доказательство зависимости от олигарха, а критика из уст самого Плахотнюка приводила к росту популярности.
Одним словом, не будучи кандидатом в президенты, Плахотнюк умудрился стать самой цитируемой, фактически, центральной фигурой этой кампании.
Где мифотворчество, а где реальность в разговорах о политическом влиянии Владимира Плахотнюка, разобраться непросто. Тем не мене, можно утверждать, что эти выборы для него действительно имеют большое значение.
Плахотнюк появился в околовластной орбите ещё при коммунистах и, будучи умелым манипулятором, успешно пережил смену режима в 2009 году. При демократическом проевропейском правлении он не только сохранил позиции в бизнесе, но и смог распространить влияние на многие государственные институты.
Потом произошёл арест его главного конкурента, лидера Либерально-демократической партии Владимира Филата, которого обвинили в причастности к выводу из трёх молдавских банков миллиарда долларов.
После политической нейтрализации Филата, Плахотнюка стали называть фактическим "хозяином" Молдовы.
Поэтому предстоящие выборы президента для "захватившего государство" Плахотнюка – это поиск гарантий неприкосновенности для своих бизнес-активов и личной безопасности. Либо в лице нового президента он получит такие гарантии, либо будет запущен механизм перестройки властной системы, первым шагом к чему будет попытка роспуска парламента.
Что касается преемственности государственного курса, то
даже победа на выборах пророссийского фаворита, вряд ли приведёт к радикальному пересмотру прозападного вектора Молдовы.
И дело не только в ограниченных полномочиях президента, которые соответствуют парламентской форме правления.
Тот же Додон в своих выступлениях делает акцент не на денонсации Соглашения об ассоциации с ЕС, а на просмотр тех его положений, в которых страдают интересы молдавской стороны. Также он заявил о планах провести референдум о поддержке СА. Впрочем, без согласия парламента такой референдум провести невозможно. А значит - такие заявления не будут иметь продолжения.
Во многом это связано с безальтернативностью финансовой помощи ЕС. С 2007 года она составила около 1,5 млрд. евро, половина из которых – безвозмездные гранты. Как утверждают экономисты, при дефиците государственного бюджета и сокращениях соцрасходов, единственная для Молдовы возможность поддерживать финансовую стабильность и выполнять социальные обязательства – это продолжение сотрудничества с зарубежными донорами.
Еще одно изменение - из агитации социалистов исчезла и тема вступления Молдовы в Таможенный союз.
Ещё несколько лет назад Игорь Додон логично рассуждал о сложностях участия Молдовы в этом проекте, связанных с территориальным расположением РМ и РФ, между которыми находится Украина. В контексте нынешних отношений Киева и Москвы эту тему на ближайшие годы можно считать закрытой.
Впрочем, в случае его победы, Киеву стоит ожидать новых проблем во взаимоотношениях с Кишиневом. В статусе кандидата в президенты Додон уже успел назвать Крым российской территорией.
В статусе президента Додон не сможет формировать внешний курс Молдовы, однако имеет достаточно возможностей для создания конфликтов.
Автор: Вячеслав Крачун (Кишинёв),
для "Европейской правды"