9 путей к безвизу: как другие страны шли к отмене виз с ЕС
Отменить визы для Украины или другого государства Евросоюз может очень просто: надо лишь перенести страну в соответствующем законе ЕС из одного списка в другой. Дело считанных минут на заседании Совета ЕС.
В так называемом "позитивном" списке – страны, гражданам которых не нужны визы для въезда в Шенген. "Негативный" – визовый, в нем находится и Украина.
Конечно, о простоте мы шутим. Смена прописки зачастую является последним актом длительного и сложного процесса. Сейчас в безвизовом списке – около 60 стран, которые попали туда по разным сценариям.
"Европейская правда" разобралась, в чем отличия этих путей, какой из них выбрал Киев и как отличается их продолжительность.
1.
Западнобалканские пионеры
Албания, Босния и Герцеговина, Македония, Сербия и Черногория прошли тот же безвизовый путь в ЕС, который завершает Украина.
Главное отличие – молниеносная скорость.
Еще в начале 2000-х страны Евросоюза единогласно приняли решение об интеграции послевоенных Западных Балкан, а какая же интеграция без отмены виз?
В начале 2008-го эти государства официально начали диалог с Брюсселем по визовой либерализации и получили очень похожие на "украинскую" дорожные карты, которые выполнили в очень сжатые сроки.
Уже спустя полтора года, в июле 2009-го, Еврокомиссия предложила отменить визы для Сербии, Македонии и Черногории. С 19 декабря безвизовый режим для трех стран заработал. Сербское руководство и ЕС даже отметили это торжественным полетом группы из 50 предварительно отобранных сербских граждан из Белграда в Брюссель.
2.
Албания и Босния и Герцеговина. Уроки для ЕС
Эти две страны не попали в первую волну "балканского безвиза", потому что не выполнили на тот момент дорожные карты. Для них границы открылись с 15 декабря 2010 года. Пятерка балканских стран воссоединилась.
Но уже в 2011 году в ЕС задумались: не совершили ли они ошибку?
Количество заявок на получение убежища от граждан этих стран начало резко расти.
Например, в течение 2010 года сербы подали около 18 тысяч заявок, тогда как в еще "визовом" 2009-м их было лишь чуть больше 5 тысяч. Количество албанцев-просителей убежища выросло с двух тысяч в 2010 до 7,5 тысяч в 2012 году. Македонцы увеличили этот показатель в 7,5 раз - с около тысячи в 2009 году до 7,5 тысяч заявок в следующем году.
В ЕС заговорили о возможном возобновлении виз для этих стран.
Тем временем число искателей убежища продолжило расти. В 2014 году граждане безвизовых западнобалканских стран вместе подали более 70 тысяч таких прошений.
А в 2015 году небольшая Албания оказалась на четвертом месте по этому показателю после Сирии, Афганистана, Ирака и... Косова, которое сейчас претендует на безвизовый режим.
Однако, несмотря на все проблемы, визовый режим для западнобалканских стран не возобновили. Как-то нелогично было бы вводить визы для тех же Албании, Сербии или Македонии, которые являются официальными кандидатами на вступление в ЕС.
3.
Выстрел Молдовы
Похожий на балканский путь к безвизу ЕС предложил впоследствии странам Восточного партнерства.
Молдова - единственная из стран ВП, которая прошла его относительно быстро и без проблем. Получив в январе 2011 года План действий по визовой либерализации, молдаване уже в ноябре 2013 получили положительный вердикт Еврокомиссии. С апреля 2014 года обладатели биометрических паспортов въезжают в Шенген без виз.
Как Молдове удалось пройти этот путь так быстро? Ведь она не была слишком "безопасной" страной в визовом вопросе. Перед отменой виз процент отказов гражданам Молдовы составлял аж 4,8%, что является достаточно высоким показателем.
Здесь есть несколько причин.
Во-первых, Кишинев действительно выполнил безвизовый план, тогда как Украина времен Януковича преимущественно имитировала его выполнение.
Во-вторых, Молдова в тот период позиционировалась как "история успеха" восточной политики ЕС, поэтому отмена виз для нее была уместной и показательной. Правда, уже вскоре у якобы "проевропейского" правительства Молдовы начались проблемы.
Недостаток политической воли к глубоким изменениям постепенно перечеркивает достижения страны, в том числе полученные на пути к безвизовому режиму.
4.
Ту ли страну назвали Гондурасом?
Конечно, безвизовая история Евросоюза имеет более давнюю историю. Еще с самого создания Шенгена в середине 1990-х годов его странам-участницам пришлось договориться о том, кого они пускают к себе без виз.
Именно тогда в "белый список" попали государства, которые у нас предпочитают вспоминать с улыбкой. В частности, право безвизового въезда в ЕС имеют граждане Гондураса, Гватемалы, Венесуэлы - всего 14 далеко не самых благополучных стран Центральной и Южной Америки. Соответственно, граждане ЕС имеют право свободного въезда в эти государства.
Здесь сыграло свою роль "испанское" колониальное прошлое этих государств и желание Испании максимально поддерживать связи с ними. Вместе с ними в список попали состоятельные США и Канада; восточноевропейские государства, которые в то время готовились к вступлению в ЕС; "азиатские тигры" Сингапур и Малайзия и т.п.
Окончательно "белый" и "черный" списки Шенгена были оформлены в законодательстве ЕС в 2001 году, с тех пор их действие распространяется на все страны Евросоюза, за исключением Ирландии и Великобритании. Те проводят отдельную от ЕС миграционную политику.
Регуляции 539/2001 EC и приложения к ним в течение следующих 15 лет меняли много раз. И не только для того, чтобы добавить туда новых счастливчиков.
5.
Эквадор и Боливия: изгнание из рая
Если в случае с проблемными странами Западных Балкан Евросоюз не решился на отмену безвизовых режимов, то двум латиноамериканским государствам повезло меньше.
Эквадор и Боливия с самого начала попали в "позитивный" список ЕС. Однако впоследствии Евросоюз выявил массовое мошенничество - их паспорта выдавались гражданам стран, не имевшим безвизового режима.
Фактически паспорта продавали по доступной цене.
Как следствие, Эквадор был перенесен в "негативный" список в марте 2003 года, а Боливия – в июле 2006-го. Боливийцам и эквадорцам до сих пор нужны визы для посещения Шенгенской зоны.
Интересно, что правительства этих стран не стали возмущаться и внедрять ограничения для посетителей из ЕС. Они по-прежнему могут ездить без виз в Эквадор и Боливию.
6.
Вануату и Тувалу - друзья европейцев
Тогда как западнобалканским государствам, Украине или Молдове для отмены виз пришлось выполнять объемные планы действий, другие шли более простым путем.
В мае 2014 года Европарламент и Совет ЕС приняли закон, который предусматривал отмену виз сразу для двух десятков стран Латинской Америки, Азии, Карибского и Тихоокеанского бассейнов. Среди них - Перу, Объединенные Арабские Эмираты, Колумбия и такие экзотические для нас государства, как Вануату, Тувалу, Соломоновы острова, Микронезия и другие.
ЕС вводит безвизовый режим для них путем заключение двусторонних договоров. То есть одновременно эти государства отменили визы для граждан Евросоюза.
Вануату и другие не выполняли никаких требований ЕС относительно антикоррупционного законодательства и соблюдения прав человека (Эмираты, к примеру, гарантированно провалили бы этот тест). Главным аргументом за отмену виз стало "отсутствие миграционного риска" с их стороны.
В течение 2015-16 годов безвизовый режим заработал почти для всех стран из двадцатки.
Для министра иностранных дел Гренады подписание безвиза стало редкой возможностью для поездки в Брюссель |
7.
Маленькая, не всеми признанная и проблемная
Впрочем, шансы на безвизовый режим до сих пор есть не у только стран, которые не несут миграционных рисков.
Мы уже упоминали, что одним из лидеров по "поставке" мигрантов в ЕС является Косово. Бывший регион Югославии провозгласил независимость от Сербии еще в 2008 году, но 5 членов ЕС до сих пор не признают его отдельным государством. Как и Украина.
В статистике Евросоюза Косово фигурирует отдельно. В 2015 году жители Косова подали свыше 66 тысяч заявок на получение убежища в ЕС. Больше - только сирийцы, афганцы и иракцы. Несмотря на это, Приштина демонстрирует неплохой прогресс на пути к отмене виз.
Безвизовый диалог они начали в январе 2012 года, а в мае 2016-го Еврокомиссия констатировала "практическую готовность" косоваров к отмене виз.
Профильный комитет Европарламента рассмотрел вопрос в начале сентября. Депутаты поддержали проект резолюции ЕП, однако заблокировали дальнейший процесс, не проголосовав за начало межинституциональных переговоров с Советом ЕС.
В этом отличие от ситуации с Украиной и Грузией.
Косово хоть и имеет положительную оценку Еврокомиссии, но претензии к нему остаются. И не только из-за мигрантов.
От Приштины, в частности, требуют заключить договор о госгранице с Черногорией. И в этом - проблема, ведь определенные политические силы ставят под сомнение линию разграничения.
8.
Турецкий марш с привкусом шантажа
Турция в отношениях с ЕС всегда была "отдельной историей", и визовый вопрос не стал исключением.
Диалог по визовой либерализации они начали в конце 2013-го. В начале мая этого года Еврокомиссия предложила Совету ЕС и Европарламенту отменить визы для турок при условии срочного довыполнения Анкарой соответствующей дорожной карты.
Вопросов к Анкаре немало. Проблемы есть в сферах борьбы с коррупцией, сотрудничества в расследовании уголовных дел, защиты персональных данных, противодействия организованной преступности и терроризму.
Но даже при этих условиях турецкие власти требует срочной отмены виз.
Потому что у них есть весомый козырь - именно Турция лежит на пути мигрантов из Сирии в Евросоюз.
Анкара открыто шантажирует ЕС, пытаясь получить "безвиз" без полного выполнения дорожной карты - в обмен на прекращение массовой миграции. Несколько дней назад президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган даже заявил, что это Евросоюз не выполняет своих обязательств.
В ответ в ЕС возмущаются турецким шантажом.
Похоже, что стратегия Эрдогана дает обратный эффект. Законодательная процедура отмены виз для турок фактически не начата. Представители стран ЕС открыто говорят, что в обозримой перспективе безвизовый Турция не получит.
Это должно стать уроком и для Украины.
Геополитическое значение того или иного государства далеко не всегда открывает желанные двери.
Это подтверждает и украинский опыт. Даже после революции у нас не было прогресса на пути к отмене виз, пока мы не выполнили требования "безвизового плана".
9.
Грузия и Украина: заложники мигрантов
Мы и Грузия идем к цели стандартным путем выполнения планов действий по визовой либерализации. Киев получил его в ноябре 2010 года, Тбилиси - аж в 2013-м. Но сейчас обе страны примерно в одинаковой ситуации.
Законодательство по отмене виз для украинцев и грузин сейчас проходит одобрение в институтах ЕС.
Грузия на полшага впереди: 5 октября послы стран-членов Евросоюза согласились начать межинституциональный "триалог" об отмене виз с Грузией. Украина в это решение не вошла.
Но прогнозировать дату получения безвиза и нами, и грузинами сейчас неуместно.
Процесс замедляет миграционный кризис Евросоюза 2015-16 годов.
В значительной степени время отмены виз зависит от подготовки Евросоюзом законодательства, которое должно упростить механизм приостановки безвизового режима, согласование которого между Европарламентом и странами-членами продолжается уже несколько месяцев.
Связь нашего "безвиза" и механизма его приостановления - политическое решение лидеров ЕС, которые хотят уменьшить возможные претензии к себе со стороны европейских избирателей. Они должны реагировать на миграционный кризис и вызванные им настроения в странах-членах ЕС.
Ну и на пути к получению Украиной безвизового режима может возникнуть еще одно важное, хотя на сегодня и лишь потенциальное препятствие.
Да, мы выполнили все требования безвизового плана. Но кто даст гарантию, что Киев не изменит уже принятое законодательство в сфере того же электронного декларирования?
Впрочем, пока это только возможная опасность. "Европейская правда" продолжит пристально следить за событиями и перипетиями вокруг пути Украины к безвизовому режиму.
Авторы: Анатолий Марциновский, Сергей Сидоренко,
"Европейская правда"