Вкус молдавской ваты: почему наши соседи выбирают пророссийского президента
"Я не знаю, какой вы веры, православный ли. Но я крещеный. И поэтому я, конечно, за Додона.
Вы же знаете, что Майя Санду хочет? Она хочет пустить к нам этих... как их... ну, голубых. И сирийцев – это же немыслимо для Молдовы!"
У кишиневского таксиста, который взялся убеждать меня в том, что президентом Молдовы должен стать лидер соцпартии Игорь Додон, не было сомнений, что эти аргументы – безупречны. И они здесь и вправду работают.
Гейропейцы на марше
О том, что оппозиционный кандидат Майя Санду "уже договорилась с Европой, что пустит сюда 30 тысяч сирийцев", говорится в листовках в поддержку Додона, об этом говорят даже на теледебатах.
Тактика не нова.
"– У Ивана дочь проститутка. – Так у него же нет дочки! – Неважно, пусть теперь отмывается перед всем городом!" – эта схема без сбоев работает в Молдове.
В официальном печатном СМИ соцпартии, газете "Социалисты", приводят даже нормы Соглашения об ассоциации и ссылаются на конкретные статьи документа, мол, статья 14 СА обязывает Молдову принимать беженцев из ЕС.
Ради интереса решил открыть текст Соглашения. Конечно же, в статье 14 просто нет норм, которые якобы "цитируются". Но кто же ее будет искать и читать?
Порой, наблюдая за молдавской политикой, невольно задумываешься: а не перенесся ли ты в Украину образца 2013 года? Те же аргументы. Те же фейки об ассоциации. Как знать, возможно, даже та самая команда.
И даже слово "гейропа", которое у нас сейчас звучит разве что в шутку, в Кишиневе или Бельцах употребляют всерьез, чтобы доказать: "нам туда не надо".
К слову, ЛГБТ-тематика действительно является инструментом самых болезненных электоральных ударов по Майе Санду. Оппозиционный кандидат – не замужем, у нее нет детей, да еще и работала в США, во Всемирном банке. Точно лесбиянка, как же иначе! Об этом даже в газетах пишут. В социалистических.
Совсем другое дело – семьянин Игорь Додон, носитель семейных ценностей, который защитит Молдову. Это не шутка, это реалии предвыборной Молдовы.
Молдова выбирает Трампа
Четверг. Маршрутка Кишинев-Бельцы. Один из пассажиров, дядька 55+ явно провинциальной наружности, видит, что я открыл на ноутбуке "Европейскую правду", где на стартовой – карта голосования в США.
Сразу оживает, бросается ко мне с вопросом:
– Ну как там Трамп, сколько голосов?
– Эммм... Собственно, не важно, сколько. Победил, а дальше я за голосами не следил.
– Точно, вы уверены, что он выиграл? 270 выборщиков набрал? – переспрашивает тот, а когда слышит утвердительный ответ, с облегчением вздыхает: "Гора с плеч".
Я, конечно же, спросил про молдавскую политику, но дядьке она оказалась не так интересна. Говорит, что все равно же выиграет "Додон, а не эта Майя". Но управлять, по его мнению, все равно будут американцы.
Эта история – очень показательна.
Перефразируя "классика", можно сказать, что "Молдова – не Украина".
У нас где-то в Винницкой области вряд ли в маршрутке интересовались бы выборами в США как важнейшей темой. И тем более – наверняка не знали бы таких деталей, как порог в 270 выборщиков, необходимый для победы в США.
Объясняется это просто.
Молдова – страна, живущая в тотальном информационном поле РФ. Для людей, которые привыкли общаться по-русски в быту, нет альтернативы российскому телевидению, российским газетам и другим киселевым.
И даже у румыноязычных молдаван нет возможности вырваться из этого пространства. Ключевые местные газеты и телеканалы, подконтрольные олигарху Плахотнюку, транслируют те же сигналы, те же фейки.
В этих условиях и при этой крайне грязной кампании на самом деле кажется чудом то, что Майя Санду смогла получить в первом туре такой приличный результат - 38,7%, да еще и без вложений в рекламу.
Украинцы выбирают Россию
"Украинское меньшинство – самое большое нацменьшинство в Молдове. Украинцев даже больше, чем этнических русских", – уверяет Михаил Крыжановский, председатель Союза украинцев Молдовы, с которым мы встретились в "Украинском доме" в Бельцах.
Он не пойдет на выборы, хотя у него и есть молдавский паспорт.
"Не пойду, чтобы не было стыдно. Потому что если пойду, проголосую за Додона, но после того, как он сказал про российский Крым, я не могу..." – объясняет Михаил.
Но Михаил Крыжановский – нетипичный представитель общины. Он, скорее, исключение.
Потому что почти все поддержат пророссийского кандидата, даже не задумываясь о Крыме.
"Но лично мое мнение – я считаю, что он по отношению к Украине поступил по-хамски. А в целом украинцы – за Додона.
Почему? Потому что у него пророссийская политика, а наши ездят в Россию на заработки. Им проевропейская политика до лампочки", – просто и доступно объясняет глава Союза украинцев.
"Крым? А что Крым? Этим украинцам Крым безразличен. Так же, кстати, как в 1992 году в Украине было безразлично Приднестровье – тогда у нас даже больше были склонны поддерживать Тирасполь и российскую 14-ю армию. И мне это время вспоминают", – добавляет он.
Собственно, для того чтобы убедиться, что украинская община поддерживает антиевропейского и пророссийского кандидата, не надо было идти в "Украинский дом". Достаточно поговорить с людьми на улицах Бельц – самого украинского города Молдовы.
А еще – проверить, кто руководит избирательной кампанией социалистов в Бельцах.
Глава штаба Додона – Александр Усатый, украинец и активный член общины.
Заместитель Крыжановского в Союзе украинцев, Степан Лядрик – также на первых позициях в штабе кандидата. "Я с ним спорил об этом... Но ему там плотят. Ему предложили место и он имеет доход", – поясняет глава союза. И контраргументов на это нет.
И нет их, наверное, ни у кого. А уже в начале следующей недели ЦИК Молдовы почти наверняка объявит о победе Игоря Додона.
Привести к победе Майю Санду сможет разве что чудо.
Автор: Сергей Сидоренко,
редактор "Европейской правды"