Черногория после путча. Что планировали российские кураторы и что вышло на самом деле
Неудавшийся путч, заговор сербских и российских агентов для свержения черногорской власти – эта тема до сих пор актуальна для европейских и украинских СМИ.
Теперь, когда страсти немного улеглись, можно проанализировать, что и почему произошло в Черногории.
Но сначала надо рассказать о некоторых местных особенностях.
На протяжении всего времени после восстановления независимости страны, с 2006 года, власти и граждане Черногории приветствовали Россию и россиян – как источник доходов государственного и личного бюджета черногорцев.
Значительная доля туристов, покупателей недвижимости, предпринимателей в приморском регионе, крупнейших инвесторов в курортный бизнес – это все россияне и близкий к ним бизнес. 30% туристов прибывает из России.
И это далеко не все. От 6 до 10 тысяч россиян, а это около 1% от всего населения страны, живут здесь постоянно. Из 4200 всех иностранных предприятий в Черногории треть принадлежит гражданам РФ.
С Российской Федерацией как с экономическим партнером традиционно не хотела ссориться ни одна ведущая политическая партия Черногории.
Не является исключением и правящая политическая сила под руководством известного евроатлантиста Мило Джукановича. За месяц до нынешних парламентских выборов, в сентябре этого года, правительство Черногории во главе с Джукановичем подписало договор о концессии на разведку и добычу нефти и газа на черногорском шельфе с международным консорциумом в составе Eni (Италия) и ОАО "НОВАТЭК" (Россия).
С 2014 года эта газовая компания из РФ, в связи с событиями в Украине, находится под санкциями США, Канады и Австралии, но не Евросоюза. Поэтому формально Черногория, как и все время до того, действовала согласно европейской санкционной политике в отношении РФ.
Май 2014 г. Заголовок передовицы: "УГРОЗА. Черногория – цель российских ракет" |
В этом контексте несколько неожиданным стал тот факт, что экономическое сотрудничество с РФ не заставило Черногорию отказаться от курса на евроатлантическую интеграцию.
Черногорская власть уверена, что только членство в Альянсе принесет стране и всему региону стабильность, создаст условия для развития, и не собирается отказываться от своих планов.
Процесс вступления в НАТО был активизирован весной 2014 года, сразу после аннексии Крыма и начала военного конфликта на Донбассе. "В определенный момент мы все стали слишком расслаблены, казалось, дело сделано, а потом они пришли в Украину и разбудили нас", – констатировал Мило Джуканович в середине мая 2014 года и пообещал ускорить присоединение страны к Альянсу.
Кремль тогда не нашел ничего лучшего, как устами депутата Государственной думы РФ Михаила Дегтярева угрожать сделать из Черногории мишень для российских ядерных ракет в случае ее вступления в НАТО.
Но движение в направлении Альянса уже началось, и остановить его не удалось.
С того времени Черногория выполнила все официальные требования, в частности, реформировала силовые структуры по "натовским" стандартам и официально одобрила вступление в Альянс на государственном уровне – черногорский парламент в сентябре прошлого года принял резолюцию о поддержке интеграции Черногории в НАТО.
Сейчас страна ждет завершения формальностей от самого Альянса – процедуры ратификации протокола вступления Черногории в НАТО всеми членами этого блока (на сегодня документ одобрили 13 государств из 28).
Черногорская власть все долгое время пути в НАТО транслировала мнение, что членство в Альянсе не должно привести к ухудшению отношений с Россией. Несмотря на парадоксальность такого взгляда, это была официальная позиция черногорской власти.
Бывший посол РФ в Черногории перед свои отъездом домой летом 2015 года активно выступал в СМИ с советами, как черногорцы должны поступать в вопросе вступления в НАТО. В ответ возле российского посольства в Подгорице разместили этот билборд |
Мило Джуканович обнародовал ее, в частности, в интервью российскому телеканалу "Дождь" в марте этого года: "Мы считаем, что наш путь в Евросоюз и НАТО – в наших интересах. Но он в любом случае не вызван нашим желанием причинить кому-то вред. И нам жаль, что Россия так воспринимает черногорское членство в НАТО. Надеемся, что это временно и что это не несет опасности длительного нарушения отношений между Черногорией и Россией".
Политика комбинирования экономического сотрудничества с Россией с подготовкой к вступлению в ЕС и НАТО длилась годами почти без проблем. Но когда евроатлантические планы Черногории начали становиться реальностью, отношение России к Черногории резко ухудшилось.
В конце концов, произошел взрыв. В прямом смысле этого слова.
Осенью прошлого года, после принятия резолюции относительно НАТО в черногорском парламенте, оппозиция организовала многолюдные акции протеста. Протестующие развернули небольшой палаточный городок возле здания парламента – Скупщины, собирали митинги на главной площади столицы и в регионах.
Основными лозунгами было требование отставки "коррупционеров при власти" (в первую очередь – Джукановича). Но в реальности движущей силой протестов стали призывы "Не в НАТО".
Флаги Сербии и России, портреты Путина, сербских военачальников и политиков времен югославской войны – весь этот антураж митингующим не удалось скрыть за черногорскими государственными символами. Некоторые организаторы и участники явно не были довольны именно такой картинкой и направленностью акции – в оппозиции действительно были разные политические силы, но именно антинатовские, просербские и пророссийские взяли верх.
Кульминацией прошлогоднего "черногорского Майдана" стала попытка штурма Скупщины. В ход пошли коктейли Молотова, камни... Полиция применила слезоточивый газ, дубинки... Несколько десятков протестующих и полицейских получили ранения.
На этом протесты завершились.
"Это была попытка поставить под угрозу конституционный строй Черногории с четким стремлением добиться насильственной смены власти и пересмотра стратегических направлений государственной политики Черногории", – прокомментировал тогда эти события Мило Джуканович в эксклюзивном интервью хорватскому телеканалу HRT.
По его словам, организаторы протестов хотели не только сменить правительство, приостановить движение страны по европейскому и евроатлантическому пути, но и отменить результаты демократического референдума 2006 года, на котором Черногория проголосовала за отделение от Сербии и государственную независимость.
В эфире HRT черногорский лидер впервые открыто обвинил Россию и Сербию в том, что они играют активную роль в подготовке к свержению власти в Подгорице.
Год спустя ситуация вновь обострилась. Почему только через год? Наверное, просербская, пророссийская и антинатовская оппозиция надеялась победить на выборах в Скупщину и благодаря тому, что Черногория – парламентская республика, получить всю полноту власти в стране и, в первую очередь, отменить решение по вступлению в НАТО.
Но у реальных руководителей этих сил, судя по всему, не было такой уверенности, и поэтому они подготовили план "Б".
Оппозиция вечером, после закрытия избирательных участков, должна была собраться на митинг в центре столицы возле парламента. Мятежники в форме, которая была похожа на форму черногорских спецназовцев, должны были заранее проникнуть в здание Скупщины и устроить расстрел оппозиционной акции.
Другая группа путчистов планировала захватить премьер-министра Мило Джукановича. По некоторым источникам, речь также шла о блокировании казарм силовиков.
Кровавый спектакль должна была закончиться насильственной сменой власти.
Черногорские правоохранители накануне дня выборов раскрыли и задержали группу, которая должна была воплотить этот план в жизнь. Как оказалось, непосредственными руководителями акции были бывший начальник жандармерии Сербии (!), ныне – лидер "Патриотического фронта Сербии" Братислав Дикич и еще один сербский гражданин – Александр Синджелич, лидер общества "Srpski vukovi" ("Сербские волки"), который до того успел повоевать за "ДНР".
Братислав Дикич в зале суда |
Сербия, как ни странно это выглядит, не стала покрывать мятежников, а провела свое расследование, по итогам которого не только не опровергла доказательства черногорцев, а наоборот, усилила их и добавила подробностей.
Секретарь Совбеза РФ Николай Патрушев, который совершил срочную поездку в Белград, наверное, пытался уладить скандал. Его визит сопровождали противоречивые сообщения в СМИ, которые подавали, а потом опровергали информацию то о депортации российских участников мятежа из Сербии в Россию, то об извинениях Патрушева перед сербами.
Но, резюмируя текущие новости, можно сделать вывод, что миссия российского чиновника все-таки была миротворческой и хотя бы частично удалась.
На сегодняшний день черногорская прокуратура официально обвиняет в организации путча "русских и сербских националистов", то есть официальные Белград и Москва выведены из-под удара.
Зато было заявлено о причастности к заговору "политической структуры" из Черногории.
Среди обвиняемых заговорщиков сейчас фигурируют только два неназванных россиянина – якобы кураторы всей операции, с которыми Синджелич, по некоторым данным, мог познакомиться на Донбассе, – а также сербские и черногорские граждане. Всего около 20 человек. Синджелича несколько дней назад правоохранительные органы Сербии выдали черногорским коллегам. Второй мятежник, Дикич, на днях был переведен из тюрьмы в больницу в одном из черногорских городов в связи с плохим состоянием здоровья.
В распоряжении групп, которые формировали организаторы из Сербии, было много огнестрельного оружия (50 автоматов и 50 пистолетов), взрывчатка, спецсредства, обмундирование и снаряжение.
Расследование еще продолжается.
Черногорская оппозиционная пресса подает информацию о ходе расследования попытки переворота достаточно иронично. Но разговоры о возможной инсценировке мятежа постепенно исчезли из регионального информполя, и теперь этой версии придерживаются в основном российские источники, хотя сначала некоторые СМИ (сербские и боснийские) активно распространяли эти слухи.
Во-первых, не нашлось данных, которые подтверждали бы историю о том, как Джуканович инсценировал заговор против себя, заплатив "мятежникам" 100 тыс. евро.
Во-вторых... Это уже чисто психологическое объяснение. Дело в том, что Черногория – очень маленькая страна, и любой обман здесь обязательно рано или поздно раскроется... и что дальше?
Такая масштабная ложь лидера государства обернулась бы полной катастрофой не только для самого Джукановича, но и для его партнеров, соратников, для всей его семьи и потомков еще долгие-долгие годы.
Также очень странно было бы, если бы лидеры сербских радикальных организаций, бывшие военные, неожиданно решили принять участие в фарсе. Это совсем не по-балкански.
С максимальной серьезностью и близко к сердцу информацию о путче и причастность к нему России восприняла русская община Черногории. Около двухсот россиян (в том числе известный политтехнолог и арт-менеджер Марат Гельман, который сейчас живет в Будве) подписали и разослали в местные СМИ письмо с осуждением попытки насильственной смены власти и внешнего вмешательства в черногорские дела.
Представители российской диаспоры Черногории уверены, что после таких событий отношение черногорцев к ним имеет существенно ухудшится, и хотят этого избежать.
Открытое письмо "русскоязычной диаспоры в Черногории" |
Тем временем правоохранители действительно начали изучать деятельность пророссийских организаций. Так, черногорская прокуратура проверяет "Балканское казачье войско", о создании которого было заявлено в сентябре текущего года (за месяц до парламентских выборов) на совместном мероприятии местных "казаков" и российских "Ночных волков" в Которе.
Простые черногорцы – даже те, кто симпатизирует оппозиции, – возмущены тем, что их хотели использовать как пушечное мясо для захвата власти.
И кто – братья, сербы с россиянами! Это наиболее возмущает, в частности, признанных политических экспертов №1 – местных таксистов.
Главная причина недовольства черногорцев планами террористических нападений кроется в том, что в Черногории не было военных столкновений во время югославских войн 1990-х – начале 2000-х годов. Для жителей страны этот факт очень важен.
Именно на том, что Черногории удалось прожить мирно времена, когда вокруг бушевали войны, акцентировал Мило Джуканович в торжественной речи на праздновании 10-летия независимости Черногории в мае этого года в Подгорице (да, базы югославской армии подверглись бомбардировкам и на черногорской территории, но самих боевых действий здесь действительно не было).
Черногория – единственная часть СФРЮ, которая вышла из общего с сербами государства мирным путем – после проведения признанного всем миром референдума о независимости.
Значительная часть граждан это действительно ценит, и поэтому очень мало в стране тех, кто хочет устраивать на улицах своих городов столкновения. Тем более, что опыт черногорцев показывает: своей цели они могут достигать мирно – нужны лишь время, терпение и политическая воля.
Автор: Наталья Ищенко,
предприниматель из Черногории,
Подгорица – Котор – Киев