Интеграция вместо членства. ЕС определился с уровнем энергетического сотрудничества с Украиной
Украина и Европейская комиссия обновляют стратегические задачи сотрудничества в области энергетики и связанных сферах. Спустя почти 11 лет после подписания первого и единственного подобного документа Украина и Европейская комиссия подписали новый Меморандум о взаимопонимании относительно сотрудничества в сфере энергетики.
Учитывая новые обстоятельства, роль этих договоренностей может значительно возрасти, а вместе с тем – и место реформирования энергетики в повестке дня украинского правительства и Верховной рады.
Почему и зачем?
Во вторник, 23 ноября, президент Порошенко дал поручение министру энергетики Игорю Насалику подписать от имени Украины Меморандум о взаимопонимании относительно стратегического энергетического партнерства между Украиной и Европейским Союзом совместно с Европейским Сообществом по атомной энергии.
Этот документ призван обновить договоренности сторон, зафиксированные в далеком 2005 году президентом Виктором Ющенко.
Работа над обновленным Меморандумом началась в прошлом году, когда в июне 2015 Министерство энергетики направило письмо послу ЕС Яну Томбинскому с предложением "перезагрузить систему двустороннего сотрудничества", учитывая все новые обязательства Украины (в частности, членство в Энергетическом Сообществе), а также новые вызовы, возникшие за последние десять лет.
После согласия европейской стороны начался процесс переговоров, в которых – надо отдать должное – были задействованы различные стейкхолдеры, в том числе представители общественных организаций и бизнеса.
Несмотря на декларативный характер документа, он формирует рамки для сотрудничества между украинской и европейской сторонами в энергетическом секторе и обозначает взаимные ожидания каждой из сторон.
Позиции Меморандума будут учитываться органами ЕС в определении приоритетов для технической и финансовой помощи Украины, разработке "маячков" для украинских реформ.
Как и с предыдущим документом, предполагается, что ежегодно будет обсуждаться ход реализации Меморандума на уровне министров и будут формироваться годовые рабочие планы.
Срок действия документа – десять лет, с правом пересмотра через пять лет.
Больше солидарности и экологии
Неизменным остался статус документа – меморандум не возлагает на стороны никаких юридически обязательных обязательств.
Впрочем, такой характер позволяет сторонам еще больше, чем в прошлый раз, фиксировать взаимные пожелания и ожидания, раскрывать потенциал сотрудничества и в меньшей степени ограничиваться жестким прагматизмом международных соглашений.
Среди главных новаций – значительно расширенная сфера согласования действий.
В 2005 году сотрудничество Украины и ЕС, если исходить из меморандума, выстраивалось преимущественно вокруг трех тем – ядерной безопасности, транзита газа и нефти, интеграции энергорынков.
Сейчас уровень несравнимо выше.
Теперь среди приоритетов также научно-техническое сотрудничество, повышение энергоэффективности, декарбонизация экономики Украины.
Упор на это соответствует настроениям общеевропейской политики, направленной на снижение выбросов, сокращение потребления энергии и развитие новых технологий.
Кроме этого, знаковым разделом является раздел "Энергетическая безопасность, солидарность и доверие". Несомненно, это может свидетельствовать о переходе отношений Украина–ЕС в сфере энергетики на качественно новый уровень, при политической воле обеих сторон.
Такие базовые для ЕС принципы, как "солидарность" и "доверие", в предыдущем меморандуме даже не упоминались в контексте сотрудничества Украины и ЕС.
Лучшим воплощением такой политической воли могло бы стать членство Украины в Энергетическом Союзе, однако, похоже, что к этому ЕС до сих пор не готов.
Несмотря на то, что Меморандум определяет, что целью сотрудничества обеих сторон является полная интеграция энергетических рынков Украины и ЕС, Энергетический Союз упоминается в контексте "совместной реализации принципов", но не возможного формата членства в нем.
Значительное внимание в Меморандуме уделяется экологическим вопросам и повышению энергетической эффективности в Украине. ЕС обещает способствовать внедрению в Украине элементов низкоуглеродной энергетики и экономики. При этом
от Украины ожидают перехода на высокие стандарты экологической отчетности, оценки воздействия на окружающую среду и управления экологическими рисками, принятые в Европе.
Это вновь возвращает на повестку дня вопросы двух законов, которые были недавно ветированы – "Об оценке влияния на окружающую среду" и о стратегической экологической оценке проектов государственного планирования, – в частности, необходимость их скорейшей доработку и переголосования в парламенте.
Стороны договариваются о всесторонней поддержке планируемого Фонда по энергоэффективности, причем особо оговаривается улучшения энергетических характеристик общественных зданий. Законопроект об энергоэффективности в зданиях именно сейчас является предметом рассмотрения и дискуссий в парламенте.
Отдельное место в документе занимает обеспечение безопасности в сфере ядерной энергетики. Приветствуя присоединение Украины к научным программам Евратома на 2014-2018 годы, стороны подтверждают намерение тесно сотрудничать в области безопасности и прозрачности в сфере ядерной энергетики, диверсификации источников поставок ядерного топлива.
Также зафиксирована практика "партнерских проверок атомных объектов Украины" со стороны представителей ЕС.
Осторожное "да" взаимной интеграции
Документ существенно больше, чем в предыдущей версии, обращает внимание на улучшение сообщения между сторонами для взаимных перетоков энергии и устранения регуляторных барьеров.
Опять же, при условии политической воли обеих сторон, это дает возможность Украине в будущем претендовать на помощь ЕС в развитии газовых интерконнекторов, что для нас сейчас чрезвычайно актуально, а также в реальной синхронизации функционирования Объединенной энергетической системы Украины и энергосистемы стран Центральной Европы.
Евросоюз также признает важность Украины как транзитного государства, в документе снова зафиксировано обещание реализовать совместную декларацию от 2009 года о модернизации украинской газотранспортной системы.
Нынешний Меморандум фиксирует возможность создания в Украине газового хаба.
Для этого оператор газотранспортной системы должен заключить ряд соглашений о сообщении с газотранспортными системами соседних государств-членов ЕС, что важно для реальной интеграции рынков. Однако в этой части обязательства сторон описаны довольно осторожно.
Документ особо обращает внимание на то, что для интеграции энергетических рынков Украине необходимо адаптировать свое законодательство к европейскому – еще одно напоминание украинскому парламенту в контексте принятия закона о рынке электроэнергии, который принят в первом чтении, но вокруг которого бурлит много политических страстей.
И наконец, ЕС обещает также надлежащее сотрудничество между украинскими и европейскими регуляторами, что может помочь в качественном внедрении недавно подписанного президентом закона о НКРЭКУ. Это, в частности, обмен опытом в создании действительно независимого органа регулирования, оперативный обмен информацией и приобщение к общеевропейским обсуждениям на уровне регуляторов.
Все эти аргументы доказывают: подписание Меморандума о взаимопонимании с ЕС в сфере энергетики действительно является важным событием.
Частично компенсируя отсутствие обновленной энергетической стратегии Украины, частично указывая на приоритетные направления структурных реформ в украинской энергетике, частично ставя и перед Украиной, и перед ЕС конкретный порядок дня сотрудничества, Меморандум может стать важным ориентиром для развития.
Но как быстро будет идти наше государство этим путем реформирования, зависит только от нас самих.
Авторы: Елена Павленко, Денис Назаренко,
эксперты "Дикси Групп"