Безвизовый предохранитель ЕС: Брюссель увеличивает цену разворота реформ в Украине
В четверг Европейский парламент должен проголосовать за механизм приостановления безвизового режима.
Тот самый механизм, который так долго задерживал безвиз для Украины и Грузии и задерживает его до сих пор, ведь несколько западноевропейских государств поставили жесткое условие: никакой либерализации до окончательного утверждения новых правил приостановления безвиза.
Но что содержится в этих новых правилах?
При каких условиях Украина или другие государства могут вернуться к визовому режиму с ЕС?
"Европейская правда", имея на руках документ, одобренный странами-членами ЕС и Европейским парламентом, разобралась в процедуре, ее особенностях, а также в том, какие угрозы и (как ни странно!) какую пользу несут Украине новые безвизовые правила.
Для тех, кто желает свериться с оригиналом, публикуем также сканкопию этого документа (pdf, 5.6 МБ).
Вечный план визовой либерализации
О том, как Киев шел к безвизовому режиму, "Европейская правда" писала много раз, но сейчас остановимся на одном моменте: Украине, Молдове и Грузии на этом пути пришлось выполнить План действий визовой либерализации.
У каждой страны был свой документ, хотя все три были похожими и предусматривали ряд реформ.
Собственно, именно благодаря ПДВЛ в Украине в конце концов - пусть не без проблем - заработала система антикоррупционных органов (НАБУ + САП + НАПК). Именно этот план был ключевым аргументом, который заставил украинских политиков, прежде всего президента, согласиться на запуск системы электронных деклараций.
Хотя многие депутаты до сих пор мечтают о том, чтобы сделать шаг назад уже на следующий день после того, как безвиз заработает на практике. Для них главная новость: "забыть" об обязательствах не получится.
ЕС предусмотрел возможность забрать безвиз, если Украина будет делать шаги назад в вопросе противодействия коррупции.
Источники "Европейской правды", задействованные в безвизовом диалоге на финальном этапе, подтверждают, что этот пункт вызвал особое сопротивление украинской стороны ... Но официальный Киев не имел большого влияния на утверждение механизма приостановления, а потому не смог помешать включению нежелательной нормы.
Итак, что же записано в документе?
"Еврокомиссия должна мониторить выполнение обязательств... тех третьих стран, граждане которых освобождены от визовых требований в результате успешного завершения диалога по визовой либерализации.
В течение семи лет после вступления в силу визовой либерализации для такой страны Еврокомиссия должна регулярно отчитываться (по этому поводу) перед Европарламентом и Советом ЕС - минимум раз в год, или когда ЕК сочтет такой отчет необходимым, или когда Европарламент или Совет ЕС запросят его.
Отчет должен быть сосредоточен на тех странах, по которым ЕК видит, что определенные требования (ранее выполненных безвизовых планов) больше не выполняются.
В случаях, когда Комиссия демонстрирует, что одно или несколько специфических требований больше не выполняются, должен быть применен параграф 4 (определяет процедуру приостановления безвиза. - ЕП)", - говорится в проекте, согласованном Советом ЕС и Европарламентом.
Если сказать коротко и простыми словами, то речь идет о следующем:
Если Рада решит выхолостить электронное декларирование, или отменить норму о запрете дискриминации и т.д., ЕС будет вынужден запустить процедуру приостановления безвиза.
Кстати, в отдельном решении стран-членов ЕС по украинскому безвизу (о нем ЕвроПравда подробно писала в статье "#когдабезвиз: внутренние документы ЕС об отмене виз для Украины и Грузии") отдельно подчеркивается, что в нашем случае внимание будет сосредоточено на мониторинге реформ прежде всего в сфере противодействия коррупции.
"Устойчивое выполнения Украиной критериев, особенно в сфере борьбы с организованной преступностью и коррупцией, будет соответствующим образом отслеживаться ЕК с использованием соответствующего механизма (который будет основан решением о механизме приостановления безвиза. - ЕП)", - говорится в решении постпредов стран-членов ЕС по украинскому безвизу.
Ну и что нам с этого?
Все как всегда - включение в итоговый текст нормы о выполнении условий ПДВЛ несет и риски, и плюсы.
Риски очевидны.
Очень жаль будет лишиться безвизового режима, к которому мы шли столько лет, в случае если власти придет в голову отменить одну из ключевых реформ из "безвизового перечня". Тем более, что отдельные силы были бы действительно рады закрыть НАБУ, НАПК и вернуться к привычным методам ведения государственных дел.
Но в Брюсселе считают, что этого не произойдет.
Идея проста - угроза потерять безвиз после того, как он заработает на практике, должна быть настоящим "ядерным оружием". Опасность того, что ЕС задействует механизм приостановления, будет мощным рычагом даже по сравнению со стремлением Киева отменить визы.
А потому - по мнению ЕС - эта норма должна быть действенным предохранителем против "отката" украинских реформ.
И в этом заключается первое из преимуществ от новой редакции механизма приостановления. Ведь, согласитесь, антикоррупционные реформы, и другие изменения, предусмотренные ПДВЛ, нужны Украине не только и не столько "для безвиза". Поэтому дополнительный механизм защиты реформ - на пользу.
Еще один плюс: появление такой нормы дает лидерам стран-членов ЕС дополнительные аргументы в пользу утверждения безвизового режима.
Ведь даже те государства, у руководителей которых нет энтузиазма по поводу отмены виз, все равно заинтересованы в том, чтобы государство-сосед Евросоюза сохранил антикоррупционные механизмы, на которые уже потрачено немало средств и усилий. Ведь стабильность на собственных границах - большой плюс для ЕС.
На финальном этапе продвижения к безвизу этот аргумент не будет лишним.
Как будет работать приостановление?
В ноябре мы уже публиковали статью Владимира Посельского по этому поводу (см. "Приостановление безвиза и влияние Франции: как это будет работать и когда возможна отмена виз").
Этот анализ основан на первоначальной редакции законопроекта - до поправок, внесенных во время триалога Европарламента, ЕК и Совета ЕС.
В основных тезисах он остается корректным до сих пор - в частности, о том, что остановка не автоматическая, а решение принимают только по реальным документированным основаниям, проверяют по сложной процедуре. Не будет лишним напомнить и о том, что ЕС и сейчас имеет действующий механизм приостановления безвиза, но так и не привел его в действие с балканскими странами, когда миграционные потоки оттуда существенно выросли.
По-прежнему, главным мотивом приостановлении остаются миграционные факторы.
Но по сравнению с первоначальной редакцией механизма есть определенные изменения. Самое главное из них - этапность процесса.
Даже в случае, если ЕС решит приостановить безвиз для какой-либо страны (например, из-за наплыва мигрантов), этот процесс должен начаться с "отдельных групп" путешествующих.
К примеру, если в Австрию или Францию массово поедет сербская молодежь, то запрет безвиза может касаться именно молодежи, не старше определенного возраста.
Перечень параметров не оговаривается - Еврокомиссия будет выбирать их индивидуально.
Первый этап приостановления будет действовать 9 месяцев - в этот период ЕС и страна, которая попала под приостановление, должны совместно решить проблему, ставшую причиной приостановки. И только в случае неуспеха приостановление продолжится.
Но будем надеяться, что для Украины эта процедура останется только в теории.