"Частично эффективная" помощь: что беспокоит аудиторов ЕС
Насколько эффективно Евросоюз помогает Украине стать современным государством с надлежащим управлением, что способствует и что мешает этому?
Ответы на эти вопросы содержит обнародованный сегодня доклад Счетной палаты ЕС, которая анализировала эффективность помощи Евросоюза в течение 2007-2015 годов в сферах управления государственными финансами, борьбы с коррупцией и функционирования газового сектора.
Вердикт аудиторов таков:
помощь Евросоюза лишь частично эффективна, а ее результаты – неустойчивы.
Отчет в первую очередь предназначен для внутренней аудитории ЕС. Потому что, во-первых, граждане ЕС имеют право знать, как Брюссель тратит их средства и как это меняет Украину к лучшему.
Во-вторых, документ в значительной степени касается специфических вещей в деятельности Еврокомиссии и Европейской службы внешнего действия, которые определяют механизмы и условия предоставления помощи Украине.
В-третьих, выводы аудиторов бесспорно интересны правительствам стран-членов ЕС в выработке их политики в отношении Киева в целом и дальнейшей поддержки ее на международной арене в частности.
Наконец, учитывая все это, отчет интересен и нам – он показывает или же в очередной раз подтверждает, как Украина выглядит извне. Тем более, что документ отнюдь не напоминает сухой аудиторский продукт и содержит ряд политических оценок.
"Ограниченный прогресс в отношении реформ и нежелание украинской власти повлияли на выполнение конкретных условий,
касающихся управления государственными финансами и политики по борьбе с коррупцией, что оттягивало предоставление бюджетной поддержки ЕС", – говорится, например, в документе.
Возможно, частично и из-за этого Украина в документе не выглядит государством, которое вызывает огромное желание ей помогать. Хотя аудиторы отметили и немало положительных вещей. В частности и прежде всего осуществленных после Революции достоинства.
Мы остановимся именно на этом периоде. Сначала несколько цифр.
В течение 2014-15 годов Украина получила от ЕС 1,6 млрд евро макрофинансовой помощи – то есть долгосрочных кредитов под низкие проценты. Следующие транши заблокированы из-за невыполнения Киевом ряда условий. В том числе всем известного – введения моратория на экспорт леса-кругляка.
Помимо этого, в 2014-м было предоставлено 220 млн евро бюджетной поддержки – в рамках Контракта по развитию государства. Это, по сути, грант, который не нужно возвращать. Еще 105 млн могут быть предоставлены также после выполнения записанных в соглашении условий.
В целом доступная для Украины от ЕС сумма в виде кредитов, бюджетной поддержки и технической помощи составляет 11,2 млрд евро на период 2014-2020 годов.
Это немало – однако не означает, что все эти деньги Украина обязательно получит.
"Сотрудничество между ЕС и Украиной продвинулось после событий на Майдане 2014 года, но вызовы, стоящие перед Украиной, до сих пор оказывают негативное влияние на процесс реформ, и риски, которые представляют собой олигархи, остаются высокими", – говорится в одном из заключений аудиторов.
Борьба с коррупцией
В отчете констатировано, что существенных успехов в этой сфере Украина достигла лишь после победы Майдана.
"Несмотря на новый импульс для реформ с 2014 года, достигнутые результаты остаются неустойчивыми. Что касается антикоррупционной политики, то эффективных результатов ее имплементации пока не видно ", – говорится, вместе с тем, в документе.
"Иначе говоря, помощь Украине в антикоррупционной сфере не считается Евросоюзом эффективной до тех пор, пока будет ограничиваться лишь принятием антикоррупционного законодательства и созданием соответствующих структур.
В отчете есть неожиданный момент, связанный с безвизовым режимом.
"В декабре 2010 года новоизбранный украинский парламент отменил антикоррупционное законодательство и другие меры, которые были приняты в 2009 году, но так и не имплементированы.
В ответ начиная с 2011 года ЕС включил цели, касающиеся антикоррупционного законодательства и антикоррупционных структур, в План действий по визовой либерализации", – констатируют аудиторы.
Что ж, Еврокомиссии не откажешь в креативности.
Управление государственными финансами
"Украинское правительство достигло ряда законодательных целей в этой сфере, однако многие долгосрочные вопросы остаются", – пишут аудиторы.
Они делают акцент на рисках "законодательного отката" – например, появления исключений в законе о госзакупках, что выведет из-под его действия определенные товары или услуги. К рискам отнесены уменьшение бюджетной прозрачности, проблемы с финансированием Антимонопольного комитета и некоторые другие.
В отчете упомянуто, что реформу управления государственными финансами ЕС традиционно выставляет условием для предоставления бюджетной поддержки. То есть упомянутых выше безвозмездных грантов на проведение изменений в том или ином секторе.
Газовая сфера
Аудиторы ЕС исследовали, насколько помощь улучшает управление в этой сфере, а также укрепляет безопасность поставок газа в Евросоюз через территорию Украины.
Главным упомянутым послереволюционным достижением ЕС выглядит здесь принятие в апреле 2015-го Закона о рынке природного газа. И это действительно заслуга Евросоюза: от содействия в разработке закона в рамках финансируемых им проектов – до давления на украинскую власть с целью принятия законопроекта.
Вместе с тем, проблемным выглядит то, что касается газового транзита.
"Диалог в газовой сфере пострадал от разногласий во взглядах между заинтересованными сторонами в ЕС и колебаниями в исполнении своих обязательств Украиной", – таков один из выводов Счетной палаты.
"Были расхождения во мнениях между странами-членами, а также между ними и Еврокомиссией относительно приоритетов для безопасности поставок газа через Украину и необходимости срочных действий. "Проговаривание в один голос" в отношении таких приоритетов остается вызовом, несмотря на усилия Еврокомиссии", – констатируют также аудиторы.
В отчете отмечается, что существует противоречие между пониманием стратегичности транзита газа через Украину и слабой финансовой ситуации украинского государства и "Нафтогаза", "усиленного системной коррупцией в газовом секторе, что может привести к снижению надежности Украины как транзитера газа".
Украинские олигархи
Им в отчете уделено значительное внимание. Аудиторы отмечают, что в 2015 году украинское правительство начало, согласно требованиям ЕС, кампанию по ослаблению олигархов – с целью уменьшения их контроля над политической и экономической системами страны.
В рамках этой инициативы, говорится в документе, были запущены расследования и производства, в том числе в отношении активов некоторых олигархов, особенно в энергетическом секторе. "Однако эти меры были спорадическими и противоречивыми и натолкнулись на мощное сопротивление бывших и нынешних олигархов", – говорится в отчете.
Интересный момент:
в документе указано, что "некоторые из олигархов вышли с собственными инициативами с предложениями реформ для Украины".
В пример приводят структуру Дмитрия Фирташа – Агентство по модернизации Украины со штаб-квартирой в Вене.
Похоже, аудиторы приняли политтехнологический ход олигарха за искреннюю инициативу. И обеспокоены они другим: что деятельность таких агентств в значительной степени дублирует действия украинского правительства, поэтому есть риск возникновения путаницы в вопросе предоставления официальной помощи ЕС Украине.
Координация усилий доноров
Счетная палата ЕС считает, что Украина делает в этом плане недостаточно, и это также влияет на эффективность получаемой ею помощи.
"С 2014 года Министерство экономического развития и торговли предприняло некоторые действия по координации доноров, но их результаты остаются неопределенными. Процесс подготовки закона о международной технической помощи, который начался в 2012 году, был приостановлен в 2014-м", – пишут аудиторы ЕС.
В то же время они отмечают, что активность самих доноров на фоне слабости украинской власти выросла.
Значительная часть отчета посвящена специфическим оценкам механизмов предоставления Украине помощи и рекомендациям по их корректировке или усовершенствованию. Вряд ли эти узковедомственные вещи будут интересны украинской аудитории.
Однако некоторые выводы по результатам отчета все же можно сделать. И эти выводы вряд ли понравятся украинским властным структурам.
"Наряду с продвижением законодательных изменений, Еврокомиссия в сотрудничестве с организациями гражданского общества должна обуславливать дальнейшую помощь эффективной имплементацией ключевых реформ в сферах борьбы с коррупцией и управления государственными финансами", – говорится в одной из рекомендаций Счетной палаты.
В проекции на нашу повседневную конкретику это может звучать, например, так:
недостаточно только провести электронное декларирование – после него должно быть расследование доходов "голубей сизых".
А за незаконное обогащение – обязательно последовать наказание.
Автор: Анатолий Марциновский,
журналист "Европейской правды"