Косово опасается крымского сценария: балканский вариант гибридной войны
Европейский Союз активно работает над расширением коммуникаций между сербами и косоварами и строит в рамках этой программы мосты, восстанавливая прямое автомобильное сообщение между основной частью Косова и сербскими районами страны.
Один мост уже был (со скандалом) открыт на севере Косова в конце прошлого года, второй ждет открытия в Косовской Митровице.
Со времен войны этот мост через реку Ибр был закрыт, и до недавнего времени на нем еще были баррикады. В рамках мирного плана реинтеграции сербского анклава с центром в Косовской Митровице в состав Косова мост должен вернуть себе статус транспортной артерии, соединяющей город и в целом сербскую и албанскую части Косова, и стать символом обновления коммуникаций между сербами и албанцами.
20 января должно было состояться торжественное открытие моста. Но торжеств не будет.
Хотя работы по реконструкции объекта, которые финансируются Европейским Союзом, почти завершены, на сегодня строительство приостановлено. Представители ЕС не смогли убедить сербскую сторону снести стену, которую власти северной части Косовской Митровицы построили прямо перед выездом с моста.
Сначала конструкцию позиционировали как подпорную стенку, затем – как открытый театр на набережной. Но снос бетонного сооружения сербы отказываются даже обсуждать.
Официальные власти Косова неоднократно принимали решение о снесении стены, но выполнить его силовыми методами – это значит спровоцировать серьезный конфликт, и поэтому ЕС не дает добро Приштине.
Накануне анонсированной даты открытия моста-символа произошло еще одно событие, которое спровоцировало новую волну противостояния между Белградом и Приштиной.
В пику идеям и проектам ЕС, власти Сербии предложили свой, альтернативный транспортный проект. После 18 лет перерыва сербское правительство решило возобновить прямое железнодорожное сообщение между сербской столицей и "косовской провинцией".
В День празднования Старого, или Сербского Нового года, из Белграда в Косовскую Митровицу торжественно отправился поезд, специально закупленный для этого в России.
Сербы украсили транспортное средство художественными рисунками и надписями (пригласив для этого даже знаменитого в Сербии художника). Внешне поезд раскрасили в цвета сербского флага. Изнутри – украсили изображением фресок четырех сербских православных монастырей, которые находятся на территории Косово.
А завершили художественное оформление поезда надписи "Косово – это Сербия" на 21 языке, огромными буквами покрывающие все вагоны поверх трехцветной раскраски.
В качестве первых пассажиров в Косово должны были отправиться представители сербской власти, журналисты и общественные активисты. В частности, Миша Вацич – лидер националистической организации правого толка "Српски народных покрет" 1389".
Год в названии этого политического движения означает дату Битвы на Косовом поле. 28 июня 1389 года, в день святого Вита (или по-сербски Видовдан), состоялась решающая битва между средневековой Сербией и Османской империей. История о Косовской битве является фундаментальной для национальной идентичности сербов и сербской государственности.
Именно благодаря созданному на основе этого события "Косовскому мифу" Косово для Сербии является национальной святыней и залогом величия сербского государства.
Итак, переполненный символами сербский поезд в Сербский Новый год отправился в сторону Косовской Митровицы. Но до пункта назначения он так и не доехал – остановившись на последней перед границей с Косово сербской станции Рашка.
По данным правительства Сербии, косовские силовики намеревались не пустить поезд, в частности, арестовав машинистов и пассажиров.
Как утверждали в Белграде, косовские сербы, ожидавшие прибытия поезда, окружили косовских спецназовцев. В ответ косовская власть отправила для усиления 17 бронемашин из состава спецподразделения, хотя, по утверждению властей Сербии, на севере Косова косовские силовики могут передвигаться только по согласованию с миротворческим контингентом НАТО и местной (сербской) общиной.
В итоге сербский премьер Александр Вучич решил остановить поезд, "чтобы сохранить свободу и жизнь наших людей".
Обычные пассажиры были вынуждены пересаживаться в автобусы. Они без проблем доехали до своих пунктов назначения. Почетные гости и журналисты по железной дороге вернулись в Белград.
Президент Сербии Томислав Николич на следующий день провел в Главном штабе армии Сербии заседание Совета национальной безопасности. События вокруг поезда "Белград – Косовская Митровица", а именно встречу поезда косовскими спецназовцами, он расценил как "знак того, что албанцы хотят войны" и сообщил, что Сербия направит вооруженные силы в Косово и Метохию, если сербское население провинции будет находиться под угрозой.
"Мы не хотим войны, но отправим армию, если это будет необходимо, чтобы защитить сербов...
Если они будут убивать сербов, мы отправим армию, мы все пойдем, и я пойду, мне не в первый раз", – заявил Николич (в конце 1991-1992 года президент Сербии ушел добровольцем в сербскую армию).
Воинственное заявление сербского президента вызвало резонанс по всему миру, в том числе в Сербии.
Оказалось, что общие настроения в Сербии не совсем воинственные. "Сербская общественность: достаточно было войн!" – это слова с первой полосы газеты Kurir. "Президент, вы идите на войну, а нас оставьте в мире. Не достаточно нам еще потерянных жизней и переселенцев?" – эти слова вынесла на первую страницу независимая газета Blic.
Некоторые сербские издания напечатали 17 января огромные материалы, в которых приводят мнения известных в Сербии людей – политиков, ученых, культурных деятелей, которые резко критикуют заявление Николича.
18 января стало известно, что против радикальных высказываний президента Николича выступил сербский премьер Вучич, который, по данным СМИ, буквально запретил государственным деятелям делать подобные заявления по ситуации в регионе.
А красивый трехцветный поезд "Косово – это Сербия", имеющий недюжинную культурную ценность, с 19 января начинает курсировать на внутренней сербской линии Кралево – Пожега.
"Ради безопасности пассажиров и работников железной дороги", – сообщила сербский министр инфраструктуры.
"Ради безопасности целого региона", – подумали про себя огромное количество людей в Сербии, в Косово да и по всем Балканам... и не только.
В конце концов, на этот раз до катастрофы не дошло – сербская армия остается в казармах. Но очередная попытка наладить коммуникации между сербами и косоварами, как в прямом, транспортном, так и в относительном, социально-гуманитарном смысле, оказалась очередной удачной попыткой разжигания вражды и дальнейшего разделения. И на сегодня процесс мирной реинтеграции сербских районов Косова в состав республики, который якобы согласовали при посредничестве ЕС и в Приштине, и в Белграде, выглядит все менее реалистичным.
Хотя ждать войны и не стоит, до нормального сотрудничества Сербии с "независимым государством Косово" в ближайшее время точно не дойдет.
Сербскую стратегию в отношении Косова, в принципе, ловко описала Сербская православная церковь – сербский патриарх Ириней в интервью журналистам 18 января заявил: "Не дай Бог направим войска на Косово, но должны защищать сербов, как умеем".
Таким образом, на повестке дня – мирное сопротивление... или гибридная война.
"Гибридные российско-сербские информационные войска" уже вовсю воюют. 18 января сербский таблоид Informer и целый ряд сайтов и страниц в соцсетях начали активно распространять новость под заголовком: "Кто нападет на сербов, нападет и на россиян".
Со ссылкой на анонимный источник (!) сообщалось, что якобы Путин заявил о своей поддержке Сербии и Республики Сербской (в Боснии и Герцеговине) в случае открытой агрессии. Как отмечается, это послание адресовалось как Белграду и Баня-Луке, так и Тиране и Загребу.
Тем временем президент Косова Хашим Тачи считает, что Сербия задумала аннексировать северную часть Косова, сербский анклав, по такой же схеме, как Россия аннексировала украинский Крым.
Но возможна ли аннексия территорий мирным путем на Балканах?
Автор: Наталья Ищенко,
предприниматель из Черногории,
активист украинской общины