Удержать Венгрию: как превратить "пророссийского соседа" в лоббиста Украины в ЕС
У Венгрии в Украине сложился неоднозначный имидж. Рядовой украинец, который хоть немного интересуется внешней политикой, вспомнит о закарпатской тематике, но также – об Орбане и его антиевропейской политике; о поддержке безвиза, но также о пророссийских настроениях.
Речь идет не только о периоде с 2014 года. Киев много лет подряд не воспринимал Будапешт как стратегического партнера. Но в течение 2016 года Украина и Венгрия, возможно, даже неожиданно для самих себя, сделали сразу несколько небольших, но очень важных шагов навстречу друг другу.
И это дает все основания надеяться на начало нового этапа в украинско-венгерских отношениях.
Пророссийское наследство
Отношения Киева и Будапешта всегда были непростыми. Они до сих пор выстраиваются, прежде всего, с учетом особой тематики – Закарпатье.
С одной стороны, Венгрия рассматривает этот регион как исторически и культурно близкий. Здесь проживает одна из крупнейших общин зарубежных венгров в Европе.
С другой – официальный Киев нередко смотрит на Закарпатье как на малопонятный край с центробежными настроениями и контрабандой как основной бизнес-моделью, с которым удобнее общаться при посредничестве местных финансово-политических группировок и силовиков.
После Революции достоинства и начала российской агрессии ситуация дополнительно усложнилась.
И хотя Венгрия одной из первых признала новую власть и подтвердила суверенитет соседа, заявления Виктора Орбана о поддержке этнических венгров Карпатского бассейна многим напомнили слова Путина о "защите русскоязычного населения в Крыму и на Донбассе".
И это не единственная параллель. Еще одна проблема – практика выдачи венгерских паспортов по упрощенной процедуре.
К этому добавляются другие ингредиенты, например, неоднозначная и далекая от образцов демократии политика правительства Орбана внутри страны; нередко пророссийская позиция официального Будапешта внутри ЕС; громкие заявления праворадикалов из партии Jobbik с территориальными претензиями на Закарпатье и признанием законности аннексии Крыма, а еще – требования украинских венгров создать Притисянский избирательный округ в границах компактного проживания венгерской общины Закарпатья.
Все это накладывается на венгерское стремление усилить свое влияние внутри Евросоюза.
И если российская пропаганда тщательно отрабатывала каждый из этих пунктов, усиливая ощущение "зрады", то в Украине почти не нашлось экспертов, политиков или дипломатов, которые попытались бы – нет, не оправдать действия Венгрии, но хотя бы разъяснить их.
Что под оберткой?
Прежде чем перейти к сегодняшней ситуации, посмотрим еще раз на перечень претензий к Венгрии, которые звучат в украинском медиапространстве. Но теперь – с большей детализацией.
– Защита венгров в Украине
Заявления о защите этнических венгров Карпатского бассейна звучат от Виктора Орбана еще с середины 1990-х, когда он начал серьезную политическую карьеру. С 2010 года это, вместе со упрощенной процедуре получения венгерского гражданства, является частью государственной политики Венгрии, которую пусть и со сжатыми зубами и сопротивляясь, но фактически принял Брюссель.
И эта политика, по крайней мере, сейчас, не выходит за рамки норм ЕС и НАТО, куда Украина стремится. Иными словами, это – реальность, на которую официальный Киев должен реагировать собственной политикой, как это делают Бухарест и Братислава, то есть два других государства-соседа Венгрии, которые в этом вопросе оказались в аналогичной ситуации;
– Пророссийская позиция Будапешта в ЕС
Скепсис Венгрии в отношении санкций против России, который раздражает нас больше всего, имеет под собой, прежде всего, экономический аспект: венгерская экономика по состоянию на 2013 год была одной из наиболее зависимых от российских энергоносителей и инвестиций.
Хотя есть и политическая составляющая: в Европе вообще довольно сильны пророссийские настроения. Эта политическая ниша основывается на идее усмирения агрессора, и Виктор Орбан – один из тех государственных лидеров, которые не против если не занять эту нишу, то сыграть на ней. Как Трамп или Штайнмайер.
Это реальность, которая не может нравиться Украине, но ее нужно осознавать.
Но в то же время надо учитывать, что "пророссийская" позиция Орбана в ЕС – это экономический прагматизм и игра мускулами перед Брюсселем и Вашингтоном, а не практическая помощь Путину.
Ведь несмотря на громкие "антисанкционные" заявления Венгрия ни разу не голосовала в ЕС против санкций и даже не входит в список стран, которые тормозят их продление перед завершением каждого полугодового периода.
– Венгерский "Йоббик"
Праворадикалы из Jobbik – это полуэкстремистская партия с непосредственными связями с российскими спецслужбами. Но она является оппозиционной и не входит в коалицию. Следовательно, их антиукраинские заявления не следует воспринимать как официальную позицию Венгрии.
Украина не должна медлить с реакцией на заявления ее представителей, а сразу ограничивать их въезд в Украину. Так, как это сделала СБУ в 2014 году, но почему-то только в декабре. Хотя, к примеру, община Берегова еще в марте 2014 года потребовала от депутата Европарламента и представителя партии Jobbik Бейлы Ковача, который признал законной аннексию Крыма, освободить арендуемый в городе офис.
Таким образом, венгерская община Закарпатья отреагировала тут быстрее, чем украинские спецслужбы.
– Притисянский избирательный округ
Венгерский избирательный округ существовал на Закарпатье на парламентских выборах 1998 года (в законе о выборах четко прописано, что при образовании избирательных округов должен приниматься во внимание фактор компактности проживания национальных меньшинств), и восстановить его официально обещали все без исключения президенты – Ющенко, Янукович и Порошенко, подписывая меморандумы с венгерскими организациями в Украине. Это означает не то, что Украина обязательно должна восстановить этот округ немедленно, а скорее то, что не следует называть "сепаратистскими рефлексиями" публичные обещания первых лиц государства.
К слову, перед парламентскими выборами 2014 года венгерская организация КМКС и ее представитель Ласло Брензович даже заявляли о готовности судиться с Украиной в ЕСПЧ по этой проблеме из-за невыполненного обещания Порошенко. Конфликт урегулировали включением Брензовича в проходной список БПП.
Почему все эти аргументы не услышали в Киеве?
Возможно, потому, что с июня 2014 года и в течение почти двух лет у нашей страны не было посла в Венгрии.
Да и голос экспертного сообщества в последние три года почти не был слышен, а громче всего звучали мнения тех аналитиков, которые проводили прямые параллели и аналогии между действиями Москвы и Будапешта. И это не добавляло конструктива в отношения двух соседей.
Однако 2016 год, такое впечатление, стал переломным.
Движение навстречу Киеву
В 2014 году дипломатическая команда Венгрии в Украине ощутимо изменилась: в октябре 2014 года новым послом стал Эрно Кешкень, который до того работал консулом и послом в России. Немного позже сменили консулов Венгрии в Ужгороде и Берегово.
Посол Венгрии в Украине Эрно Кешкень. Фото: Р. Бисьмак |
Нет никаких сомнений, что официальный Будапешт отслеживал и осознавал проблемные вопросы в отношениях с Украиной на фоне агрессии РФ.
Новая команда пришла с новыми приоритетами в украинско-венгерских отношениях, и это стало заметно.
За два года венгерская сторона сделала немало, чтобы минимизировать негативное влияние.
– Паспортный вопрос
Официальный Будапешт усложнил процедуру получения венгерского гражданства – усилил проверку претендентов и ограничил места присяги (раньше это можно было сделать в любом венгерском сельсовете). Более того, начались проверки и расследования фактов незаконного получения венгерского гражданства.
И если в 2012-2014 годах СМИ пестрели сообщениями о количестве выданных венгерских паспортов в Закарпатье, то сейчас полно новостей о лишении гражданства и возбуждении дел по этому поводу.
– Нейтрализация "Йоббика"
Уменьшение влияния партии Jobbik было среди приоритетов Орбана и его партии "Фидес" в течение последних лет, и это удалось благодаря неоднозначной в глазах Брюсселя, но положительной в глазах венгров позиции команды Орбана в отношении мигрантов.
Кроме того, в Венгрии было возбуждено уголовное дело против упомянутого депутата Европарламента Бейлы Ковача по подозрению в "шпионаже на иностранные государства". Понятно, что речь идет о его сотрудничестве с ФСБ.
– Санкции и целостность Украины
Несмотря на регулярные встречи Орбана с Путиным и критику действующей санкционной политики ЕС, Венгрия поддержала все раунды санкций против России.
Заявления о нерушимости территориальной целостности и суверенитета Украины начали звучать из Будапешта чаще, чем о необходимости защиты закарпатских венгров. Более того, в ноябре во время визита премьера Владимира Гройсмана в Будапешт Орбан заявил, что безвизовый режим для Украины – это дело чести, а не процедур, и сообщил об отмене платы за национальные визы для украинцев.
Мол, пока Брюссель медлит с отменой визового режима, Венгрия упрощает его на практике.
– Притисянский избирательный округ
Официальный Будапешт и его представители в Украине не акцентируют лишний раз на необходимости создания Притисянского избирательного округа.
Впрочем, после очередных проблем с Притисянским округом перед парламентскими выборами 2014 года Венгрия сделала другой шаг – четко обозначила свои политические интересы на Закарпатье на местных выборах 2015 года.
В этот раз Будапешт пошел другим путем. Две основные венгерские организации – УМДС (UMDSZ, Демократический союз венгров Украины) и КМКС (KMKSZ, Общество венгерской культуры Закарпатья) – объединились и пошли на выборы вместе. Результат – 8,6%, то есть 8 депутатов из 64 в Закарпатском облсовете. А это – "золотая акция" в формировании большинства и в итоге – должность первого заместителя председателя.
Кроме того, на местных выборах в 2015 году венгерские партии получили ощутимое представительство почти во всех местных советах области с тотальным большинством в Береговском и Виноградовском районах (именно они составляют так называемый Притисянский округ).
И если раньше местные и столичные элиты легко манипулировали венгерскими политическими силами Закарпатья в связи с их низким представительством во власти и внутренними распрями, то сейчас с ними надо договариваться.
К тому же с начала 2016 года Венгрия ощутимо изменила акценты в отношениях с Украиной:
– официальный Будапешт создал отдельную надминистерскую должность уполномоченного правительства Венгрии по сотрудничеству с Западной Украиной (ее занял врач по специальности Иштван Грежа), функция которого – координировать и систематизировать сотрудничество между двумя странами на фоне войны на Востоке;
– Венгрия начала принимать на реабилитацию украинских военных, организовывать оздоровление детей участников АТО и переселенцев с Донбасса, направлять гуманитарные грузы в Украину;
– правительство Орбана инициировало план экономической поддержки Закарпатья, более известный как "план Эгана", который предусматривает финансовую помощь малому и среднему бизнесу и льготные кредиты. Речь идет об общей сумме около 100 миллионов евро;
– в апреле 2016 года в Киеве открылось реформированное представительство Венгерско-Украинской торгово-промышленной палаты и активизировалась работа ее представителей;
– с 1 июля 2016 года Венгрия открыла рынок труда для украинцев, как это в свое время сделали Чехия и Польша. Экономика Венгрии переживает кризис, и правительство не скрывает, что стране не хватает квалифицированной рабочей силы, которая покидает страну, поэтому было бы неплохо компенсировать эти потери за счет украинских кадров, а не мигрантов из Африки и Ближнего Востока.
Именно в этом контексте началась масштабная программа бесплатных курсов венгерского языка, которая стартовала на Закарпатье в 2016 году;
– правительство Венгрии заявило о намерении инвестировать в Украину немалые средства, прежде всего, в инфраструктурные проекты, переговоры о которых ведутся уже десятилетиями. Так, на окружную Берегова и трассу до Мукачева, которая должна стать продолжением международного коридора М3 в Украине, Будапешт уже выделил кредит на 50 миллионов евро.
Все эти шаги навстречу Киеву в 2016-м начали переплетаться с действиями и с украинской стороны.
Шаги Украины в сторону Будапешта
Важнейшим шагом, который сделал в прошлом году официальный Киев для размораживания отношений с Венгрией, стало назначение нового посла.
После Революции достоинства и смены посла Венгрии в Украине официальный Будапешт ожидал аналогичного ответа от Киева, но этого не произошло: вместо Юрия Мушки, который возглавлял украинское дипломатическое ведомство в Будапеште с августа 2010 до июня 2014 года, никого не назначали вплоть до мая 2016 года.
В определенный момент, где-то с середины 2015 года, Венгрия через своих представителей начала постоянно акцентировать на том, что больше всего ожидает от Украины именно назначения главы дипмиссии.
Более того, Будапешт начал воспринимать его отсутствие как оскорбление, дипломатический жест.
Не исключено, что это стало причиной изменения акцентов в политике Венгрии по отношению к Украине, о которых говорилось выше.
Хотя на самом деле отсутствие посла вряд ли было дипломатическим жестом со стороны Украины.
После Революции достоинства и начала войны с Россией украинское дипведомство осталось без руководителей посольств во многих странах, и Венгрия – не исключение.
Но в любом случае, назначение Любови Непоп в мае 2016 года послом Украины в Венгрии официальный Будапешт воспринял не просто положительно, учитывая двухлетнее отсутствие посланника.
Посол Любовь Непоп вручает верительные грамоты президенту Венгрии Яношу Адеру. Фото посольства |
Это кадровое решение венгры расценили как жест дружбы и конца застоя, ведь Любовь Непоп – кадровый дипломат, специализирующийся на венгерской тематике, ранее уже два срока она работала в посольстве Украины в Будапеште и к тому же свободно владеет венгерским языком.
Спустя 8 месяцев после назначения Непоп можно говорить об идеальном отношении прессы в Венгрии и Украине, а также положительных отзывах со стороны венгерских коллег на всех уровнях.
В результате, когда в конце ноября Владимир Гройсман приехал с официальным визитом в Будапешт, его встретили неожиданно торжественно, с кавалерией. Впоследствии уполномоченный правительства Венгрии по сотрудничеству с Украиной Иштван Грежа назовет этот визит самым важным для дипкорпуса его страны за весь 2016 год.
Кроме символизма и помпезности, встреча премьеров двух стран в Будапеште стала толчком к пересмотру ряда инфраструктурных проектов, по которым страны ведут переговоры уже десятилетия.
Речь идет, прежде всего, о трех ключевых проектах:
1. Реконструкция КПП "Лужанка – Берегшурань" и обустройство здесь грузового терминала, а затем – строительство окружной вокруг Берегова и интеграция трассы Мукачево – Киев с автобаном М3, который является частью европейского транспортного коридора. По предварительным договоренностям, это должно быть сделано также посредством строительства нового КПП "Дийда – Берегдароц" неподалеку от Берегова, что станет точкой соединения автобана М3 и украинской части трассы Киев – Чоп в сторону Мукачево.
2. Открытие пункта пропуска "Велика Паладь – Нодьгодош" (Виноградовский район Закарпатской области) и введение на нем совместного пограничного и таможенного контроля, то есть люди будут проходить контроль только один раз.
3. Запуск скоростного поезда класса "Интерсити" сообщением "Мукачево – Будапешт". Для воплощения этого проекта нужно адаптировать лишь несколько километров путей.
За неделю до визита Гройсмана в Будапешт на Закарпатье побывал министр инфраструктуры Владимир Омелян. А его венгерские коллеги, похоже, наконец-то поверили, что украинская сторона реально планирует воплотить проекты в жизнь, а не только ограничиться очередными меморандумами и дорожными картами.
В подтверждение этого, после недавнего запуска "Интерсити" на польский Перемышль, в украинском Министерстве инфраструктуры заявили, что следующие направления – это Венгрия и Словакия, причем поезда в Будапешт должен начать курсировать уже к концу 2017 года.
Что дальше?
Есть все основания надеяться, что в 2017 году развитие украинско-венгерских отношений будет не менее конструктивным.
Тем более, что основой повестки дня коммуникации Киева и Будапешта уже стали не политические, а экономические и инфраструктурные вопросы. Прежде всего – связанные с Закарпатьем, внимание к которому со стороны правительств Венгрии и Украины в последние годы было, к сожалению, очень непропорциональным.
Качественные украинско-венгерские отношения действительно зависят от того, какой будет региональная политика Украины в самой западной области, и будет ли она вообще. Инфраструктурные проекты – это очень хорошее начало и плацдарм. Параллельно должны идти инвестиции. Возможно – с восстановлением свободной или специальной экономической зоны.
Это ослабит фобии о "сепаратизме", "венгерской автономии" и "российских сценариях".
Собственно, вспомните, с чего начиналась реальная евроинтеграция и создание ЕС – с плана Шумана, когда вместо политических распрей Франция и Германия интегрировали сначала определенные отрасли, а затем и национальные экономики.
Экономика не снимает с повестки дня проблематику двойного гражданства, избирательного округа, прав венгерского меньшинства. Но разговор о них должен вестись в иных условиях – между равноправными партнерами.
Еще одним весомым фактором, который будет влиять на украинско-венгерские отношения, конечно же, будет геополитика, а именно агрессия РФ и реакция на нее. Речь идет о тех же санкции, учитывая позицию нового правительства США, на которое Орбан возлагает куда большие надежды, чем на предыдущее. Кроме того, уже в начале февраля Владимир Путин снова будет в Будапеште.
В этих условиях бороться за сохранение поддержки Украины со стороны Венгрии крайне важно.
Это – реальная задача. Активное развитие отношений между двумя странами способно превратить Венгрию в лоббиста и партнера Украины на уровне ЕС, а не подозрительного и малопонятного соседа, которым для многих в Украине Будапешт, к сожалению, остается до сих пор.
Автор: Дмитрий Тужанский,
Ужгород – Киев – Будапешт,
для "Европейской правды"