Новые водительские права под прикрытием соглашения с ЕС: как у Авакова искажают евроинтеграцию

Пятница, 27 января 2017, 16:40 — , , , УЦЕП

Срок действия водительских прав, периодические медицинские осмотры для водителей, пересдача экзаменов для водителей – заявления МВД о предстоящих нововведениях под соусом евроинтеграции вызвали немало вопросов без четких ответов.  

Фрагмент facebook-статуса заместительницы Авакова по евроинтеграции

Профильная заместительница министра Авакова заявила, что это – четкие требования Соглашения об ассоциации, а именно – директивы 2006/126/ЕС.

Что же именно должна имплементировать Украина для усиления безопасности на дорогах в соответствии с Соглашением?

Заявления представителей МВД изрядно взбудоражили водительское сообщество Украины. К сожалению, распространенная практика подавать под лозунгом евроинтеграции нормы, несущие коррупционную угрозу, автоматически вызывает недоверие к таким нововведениям. Тем более, что изменения коснутся каждого, ведь речь идет о пересмотре сроков действия водительских удостоверений, введении регулярной проверки соответствия здоровья водителей установленным медицинским и психофизическим требованиям и т.п.

Попробуем разобраться, чего же на самом деле требует от Украины ЕС.

Что это за директивы?

Подписав Соглашение об ассоциации, Украина взяла на себя обязательства приблизить законодательство в сфере безопасности движения на дорогах к европейским стандартам. Часть из них содержится в директиве 91/439/ЕЭС об удостоверении водителя и предусмотрена Соглашением об ассоциации.

С 19 января 2013 года она была заменена на базовую директиву 2006/126, последние изменения в которую внесены в 2015 году (директива 2015/653).

Все это произошло уже после согласования текста Соглашения об ассоциации,

то есть обязательств ввести новые версии европейских норм перед Украиной не стоит.

В то же время в МВД решили пойти дальше и имплементировать именно директиву 2006/126, то есть более новую версию. Имеют на это право (но, напомним, не обязанность).

Что же предусматривает европейский документ?

Рекомендуется ввести водительское удостоверение с чипом – единый образец для всех стран-членов ЕС.

Кроме того, директива уточняет категории механических транспортных средств и сроки действия водительских удостоверений в соответствии с их категорией (в Украине такая классификация до сих пор не утверждена).

Также в директиве меняются возрастные требования для получения водительских прав на транспорт разных категорий, минимальные требования к экзаменам по вождению, минимальные стандарты по физической и умственной пригодности к управлению транспортным средством, а также требования к лицам, принимающим экзамены по вождению.

Однако внедрение этих требований в украинских реалиях имеет ряд нюансов. Рассмотрим наиболее дискуссионные вопросы.

Сначала – о том, что представляет собой директива ЕС. Это нормативно-правовой акт, устанавливающий критерии, в соответствие к которым государство-член Евросоюза должно привести свое законодательство.

При этом директива не является актом прямого действия, то есть даже в странах-членах ЕС она не действует сразу после принятия, а вводится через национальное законодательство.

Директива определяет желаемую цель, а как она будет достигнута и в каком виде, каждое государство ЕС решает отдельно.

Теперь вернемся к Украине.

Соглашение об ассоциации говорит, что национальное законодательство Украины должно быть приближено к положениям Соглашения (к тому же мы обязались имплементировать только предыдущую директиву 91/439, где все эти новшества отсутствуют).

Поскольку Украина не является государством-членом ЕС, на нас не распространяется фактическое действие актов ЕС, а важным остается лишь суть положений, которые в них закреплены. Именно поэтому адаптация законодательства к положениям актов ЕС должна проходить с оглядкой на ситуацию и потребности Украины.

А если мы сами хотим большего?

В МВД говорят, что хотят идти дальше по пути европейской интеграции и сделать то, что мы не обязаны?

Похвально.

Тогда давайте разберемся, чего требует от стран-членов Евросоюза новая директива 2006/126/ЕС

Что касается срока действия водительских удостоверений категорий AM, A1, A2, A, B, B1 и BE (условно категории "А" и "В"), то директива предоставляет государству право самостоятельно определить, будет ли осуществляться пересдача на получение удостоверения водителя этих категорий и каковы критерии обновления водительского удостоверения.

При этом в документе

нет требования пересдавать экзамены для продления срока действия удостоверения категории "В".

Только водители коммерческих транспортных средств всех видов категорий "С" и "D" должны подтверждать свои знания и навыки управлять транспортным средством для того, чтобы продлить срок действия своих водительских прав.

Директива 2006/126 говорит, что срок действия водительского удостоверения категорий AM, A1, A2, A, B, B1 и BE (нынешние категории "А" и "В") должен быть 10 или 15 лет, в зависимости от решения страны. Однако предусмотрено, что государство может изменить и этот срок.

Для категорий C, CE, C1, C1E, D, DE, D1, D1E (категории "С" и "D") – срок действия удостоверения должен составлять 5 лет.

Чтобы продлить срок действия прав этих категорий, водители должны предоставить доказательства физической и умственной пригодности для управления транспортным средством. Это нормальная практика, ведь такие категории имеют водители грузовиков и автобусов.

Для них вообще установлены отдельные требования к проверке, повышению квалификации и т.п.

Но нужен ли такой медосмотр водителям легковушек и мотоциклов? Этот вопрос вызвал наибольшие дискуссии после заявлений из МВД.

Однако ЕС не обязывает государства требовать медицинские справки от водителей категорий А и В!

Согласно директиве 2006/126, каждая страна на свое усмотрение может ввести или не ввести требование обязательного медосмотра для продления срока действия водительского удостоверения.

Нужно ли это в Украине? Какой орган будет выдавать эти справки?

МВД должно ответить на эти вопросы. Тем более, что практика получения медицинских справок уже давно превратилась в коррупционную фабрику по их "производству".

Выборочная евроинтеграция

Реформе в сфере транспорта уделено значительное внимание в Соглашении об ассоциации. Это комплексная сфера, которая состоит из многих элементов. Если разделить все требования и стараться внедрять их по отдельности, получим "искривленную евроинтеграцию".

Поэтому прежде чем говорить об имплементации директивы о водительском удостоверении (дедлайн по Соглашению – ноябрь 2017 года), стоит напомнить, что мы должны были уже внедрить. Ведь в автомобильной отрасли уже должны были бы стартовать несколько важных реформ (подробнее – в статье "Торможение не по-европейски. Почему заморожены реформы в автосфере").

Так, в прошлом году Украина должна была имплементировать директиву 92/6/ЕЭС об установлении и использовании устройств ограничения скорости для коммерческого транспорта. Это обеспечило бы внедрение европейской системы труда и отдыха водителей, которая предотвращала бы значительное число аварий с участием грузовиков и автобусов.

Также должна состояться реформа в сфере техосмотра. Это положение (директива 2009/40/ЕС "О проверках пригодности к эксплуатации автомобилей и автоприцепов"). Украина должна ввести европейскую систему проведения обязательной проверки пригодности транспортных средств к эксплуатации, в соответствии с которой техосмотр осуществляют независимые СТО.

Причем уже давно разработан и доработан соответствующий законопроект. Его нормы значительно усилили бы безопасность на дорогах, однако почему-то он оказался "не ко времени".

Однако там, где кому-то выгодно, евроинтеграция в сфере автотранспорта активизируется.

И еще.

Если в МВД действительно хотели навести порядок в этой сфере, одним из приоритетов должна была бы стать не замена водительских прав, а наведение порядка в правилах дорожного движения. На сегодня эта сфера вообще не систематизирована и регулируется постановлениями Кабинета министров Украины. Хотя согласно Конституции все правила дорожного движения должны быть четко зафиксированы на уровне закона (КМУ получил полномочия утверждать ПДД согласно статье 4 закона Украины "О дорожном движении").

Да, гармонизация вопросов, касающихся водительских удостоверений, с европейским законодательством, четкие требования к экзаменам и экзаменаторам, уточнение возрастных ограничений для получения разрешения на использование прав определенных категорий – все это важно.

Однако чтобы к этому подойти, нужно обеспечить хотя бы минимальные условия – реформу независимой проверки пригодности автомобилей и полноценное узаконивание ПДД.

Авторы:

Любовь Акуленко, исполнительный директор ОО "Украинский центр европейской политики"

Светлана Майструк, эксперт ОО "Украинский центр европейской политики"

Елена Степаненко, эксперт ОО "Украинский центр европейской политики"

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Реклама: