Как ЕС может содействовать украинской модернизации. Статья первого вице-премьера
Мир стоит на пороге четвертой промышленной революции с ее новым типом постиндустриального производства, интернетом вещей, облачными технологиями, big data и коммерческими полетами на Марс.
А как же Украина? Что делается для того, чтобы ускорить наше экономическое развитие и достичь уровня высокодоходных мировых экономик?
Когда-то Украина придерживалась индустриального курса, который позволил сформировать и развить мощный промышленный комплекс. В 1992 году промышленность составляла почти 51% ВВП, а сейчас едва превышает 20%. При этом переработка (производство) в 1992 году составляла 43,5% ВВП, а в 2015-м – чуть больше 14%. А ведь именно она создает высокую добавленную стоимость продукции, рабочие места и способствует росту ВВП страны.
К сожалению, украинская промышленность долгое время оставалась в стороне от активной фазы мирового инновационно-индустриального экономического скачка. Ведь с советских времен наша промышленная продукция была органично "вмонтирована" в советские производственные цепочки, формируя с Россией и странами СНГ полный цикл производства.
Ориентация на Россию обуславливала ограниченность стратегии, которая исходила из определенной безальтернативности рынка сбыта.
Уже в 2011 году доля экспорта промышленной продукции в РФ составляла почти 70% и со временем Украина могла окончательно стать лишь спутником на экономической и политической орбите России.
В ноябре 2013 года мы выбрали другой путь развития, что повлекло за собой потерю крупного рынка сбыта. Мы мобилизовали собственные силы и ресурсы, чтобы провести системные реформы, которые обеспечат Украине достойное место на мировых развитых рынках.
Усилия дают результат – экономика достигла макростабилизации, в итоге за 2016 год мы получили +2,2% ВВП.
Работает и стратегия переориентации рынков сбыта. За последние три года товарооборот с Европой вырос до 38%, а Россия потеряла свои позиции соответственно до 9,9%.
Лучшие результаты в переориентации сбыта показали аграрии – рынок ЕС полностью заместил российский для продукции АПК (31,5% от общего объема экспорта, или $4,24 млрд ).
Гораздо труднее геополитические изменения даются машиностроению, строительной, химической отраслям. Разрыв длительных производственных связей с Россией требует поиска новых партнеров и рынков для сбыта именно промышленной продукции.
Поэтому вместе с коллегами 1 марта отправляемся в Брюссель, где состоится учредительное заседание группы высокого уровня, которая начнет Промышленный диалог Украина-ЕС.
Его стратегическая цель – создание общего производственного пространства между Украиной и Евросоюзом.
Пространства, которое позволит Украине наладить возможности для поставок промышленной продукции в страны Европы, а ЕС – получить нового мощного и перспективного партнера.
Вместе с Еврокомиссией мы уже разработали проект Дорожной карты Промышленного диалога, потому что формат диалога предусматривает такие профильные рабочие направления, как машиностроение, легкая промышленность, авиаиндустрия, судостроение и другие. Самым важным является именно промышленный сегмент Диалога, поэтому в процессе сотрудничества в рамках этой группы должны быть наработаны непосредственные инструменты для вовлечения украинских компаний в панъевропейские производственные цепочки.
Первое заседание будет посвящено отрасли автомобилестроения, но планируем начать кооперацию по всем направлениям. На основе этих учредительных договоренностей в рабочем порядке будем нарабатывать последующие решения.
Впереди много работы, потому что значительная часть украинской индустрии далека от современной инновационной. Хотя применение новейших технологий уже давно стало требованием времени, только 11% от общего объема промышленности может похвастаться высокотехнологичным производством.
Уровень износа основных средств производства машин и оборудования составляет почти 58%, а в металлургии – кое-где и 60%.
При таких условиях наша экономика тратит втрое больше энергоресурсов на 1% ВВП, чем, например, немецкая. Все это увеличивает себестоимость, а следовательно, уменьшает конкурентоспособность украинской продукции на внешних рынках.
Конечно, правительство стимулирует крупные предприятия обновлять оборудование, а также приобретать его у украинских производителей. Стоит вспомнить, в частности, недавнее решение о частичной компенсации стоимости сельхозтехники и разработанное Минэкономразвития предложение, направленное на улучшение условий производства общественного транспорта (трамваи, троллейбусы, автобусы) за счет оптимизации расчетов и сроков выпуска продукции.
Значительное влияние на развитие инфраструктуры и, что важно, смежных отраслей будет оказывать создание Дорожного фонда. Потому что улучшение состояния дорог однозначно положительно повлияет на развитие регионов, логистику и будет стимулировать приток инвестиций во многие сферы экономики.
Такие точечные решения правительство совмещает с поиском системных механизмов, которые будут стимулировать масштабные изменения в промышленности. Поэтому правительство создало Национальный комитет по промышленному развитию, который возглавил премьер-министр.
Нацкомитет должен объединить усилия правительства, бизнеса и общественности по созданию стратегии развития промышленности. Причем с акцентом на современные инновационные решения и технологии.
А еще в прошлом году в Киеве открылся HiTechOffice, цель которого – поиск украинских "илонов масков" и их поддержка в разработке инновационных решений. Ключевое условие для изобретателя – не "убегать" в другие страны вместе со своими изобретениями, а развивать украинские технологии и производство.
Именно поэтому нам важно сочетать собственный опыт и опыт наших партнеров, в частности ЕС.
Ведь это существенно поможет Украине успешно воплощать задуманные амбициозные планы.
Нынешние реформы при поддержке Евросоюза в перспективе позволят Украине занять важное место в мировой инновационной экономике с современным промышленным производством.
Тогда мы сможем на достойном уровне соревноваться за размещение в Украине мощных производств. А хоть бы и Tesla. Или изобрести украинские решения, не уступающие научному прорыву Илона Маска.
Ведь все революционные изменения начинаются с обоснованной, хотя порой немного безумной мечты.
Автор: Степан Кубив,
первый вице-премьер-министр Украины,
министр экономического развития и торговли