4 стереотипа о торговле с Канадой. Что мешает украинскому экспорту
14 марта несомненно войдет в историю канадско-украинских дружественных отношений, поскольку именно в этот день украинский парламент ратифицировал Соглашение о свободной торговле между Украиной и Канадой (Canada-Ukraine Free Trade Agreement, или CUFTA).
Осталось лишь дождаться ратификации с канадской стороны, обмена ратификационными грамотами – и зона свободной торговли заработает на полную.
Поэтому в 2017 году мы будем праздновать не только 150-летие Канады, но и начало нашей свободной торговли.
Команде Министерства экономического развития и торговли удалось зафиксировать в Соглашении более выгодные позиции для отечественных экспортеров и более широкие временные рамки для отмены ввозных пошлин. Соглашение сразу откроет для украинских экспортеров беспошлинный доступ к 98% канадского рынка. Это касается как сферы промышленных товаров, так и сельскохозяйственных (кроме 108 тарифных линий, которые можно будет экспортировать без пошлин в рамках глобальных квот Канады).
Как отметила заместитель министра экономики, торговый представитель Украины Наталия Микольская, украинские экспортеры получат краткосрочные и долгосрочные перспективы выхода на канадский рынок, а национальные производители – стимулы для повышения качества и конкурентоспособности своей продукции.
Однако время не ждет, поэтому украинским экспортерам уже сейчас необходимо исследовать канадский рынок и вкусы и предпочтения канадских потребителей в отношении своего товара, чтобы со вступлением в силу соглашения начать экспортировать первые партии товаров без уплаты ввозной пошлины. Активно работает Офис по продвижению экспорта при Минэкономразвития, который может помочь покорителям заокеанских рынков с поиском бизнес-партнеров и необходимой информации.
К сожалению, многолетняя ориентация на рынки ближайших соседей порождает у украинских экспортеров немало страхов по поводу соглашения о свободной торговле с Канадой.
Многие украинские бизнесмены убеждены, что Канада далеко, транспортировать туда дорого, рядом рынок конкурентных американских товаров – соответственно, на канадском рынке места для их товара нет. То есть к тарифным и нетарифным барьерам добавляются еще и ментальные.
В этой статье мы попробуем проанализировать, насколько эти и другие стереотипы оправданны и действительно ли так страшен черт, как его малюют.
Стереотип №1: "Канада – это далеко. Транспортные расходы сделают мой товар неконкурентоспособным"
CUFTA – это первое трансатлантическое соглашение о свободной торговле, заключенное Украиной. Хотя канадский рынок может казаться далеким, а доставка товаров в Канаду может выглядеть дорогой и долгой, технологический прогресс позволяет не обращать внимания на дальние расстояния в международной торговле ХХІ века.
Посмотрите на полки в супермаркетах Украины. Вы увидите груши из Китая, вино из Чили, и эти товары продаются по сравнительно разумным ценам.
Представьте, что по данным портала Sea Distances из Шанхая в Одессу (8379 морских миль расстояния) груз будет идти 35 дней, двигаясь со скоростью десять узлов в час. В случае с Чили время и расстояние почти те же. Преодоление стольких километров тоже должно быть недешевым. Кроме того, у Украины пока нет свободной торговли с Китаем и Чили. Это означает, что товары импортируются с уплатой ввозных пошлин на украинской границе.
Несомненно, транспортные расходы определяют потенциал выхода на зарубежные рынки, а стоимость доставки влияет на переменные издержки ведения бизнеса. Более того, далекое расстояние может стать проблемой, если товар быстро портится (например, свежие фрукты и овощи) или зависит от потребительских предпочтений (например, коллекции высокой моды).
Однако в настоящее время логистические и судоходные компании предлагают индивидуальные персонализированные решения по доставке груза куда угодно по воздуху, морю, железной дороге, автотранспортом.
Если вы планируете экспортировать свежие фрукты и овощи в Канаду, выбирайте авиа или морские перевозки с температурным контролем. Если ваша коллекция должна быть показана на неделе моды в Монреале – используйте быстрые авиаперевозки или даже экспресс-доставку. Если вы не можете заполнить весь контейнер своими товарами, присоединяйтесь к сборным грузам, состоящим из многих отдельных поставок.
Долгие морские перевозки также имеют преимущество: по некоторым оценкам, дополнительный километр сухопутной транспортировки будет в семь раз дороже дополнительного километра по морю.
На самом деле не существует единого для всех экспортеров решения вопроса расстояния между Канадой и Украиной. Да, действительно, если маржинальность товара на канадском рынке невысока, транспортные расходы (которые не являются постоянными, так как тарифы меняются) могут влиять на конкурентоспособность.
Однако расстояние – не проблема, поскольку развитие транспортных технологий предлагает разнообразные варианты сокращения затрат и оптимизации продолжительности транспортировки в Канаду.
Стереотип №2: "Канада импортирует почти все из США, на рынке Канады нет места для моего продукта"
Общие границы и географическая близость сделали Канаду и США наиболее важными торговыми партнерами друг для друга. Канадские потребители важны для производителей США, поскольку в прошлом году Канада закупила у своего южного соседа товаров и услуг на $337,8 млрд.
Экономики двух стран сильно интегрированы, и этот процесс был ускорен двусторонним соглашением о свободной торговле 1988 года и NAFTA в 1994 году. Кроме того, большой процент двусторонней торговле Канады с США состоит из промежуточных продуктов, которые входят в интегрированные цепи поставок между двумя странами.
Как правило, страны-соседи торгуют больше, чем географически удаленные. Двустороннюю торговлю между близкими странами облегчают развитая региональная логистическая сеть, схожесть бизнес-среды и двустороннее таможенное сотрудничество.
Подумайте об Украине. Сейчас крупнейший торговый партнер Украины – это ЕС. В 2015 году почти 40% украинских товаров и услуг были экспортированы в ЕС. Двусторонний товарооборот растет вследствие глубокого и всеобъемлющего соглашения о свободной торговле между Украиной и ЕС.
Однако свободная торговля с ЕС не мешает присутствию груш из Китая, вина из Чили и Грузии, молочных продуктов из Беларуси на украинском рынке.
Помимо NAFTA, у Канады 10 действующих соглашений о свободной торговле, в частности, с Кореей, Израилем, Иорданией и Европейской ассоциацией свободной торговли (ЕАСТ). Кроме того, было подписано всеохватывающее торговое соглашение с ЕС.
Очевидно, что Канада стремится к свободной торговле, а многообразие межконтинентальных соглашений о свободной торговле демонстрирует, что канадская внешняя торговля многовекторна.
Украинский экспортер будет сталкиваться с конкуренцией со стороны американских и других иностранных производителей на канадском рынке. Однако эта конкуренция будет стимулировать его улучшать свой товар и предлагать новые ценности для канадских потребителей.
Помните цитату писателя Эдварда де Боно: "Компании, сосредоточенные лишь на конкуренции, умрут. Те, что направлены на создание ценностей, будут процветать".
Стереотип №3: "Я буду экспортировать свой товар в США через Канаду без уплаты ввозных пошлин"
Режим свободной торговли между Канадой и США может навести вас на мысль, что благодаря беспошлинному доступу к канадскому рынку можно экспортировать товары через Канаду в США без уплаты ввозных пошлин на канадско-американской границе.
Учитывая, что между Украиной и США нет соглашения о свободной торговле, товары украинского происхождения подпадают под таможенные ставки по принципу режима наибольшего благоприятствования (кроме товаров, подпадающих под систему генеральных преференций США).
Кроме того, соглашения о свободной торговле содержат правила происхождения, которым товары должны соответствовать, чтобы иметь преференциальный доступ к рынку партнера по соглашению. Согласно CUFTA, товары, произведенные в Украине, имеют льготный доступ на канадский рынок.
Помните, что для пересечения канадско-американской границы на льготных условиях товар должен иметь канадское или американское происхождение соответственно, поскольку все же NAFTA – соглашение о свободной торговле, а не таможенный союз.
В то же время можно рассматривать Канаду в качестве регионального хаба для экспортных продаж, планирования логистики, дистрибуции, маркетинга и наработки стратегии выхода вашей компании на другие рынки.
Стереотип № 4: "Канадские потребители покупают только made in Canada"
Опросы показывают, что потребители в Канаде действительно склонны покупать канадскую продукцию, поскольку покупка товаров "made in Canada" положительно влияет на экономику страны, создание рабочих мест и т.п. Исследование 2013 года свидетельствует, что 45% канадцев стараются покупать товары, произведенные в Канаде.
Тем не менее, двое из трех потребителей указывают, что главным фактором при покупке товаров все же является низкая цена.
Таким образом, считать, что канадцы покупают только made in Canada – большое преувеличение. Поддерживать свою страну, когда кризис еще ощутим – вполне логичное и оправданное поведение. То же самое происходит и в Украине в последние два года.
Еще несколько интересных фактов. Во-первых, помните, что диаспора украинцев в Канаде насчитывает более 1,3 миллиона человек. Диаспора может помочь распространить информацию о товаре, наладить первые деловые контакты, а также уменьшить начальные расходы при выходе на канадский рынок.
Присутствие канадцев украинского происхождения делает Канаду очень приветливым местом для украинского малого и среднего бизнеса.
Во-вторых, помните, что Канада – большая страна, и потребительские предпочтения могут быть разными в Оттаве, Монреале и франкоязычном Квебек-сити.
Канада – очень разнообразная страна с многонациональным населением. В 1971 году она стала первой страной в мире, где мультикультурализм стал частью официальной государственной политики.
Одна пятая часть канадцев родились не в Канаде. Таким образом, разнообразие – это сила Канады и хорошая возможность для украинских экспортеров найти новый рынок для своих товаров.
И напоследок – украинским компаниям есть что предложить канадским потребителям.
Мы умеем креативить, удивлять и создавать качественный продукт. Даже до начала эры свободной торговли с Канадой украинские компании успешно налаживают деловые контакты, проводят встречи с потенциальными партнерами, участвуют в выставках, просчитывают логистику, подписывают контракты и поставляют товары.
Когда у вас есть качественный товар, который соответствует требованиям канадского рынка и потребительским предпочтениям канадцев, то никакое расстояние или конкуренция вам не помеха.
Автор: Александра Бровко,
старший эксперт по торговле и инвестиционной политики проекта CUTIS