Почему ЗСТ с Канадой – это часть нашей евроинтеграции. Статья первого вице-премьера
На прошлой неделе Верховная рада ратифицировала Соглашение о свободной торговле между Украиной и Канадой.
Напоминаю, что Соглашение является частью политики правительства по расширению торговых возможностей для украинских экспортеров. Причем курс Украины на ЕС играет здесь первостепенную роль.
Фактически речь идет о треугольнике возможностей и взаимодействия в производстве Украина–Канада–ЕС, где лейтмотивом служит украинско-европейское сотрудничество в аграрной, промышленной и других сферах, с акцентом на инновации и высокие технологии.
Но можно ли назвать этот треугольник возможностей равносторонним?
Что Украина может предложить технологически развитым Европе и Канаде, чтобы стать полноправным участником нового уровня экономико-торговых отношений?
После разрушения производственных связей с Россией украинские промышленные предприятия стали направлять свои усилия на создание производственных цепочек с ЕС и другими странами мира.
Так, по данным The World Integrated Trade Solution (WITS), в 2015 году Украина импортировала из РФ промежуточных товаров (исходных для промышленности) на сумму $1,9 млрд, экспортировала – на $2,1 млрд. Для сравнения – в Канаду за 2015 год импорт из Украины тех самых промежуточных товаров составил $9,4 млн, а экспорт – $17,6 млн.
Очевидно, что украинские предприятия не могут мгновенно преодолеть зависимость от промежуточных промышленных товаров, поэтому расширение альтернативных кооперационных связей, поиск производственных и торговых партнеров в ЕС и Канаде весьма актуальны и своевременны.
Здесь напомню о начавшемся недавно Промышленном диалоге Украина-ЕС, который несколько недель назад стартовал в Брюсселе. В рамках этого диалога ЕС и Украина начали горизонтальное взаимодействие между отдельными предприятиями, общественными организациями и отраслевыми ассоциациями, в том числе аграрными. То есть – фактическими участниками производственных отношений, на уровне которых происходит организация совместных бизнес-процессов.
Но причем здесь Канада?
Во-первых, выход на большой рынок сбыта в Канаде создает выгодные и широкие возможности для экспорта совместной украинско-европейской продукции на североамериканском континенте. Речь идет об авиастроении, IT-продукции, легкой промышленности, продукции АПК, включая экопродукцию.
Мало кто знает, что объединенные в АПК совместные усилия Украины и Канады могут сделать нас крупнейшим мировым оптовым трейдером в сфере выращивания и переработки зерновых. Кстати,
с момента подписания соглашения о свободной торговле с Канадой три украинские компании (из них две – аграрные) получили более $300 млн прямых инвестиций из Канады.
Вместе с тем Украина четко намерена изменить сырьевую ориентированность экономики на технологически развитую модель производства продукции с высокой добавленной стоимостью. Причем такое производство должно включать большую долю малого и среднего бизнеса, который часто создает производственные связи с крупными компаниями и обеспечивает занятость значительного количества работников.
Например, осенью 2016 года на Львовщине немецкая компания "Бадер" открыла новый завод по пошиву автомобильной кожи премиум-сегмента, где будут работать около 3 тыс. работников. И это далеко не единственный пример успешной синергии Украины и ЕС.
Именно поэтому взаимодействие Украины с Канадой важно именно в треугольнике с ЕС. Потому что именно этот треугольник создает новые возможности для совместной деятельности в промышленности и производстве, где Украина предлагает очень выгодные условия оплаты труда и удобное расположение производственных мощностей совместных предприятий.
Для Украины это будет означать новые современные производства, которые будут включать, помимо АПК, также развитие автомобилестроения, производство авиапродукции, фармацевтические компании, продукцию легкой промышленности и инновационные технологические решения.
При этом прямые иностранные инвестиции в промышленность принесут в Украину капитальное оборудование, новейшие технологии, а также управленческие и маркетинговые решения и опыт. Это означает больший мультипликативный эффект от инвестиций, ведь инвесторы фактически "монтируют" вновь созданные производственные мощности в уже существующие цепочки производства.
Поэтому определяющим конкурентным преимуществом Украины в отношениях с высокотехнологичной промышленностью стран ЕС и Канады являются наши работники.
У них есть чрезвычайно высокий, даже по европейским меркам, уровень образования и квалификации, специализации в области естественных наук, технологий, инженерии, математики, и они способны создавать новые знания, производить, адаптировать и использовать передовые технологии.
В условиях роста мировой конкуренции ЕС будет выгодно размещать свои производственные мощности в Украине, где есть пространство и условия для создания новых предприятий и трудовые ресурсы для квалифицированного налаживания сложных технологических процессов.Эти качества, помноженные на трудолюбие, в придачу к конкурентной стоимости труда создают невероятные возможности для производства конкурентной продукции и привлекательные возможности для любого совместного украинско-европейского предприятия или инвестпроекта, который разместит свои производственные мощности в Украине.
Такой сценарий, кстати, удержит квалифицированных украинских работников от переезда в Европу, ведь, в отличие от сферы услуг, промышленное производство требует участия работника в производственном процессе.
Это чрезвычайно важно для развития регионов, ведь квалифицированные инженеры и специалисты высокотехнологичных производств будут иметь больше возможностей для трудоустройства в Украине, причем именно в тех регионах, где есть достаточные площади для размещения новых производственных мощностей для предприятий.
Автор: Степан Кубив,
первый вице-премьер Украины,
министр экономического развития и торговли