Между российским и турецким влиянием: как Болгария провела внеочередные выборы
26 марта этого года в Болгарии состоялись внеочередные парламентские выборы. Их результаты могли существенно скорректировать внешнеполитический курс страны.
Ведь нынешняя партия власти – ГЕРБ ("Граждане за европейское развитие Болгарии") в ноябре 2016 года неожиданно проиграла президентские выборы. Их выиграл кандидат от социалистов Румен Радев, заявлявший о вреде санкций против РФ.
Здесь стоит напомнить, что эта победа (а также Игоря Додона в Молдове) выглядела как начало тренда прихода к власти в Европе пророссийских политиков. Были ли эти опасения преждевременными?
Хотя в последние месяцы новый президент Болгарии воздерживался от пророссийских заявлений, все могло измениться именно после парламентских выборов.
Ведь Болгария – парламентское государство, где основная власть принадлежит именно правительству.
По результатам выборов можно сказать, что "российского реванша" не произойдет. По результатам подсчета 97,17% голосов, ГЕРБ набирает 32,63%, а ее главный оппонент – Болгарская социалистическая партия (БСП) – 27,1%.
Однако предварительные результаты голосования показывают, что внутриполитический кризис скорее обострился, а не разрешился благодаря выборам, да еще и может добавить дополнительных хлопот и без того нестабильному Евросоюзу.
Во-первых, парламентские выборы не определили четкого лидера в стране. Главный спор не разрешился, и ни одна из партий не получила возможности самостоятельно и единолично сформировать коалицию и новое правительство.
БСП не желает входить в коалицию, которую будет формировать ГЕРБ как победитель выборов, даже если ее пригласят. Об этом по завершении голосования откровенно заявила лидер социалистов Корнелия Нинова, но она выразила готовность возглавить новое коалиционное правительство, если ГЕРБ не сможет создать свое парламентское большинство.
ГЕРБ позиционирует себя как проевропейская партия, но после поражения на прошлогодних президентских выборах эта политическая сила не использует откровенно антироссийскую риторику, пытаясь завоевать ту часть болгарского электората, которая придерживается пророссийских взглядов.
Во время предвыборной кампании лидеры ГЕРБ старались избегать критики в адрес России. Даже партийный лидер Бойко Борисов указывал, что санкции ЕС не направлены против российского государства, а лишь против виновных в аннексии Крыма и дестабилизации Донбасса.
Впрочем, в случае коалиции во главе с ГЕРБ можно рассчитывать на неизменную позицию Болгарии относительно российско-украинского конфликта в пользу Украины.
Поскольку в стране все же решающую роль играет парламент, сформированное ГЕРБ правительство будет полностью придерживаться единства в ЕС, тем более, что президент Румен Радев, несмотря на ожидания Москвы, так и не осмелился открыто выступить против антироссийских санкций в ЕС.
Если же победитель выборов не сможет сформировать коалицию, этим займутся социалисты, следствием чего может стать смягчение позиции Болгарии в отношении России.
Все это увеличивает риски пересмотра санкций, решение по которым должно быть принято в июне этого года.
Во-вторых, другие политические силы смогли воспользоваться возможностью внеочередных парламентских выборов и на фоне усталости болгарского электората от "старых" политических сил, которые уже были при власти и не смогли достичь каких-то существенных результатов и повысить уровень жизни населения, сохранили или даже улучшили свои позиции.
Лидер БСП Корнелия Нинова |
В частности, в новый состав болгарского парламента также могут войти "Объединенные патриоты" (9,08%), Движение за права и свободы (8,98%), "Воля" (4,16%).
Блок "Объединенные патриоты" выступает за независимую внешнюю политику страны и имеет в своем составе евроскептические политические силы, в частности Национальный фронт спасения Болгарии, Болгарское национальное движение и "Атаку". Последняя вообще является откровенно пророссийской партией, близкой к Москве.
Движение за права и свободы – партия турецкого национального меньшинства, которая выступает за европейские ценности, но существует риск поддержки партией официальной позиции Турции в отношении ЕС, которая в последнее время значительно ухудшилась.
Партия "Воля", созданная болгарским бизнесменом Веселином Марешки, стала неожиданностью нынешних выборов. Она выступает за социально ориентированную рыночную экономику и равноправие. Во внешней политике "Воля" настаивает на более углубленной интеграции Болгарии в ЕС (зону евро и Шенгенскую зону) и поддерживает идею создания европейской армии. В то же время в отношении России партия поддерживает развитие двусторонних экономических отношений.
Результаты меньших партий показали отсутствие четких лидеров среди болгарских политических сил. Такая ситуация вынуждает партии, которые проходят в болгарский парламент, искать партнеров по коалиции и договариваться, максимально учитывая интересы друг друга.
Лидер ГЕРБ Бойко Борисов уже заявил о готовности в короткие сроки провести переговоры с другими политическими силами и сформировать новое правительство. Вероятно, эти переговоры будут проведены со всеми политическими силами, за исключением социалистов.
Бойко Борисов – главный победитель выборов |
Кто может войти в эту коалицию? Интерес к вхождению уже высказал сопредседатель блока "Объединенные патриоты" Валери Симеонов – он заявил о готовности к переговорам со всеми болгарскими партиями, за исключением протурецкого Движения за права и свободы.
Лидер "Воли" Веселин Марешки тоже выразил желание войти в коалицию, но если будут учтены их программные установки, которые преимущественно связаны с социально-экономической сферой.
Движение за права и свободы вообще считает, что стране нужно правительство национального спасения, поскольку, по словам его представителя Янко Янкова, ни одна из политических сил не способна самостоятельно реализовать свою программу. Это подтверждает готовность Движения к переговорам о возможном вхождении в новую коалицию.
В-третьих, формирование коалиции во главе с ГЕРБ означает, что
новосозданное правительство страны будет в оппозиции к действующему президенту, и такая ситуация продлится минимум четыре года, если не состоятся внеочередные выборы.
То есть политическая жизнь в Болгарии будет проходить в условиях жесткой конкуренции между правительством и президентом. Хотя последний и имеет ограниченные полномочия, но политический кризис последних месяцев позволил ему выйти на политическую сцену Евросоюза. Румен Радев представлял Болгарию в марте этого года на заседании Европейского совета и встрече европейских лидеров по случаю 60-летия подписания Римского договора (обычно страну в ЕС представляет премьер-министр).
В-четвертых, в ходе предвыборной кампании активизировался турецкий фактор, ведь около 10% из 7,2 млн населения Болгарии имеют турецкое происхождение или являются мусульманами.
Руководство Турции откровенно поддержало протурецкие политические силы Болгарии и потребовало увеличения избирательных участков на турецкой территории, что руководство Болгарии расценило как вмешательство во внутренние дела и отозвало болгарского посла Надежду Нейнски для консультаций. В то же время болгарские националисты, в том числе и сторонники "Объединенных патриотов", провели акции по блокированию болгарско-турецкой границы, чтобы не допустить массового приезда граждан Болгарии, которые постоянно проживают в Турции.
Возможное вхождение протурецкого Движения за права и свободы в новую коалицию, против чего выступают "Объединение патриотов" и "Реформаторский блок", может только способствовать усилению влияния Анкары на внутриполитическую ситуацию в Болгарии.
В-пятых, Россия не прекращает работать над усилением своего присутствия на Балканах, в том числе и в Болгарии, стране-члене ЕС. Подтверждение этому – недавний скандал с обнародованием фактов вмешательства РФ в президентскую кампанию на стороне болгарских социалистов.
Не исключено, что Москва и в дальнейшем будет выстраивать свои отношения с Софией через президента Радева, прибегая к компрометации проевропейских сил и дестабилизации их работы. Румен Радев в феврале этого года вновь высказался за отмену санкций ЕС против России, заявив, что они не принесут никакой пользы.
Учитывая неоднозначные результаты парламентских выборов в Болгарии, Украине следует готовиться к смягчению позиции Софии относительно санкций против России.
Ведь коалиционное правительство, сформированное ГЕРБ, конечно, будет придерживаться общеевропейских тенденций, но и одновременно находиться под политическим давлением со стороны оппозиции во главе с Болгарской социалистической партией и президента Румена Радева.
Опасность выхода Болгарии с инициативой отменить санкции ЕС против России невелика, но ее позиция по этому вопросу будет более умеренной.
Еще один важный для Украины момент – Болгария будет председательствовать в ЕС в первой половине 2018 года.
Ведущую роль в этом председательстве будет играть болгарское правительство. Однако президент Радев уже принимает активное участие в подготовке этого председательства. Так, во время мероприятий по случаю 60-летия Римского договора ЕС он объявил о предварительных приоритетах болгарского председательства – сохранение единства, солидарности и сплоченности Евросоюза.
При таких условиях Украине следует усилить многоуровневый диалог с Болгарией, прежде всего на парламентско-правительственном уровне. И здесь следует работать не только с коалиционными политсилами, но и с оппозиционными партиями.
Несмотря на политические приоритеты болгарских политиков, прежде всего социалистов, необходимо доносить до них правдивую информацию о ситуации в Украине, стремлении украинского народа к демократическим преобразованиям и проевропейском курсе, которым движется Украина.
Следует также сосредоточиться на подготовке Болгарии к председательству в ЕС, чтобы добиться максимального учета интересов Украины и не допустить инициатив, направленных на смягчение позиции Брюсселя в отношении России.
Без сомнения, Москва очень активно работать с Софией в этом направлении. Поэтому украинскому внешнеполитическому ведомству придется преодолевать такую активность РФ и поддерживать постоянный контакт с болгарским правительством и его институтами, задействованными в подготовке болгарского председательства.
Автор: Виталий Мартынюк,
аналитик Центра "Стратегия ХХІ" и
Совета внешней политики "Украинская призма"