Свободную торговлю послали на четыре буквы. Зачем в Киеве возобновили работу ГУАМ
Аббревиатура ГУАМ снова вернулась в политический лексикон.
Эта аббревиатура – первые буквы названий четырех стран: Грузии, Украины, Азербайджана и Молдовы. Организация была создана двадцать лет назад – в 1997 году, как вариант постсоветской интеграции, но без участия России. Какое-то время в нее входил и Узбекистан.
Последнее время ГУАМ находился в состоянии "летаргического сна" – организация официально не была закрыта, но о ее существовании напоминали лишь официальный сайт и офис Генерального секретариата в Киеве.
И вот 27 марта по украинской инициативе было проведено заседание глав правительств ГУАМ. По официальному сообщению, Украина серьезно намерена реанимировать полумертвую организацию. В частности,
премьер Владимир Гройсман анонсировал, что уже в этом году будет "полноценно введена зона свободной торговли в рамках наших государств".
По этому поводу стоит отметить два принципиальных момента:
1. Между Украиной, Молдовой, Азербайджаном и Грузией уже давно работает режим свободной торговли. Между первыми тремя странами – в рамках многостороннего соглашения в рамках СНГ, с Грузией – в виде двусторонних соглашений, подписанных также в рамках Содружества (выйдя из состава СНГ, Грузия сохранила действие всех экономических соглашений).
2. Зона свободной торговли также действует в рамках ГУАМ – это соглашение было подписано в 2002 году и вступило в силу с декабря 2003 года. Впрочем, этот документ так и не обрел реальных очертаний и фактически существует лишь на бумаге.
Что в такой ситуации может измениться с "восстановлением" ГУАМ?
Говорить о конкретике пока рано. Пока что был сделан первый шаг к созданию ЗСТ, а именно – подписан "Порядок создания и деятельности рабочего органа, координирующего действия договаривающихся сторон соглашения о создании зоны свободной торговли между государствами – участниками ГУАМ от 20 июля 2002 года".
Теоретически это позволит разблокировать реализацию ЗСТ ГУАМ – рабочий орган должен заняться подготовкой всех дополнительных соглашений, необходимых для начала действия свободной торговли.
Второй подписанный в Киеве документ – Протокол между таможенными администрациями государств – членов ГУАМ о взаимном признании отдельных результатов таможенных процедур относительно товаров и транспортных средств, перемещаемых через государственные границы стран-членов ГУАМ.
Итак, что будет и чего не будет в ЗСТ ГУАМ? Точно не будет выхода из аналогичного соглашения, заключенного в рамках СНГ.
Несмотря на ограничения на российском рынке, сохранение свободной торговли с другими странами СНГ (в первую очередь – с Беларусью) крайне важно для Украины. Скорее всего, и для других стран ГУАМ тоже.
Также не следует в ближайшей перспективе ожидать дополнительной либерализации условий торговли по сравнению с условиями ЗСТ СНГ.
Хотя бы потому, что условия СНГ-овской зоны свободной торговли достаточно либеральны (по крайней мере на бумаге). А главное – пока консультаций по этому поводу между странами ГУАМ не проводилось.
А соответственно, не стоит ждать быстрого ускорения товарооборота в рамках ГУАМ.
Впрочем, это не означает, что такой либерализации не будет. В рамках соглашения СНГ главной преградой для снятия ограничений была протекционистская политика РФ. То есть теоретический шанс на дальнейшую либерализацию существует.
Также в среднесрочной перспективе существует возможность создать действенный Орган по разрешению торговых споров.
Появление такого органа было ключевой "фишкой" для создания многостороннего Соглашения о ЗСТ в рамках Содружества. Однако, как бывает в соглашениях при участии РФ, независимый орган существует только на бумаге.
Создание такого Органа существенно упростило бы нашу торговлю. Сейчас Украина может решать торговые споры с Молдовой и Грузией в рамках ВТО – все три страны являются членами Всемирной организации торговли. Это действенный механизм, но чрезвычайно медленный.
В случае с Азербайджаном, который так и не получил членство в ВТО, этот механизм улаживания споров недоступен.
Так что же в ближайшей перспективе может дать ЗСТ ГУАМ? В украинском Минэкономразвития отмечают, что такой шаг позволит эффективно пользоваться преимуществами, которые дает Региональная конвенция о пан-евро-средиземноморских преференциальных правилах происхождения (так называемый "Пан-Евро-Мед").
Это соглашение устанавливает унифицированные правила происхождения для торговли товарами в Пан-Евро-Средиземноморском регионе и, таким образом, позволяет усиливать экономическую интеграцию и торговые связи. Иными словами, Пан-Евро-Мед позволяет странам-участницам использовать сырье друг друга для производства товара и пользоваться тарифными преференциями.
Сейчас к этой конвенции присоединились 42 страны, включая Украину, Молдову и Грузию. Также к ее участникам относятся все страны ЕС, Алжир, Египет, Израиль, Иордания, Ливан, Марокко, Палестина, Сирия, Тунис, Турция, а также балканские страны.
Что это означает на практике?
Имея режим свободной торговли друг с другом и с ЕС, а также будучи членами Пан-Евро-Мед,
Украина, Грузия и Молдова могут активнее использовать сырье и продукцию друг друга, продавая конечный продукт в Европейском Союзе.
Теоретически Украина, которая имеет более развитую перерабатывающую промышленность, может получить наибольшую пользу от этого шага, активно привлекая сырье из Молдовы и Грузии и продавая обработанную продукцию в ЕС.
В таком случае возрождение ГУАМ выглядит логичным. Однако – не до конца. Ведь в озвученных планах больше всего удивляет асимметрия участников.
Действительно, три страны из четырех имеют членство в ВТО, режим свободной торговли с ЕС, членство в Пан-Евро-Мед. Объединение этих стран выглядит вполне логичным.
А вот четвертый участник объединения – Азербайджан – не только существенно отстает по уровню интеграции, но главное – имеет другие планы.
По крайней мере, вхождение Баку в ВТО еще даже не на финишном отрезке, а планы по созданию ЗСТ с ЕС, кажется, заморожены.
Соответственно, не стоило ли создать новую площадку для либерализации торговли, в рамках трех стран – "отличниц" Восточного партнерства? Дополнительно привлекая туда ЕС в качестве наблюдателя.
В таком случае такая площадка стала бы дополнительным инструментом евроинтеграции Украины, Грузии и Молдовы.
Вместо этого было решено использовать уже имеющуюся площадку, несмотря на асимметрию участников.
И наконец, сможет ли ГУАМ стать эффективным образованием после 20 лет "анабиоза"?
Пока премьеры всех четырех стран полны оптимизма. Но, к сожалению, сомнений пока больше, чем надежд.
Автор: Юрий Панченко,
редактор "Европейской правды"