От победы до лжи: секреты международного "успеха" украинских политиков
Президент Порошенко встретился 27 марта с послами стран "большой семерки" и Европейского Союза.
По информации "Европейской правды", разговор должен был состояться еще на прошлой неделе в связи с продавливанием украинской властью в аудиторы НАБУ Найджела Брауна. Однако тогда встречу перенесли, а в повестку дня добавился еще и скандал с включением в систему электронного декларирования общественных активистов.
Впрочем, дальше речь пойдет не о декларировании, а о манипулировании.
Показательна разница в сообщениях об этой встрече, поступивших от ее сторон: администрации президента и представительства ЕС.
Президентская пресс-служба рассказала, что "особое внимание было уделено обострению ситуации на Донбассе в связи с последними деструктивными действиями России...", что "договорились продолжать давление на российскую власть", что послы "выразили понимание вынужденности" блокады оккупированных территорий и т.д. И лишь вскользь, одним предложением, упомянуто, что президент проинформировал собеседников о реформах, в частности в сфере борьбы с коррупцией.
В ЕС же утверждают, что главной темой встречи и причиной ее проведения были именно антикоррупционные проблемы, а не ситуация на Донбассе.
"Послы обсудили с президентом Порошенко ряд последних событий, вызвавших обеспокоенность. В частности, связанные с повесткой дня реформ, а именно борьбой с коррупцией – особенно относительно распространения требования об электронном декларировании активов на представителей гражданского общества. Послов обнадежило обещание президента Порошенко создать рабочую группу, включающую представителей гражданского общества, чтобы оценить недавние законодательные поправки", – сообщило представительство Евросоюза.
Ситуация на первый взгляд очень странная – но на самом деле это привычная проблема.
Украинская власть во все времена и при всех президентах пыталась манипулировать информацией, касающейся внешних отношений Украины и контактов с зарубежными партнерами.
Манипуляции всегда были направлены на внутреннюю аудиторию.
Цель – представить внешнеполитические дела в лучшем виде, чем есть на самом деле, в выгодном для себя свете. Первопричина манипуляций тоже типична – недостаток популярности или легитимности власти внутри страны, сомнительность или противоречивость отдельных ее действий. Как вот в случае с электронным декларированием.
И при Ющенко, и при Януковиче количество и масштаб манипуляций возрастали с обострением внутриполитической ситуации.
А значит, есть основания считать, что тенденция к таким манипуляциям будет крепнуть.
Поэтому стоит изучить эту проблему глубже и разобраться, какие типы "внешнеинформационных манипуляций" чаще всего используют украинские политики.
Преувеличение важности события
Замечательный пример этой разновидности информационного мошенничества имел место 1 апреля 2016 года.
Пресс-служба президента Порошенко сообщила, что тот провел встречу с президентом США Бараком Обамой. Произошло это в Нью-Йорке, где проходил традиционный саммит по ядерной безопасности. К информации добавили даже фото.
Но довольно быстро выяснилось, что "встреча" была просто протокольным рукопожатием перед ланчем для гостей саммита. А в сети можно найти кучу подобных фотографий Обамы с другими президентами – в том же интерьере и сделанных примерно в то же время.
Более того, пресс-служба Белого дома подает фото как протокольное, сделанное перед началом обеда.
Так президентские пиарщики выставили Порошенко на посмешище.
Точно так же, как четыре с половиной года перед тем – Януковича. В сентябре 2011 года на Банковой сообщили о встрече Януковича и Обамы на заседании Генассамблеи ООН, хотя впоследствии выяснилось, что президенты лишь поздоровались и перекинулись парой фраз в коридоре. Ну и как тут не вспомнить недавнюю якобы "встречу" Тимошенко с новоизбранным президентом США Дональдом Трампом на молитвенном завтраке в Вашингтоне.
Или еще один показательный пример – народный депутат от Народного фронта Георгий Логвинский.
"Очередная победа Украины на международном фронте, – пафосно писал нардеп в Facebook 23 января этого года. – В Страсбурге при единодушной поддержке зала меня избрали вице-президентом Парламентской ассамблеи Совета Европы. Это огромная честь, гордость и ответственность для меня. Должность вице-президента и члена Бюро ПАСЕ – самая высокая занимаемая должность на международной парламентской арене за всю историю Украины. Но я хочу отметить, что это победа именно страны, и поблагодарить коллег из украинской делегации..."
Звучит действительно "сильно" – но не является правдой.
На самом деле в ПАСЕ аж 20 вице-президентов. Их меняют по принципу ротации, в порядке поочередного представительства государств-членов. Это чистая формальность, и даже на сайте ПАСЕ сказано, что страны сменяют друг друга по алфавиту.
А следовательно, никакой "победы страны" здесь нет.
Также ясно, что представители Украины были вице-президентами ассамблеи и раньше.
Очень похожая "победа" произошла в октябре 2015 года, когда Украину выбрали непостоянным членом Совета безопасности ООН – формальность с заранее согласованным и предсказуемым результатом в Украине превратили чуть ли не в историческое событие.
Однако преувеличение – не самый тяжкий грех манипуляции.
Откровенная неправда
Еще хуже "победа" в виде откровенной лжи. Причем очень часто – вложенной в уста собеседника.
Самый яркий пример – телефонный разговор Порошенко с тогдашним президентом Европейского парламента Мартином Шульцом в январе 2015 года. Глава Украинского государства после нее объявил, что ЕП в ближайшие дни проголосует за резолюцию с призывом к ЕС признать "ДНР-ЛНР" террористическими организациями. Мол, так ему пообещал Шульц.
Это вызвало дипломатический скандал, хотя его и не выносили тогда на люди. Разумеется, ничего такого Шульц не обещал и не мог обещать – было известно, что подавляющее большинство политических групп Европарламента не поддерживают признание "ДНР-ЛНР" террористическими организациями. К слову, Украина и сама до сих пор официально не оформила такое признание.
Однако складывается впечатление, что упомянутый случай с Шульцем ничему Порошенко не научил.
Потому что, например, после визита в Брюссель 20 октября 2016 года и ряда проведенных там встреч с руководством Евросоюза Порошенко с уверенностью заявил, что Украина получит безвизовый режим до 24 ноября, на саммите ЕС-Украина. Разумеется, никто ему ничего подобного не обещал, и даже технически это было невозможно – о чем сразу же написала "Европейская правда".
Ну и еще один пример.
17 января этого года Порошенко в рамках Давосского экономического форума встретился с президентом Швейцарии Дорис Лойтхард.
"До конца января Украина получит 100 млн долларов, которые поступят на счета Национального банка. 100 млн долларов финансовой помощи от Швейцарской Конфедерации как первая часть транша, который направлен на поддержку Украины", – победно цитировала Порошенко его пресс-служба.
"Перемога" быстро разлетелась тогда по украинскому медиапространству. А деньги пришли аж в марте.
Да и сама президент Лойтхард о тех "100 миллионах до конца января" после встречи с Порошенко не сообщала – точно так же, как Мартин Шульц о намерении признать "ДНР-ЛНР" террористическими организациями.
Искажение фактов
Третий разновидность манипуляций – это специфическая трактовка сказанного собеседниками или итогов встречи.
Иногда это может быть не слишком заметным, но существенным преувеличением, как в посте председателя Верховной рады Андрея Парубия из Варшавы несколько дней назад:
"...С президентом Польши Анджеем Дудой говорили об усилении санкций против международного преступника – путинской России", – написал Парубий.
Однако пресс-служба главы Польши передает суть разговора иначе – и корректно согласно сегодняшних реалий: "В ответ на российскую политику агрессии мы должны удержать санкции, но для этого необходимо европейское единство".
Возможно, впрочем, что об усилении санкций говорил только Парубий. Ранее, осенью 2016-го, он также прогнозировал скорый безвизовый режим – со ссылкой на разговор с тем же многострадальным Мартином Шульцем. Но в целом выглядит так, что Парубию стоит еще поучиться у более опытных коллег.
Потому что те порой после международных контактов провозглашают/выдают еще более сомнительные тезисы.
Скажем, президент Порошенко встретился в феврале этого года в Мюнхене с вице-президентом США Майком Пенсом.
"Украина – в числе приоритетов новой президентской администрации США – Президент после встречи с вице-президентом Пенсом", – большими буквами запостил в Твиттер пресс-секретарь Порошенко Святослав Цеголко.
"Еще раз получен мощный сигнал о том, что США – с Украиной, что для новой администрации США Украина находится в числе первых приоритетов. Вопрос Крыма и решительная борьба за его освобождение также остается в числе приоритетов", – передала впоследствии пафос Порошенко его пресс-служба.
В сообщении Белого дома после встречи Порошенко с Пенсом ни одного упоминания о "приоритетности" не было.
"Вице-президент подчеркнул поддержку со стороны США суверенитета, территориальной целостности и самоопределения Украины и подчеркнул, что США не признают российскую оккупацию Крымского полуострова", – сообщал Белый дом.
И еще: "Вице-президент выразил благодарность за прогресс Украины в реформах, и лидеры согласились с важностью дальнейшего реформирования, чтобы превратить Украину в процветающую и безопасную европейскую страну на благо всех ее граждан".
О реформах президентская пресс-служба не упомянула. Так же, как практически не упомянула их в сообщении о недавней встрече Порошенко с послами "большой семерки" и ЕС.
Это тенденция, и она, вероятно, будет расти – тема реформирования страны будет становиться все неприятнее и неудобнее при контактах высшего руководства Украины с западными партнерами. Очевидно, нам еще больше будут рассказывать о "поддержке", "приоритетности", "единстве" и так далее. В небывалые успехи будут превращаться обычные "паркетные" встречи.
Опять же, так было и при предыдущих властях. И при Ющенко, и при Януковиче масштабы манипуляций внешнеполитической информацией увеличивались по мере роста внутренних проблем.
"Победы" для народа украинские власти будут искать во внешнем мире. "Продать" людям что-то внутри страны становится все тяжелее.
Автор: Анатолий Марциновский,
"Европейская правда"