Как заполучить европейских модниц: 5 советов от украинского экспортера

Несколько месяцев назад начался проект по поддержке региональных СМИ, желающих освещать тематику ЕС. "Европейская правда" и представительство ЕС в Украине помогают местным СМИ искать "европейские" темы, интересные читателю и зрителю.
В дальнейшем ЕП будет републиковать некоторые статьи, вышедшие в региональных СМИ в рамках этого проекта. Публикация из Закарпатья открывает эту серию.
В то же время мы и дальше собираем грантовые заявки от тех изданий, радиостанций и телеканалов, которые заинтересованы в такой поддержке.
* * * * *
"Иду по Парижу и вижу в витрине модного бутика пальто, отшитое на нашей фабрике!" – о таких случаях в европейских столицах директор Ужгородской швейной фабрики Мирослава Каламуняк с гордостью рассказывала и раньше, до подписания Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС. Однако благодаря соглашению, говорит директор, произошло несколько важных вещей.
Одна из главных – уже не ужгородское предприятие изо всех сил ищет себе заказчиков в Европе.
Наоборот, европейские бренды сами предлагают контракты украинской легкой промышленности.
Благодаря соглашению отменена пошлина, и европейцам стало выгодно иметь дело с украинскими предприятиями. Это очень хорошо, ведь конкуренция в легкой промышленности – невероятная, инвестиции не заоблачные, а потребитель – массовый.
"Теперь мы выбираем из нескольких зарубежных предложений более выгодное, – говорит Мирослава Каламуняк. – Да, в основном продаем не одежду, а услугу по его пошиву. Но в приоритете – экспорт товаров собственного производства".
Ужгородская торговая марка "Парада" уже представлена в странах ЕС, и Соглашение об ассоциации значительно упростило процесс выхода на этот рынок, рассказывает директор. Но наращивание объемов экспорта еще впереди.
"Вместе с тем мы уже стали конкурентоспособными, поскольку ранее европейцы платили 10-12 % налога на нашу услугу или наше изделие, – говорит Мирослава Каламуняк. – Сейчас они не платят, если ткань европейского производства. А поскольку мы работаем с дорогими брендами, то ткани закупают именно в ЕС, и это для них существенная экономия. А для нас – возможность на равных конкурировать со странами-производителями из ЕС. Например, с Румынией, где у швей практически такая же зарплата".
Совет первый:
не бойтесь оценивать себя дорого и заботьтесь об уровне
Соглашение об ассоциации Мирослава Каламуняк называет приоткрытой дверцей для выравнивания условий конкуренции, а не открытыми настежь воротами.
– Но мы уже можем среди них выбирать того, кто больше заплатит. Поэтому первое, что бы я посоветовала: не бояться оценивать себя дорого. Благодаря Соглашению мы стали более конкурентными, – говорит Мирослава Каламуняк.
Вместе с тем специалист отмечает: если предприятие хочет получать более хороших и дорогих заказчиков, оно должно поддерживать на высоком уровне собственное производство.
– Заботиться о техническом оснащении, об уровне специалистов, знании языков – это чрезвычайно важно. Наша фабрика, к примеру, доплачивает за владение языками, и это всегда оправданно, – рассказывает директор.
Сама руководительница фабрики обычно общается с заказчиками на английском.
– Инвестиции в персонал нужны всегда, – убеждает Мирослава Михайловна. – Надо выращивать свою команду преданных, профессиональных, классных специалистов. И это очень важно для конкуренции, в том числе на европейском рынке.
Еще одна важная инвестиция – в оборудование.
Тут речь идет о способности предприятия выполнить заказ. Потому что если, к примеру, на фабрике есть петельная машина, которая формирует вырезы для пуговиц, то этого не всегда достаточно.
Чтобы пошить пальто, жакеты для "дорогого" заказчика, у вас должна быть петельная машина, которая сформирует не просто отверстие, а отверстие "с глазком". Разница в цене между двумя машинами может составлять до 8 тысяч евро.
![]() |
Можно обойтись и без машины, имитирующей ручной стежок – но вручную это займет столько времени, что не уложишься в сроки. Такая машина будет стоить 24 тысячи евро. 25 тысяч стоит карманный автомат. Карман тоже можно сшить вручную, но речь идет о времени, гарантии качества и т.д.
Совет второй:
инвестировать в швей
Именно уровень мастериц делает предприятие более конкуретноспособным.
– Нам приходится учить швей самим – и это наши деньги, время и усилия. Было бы гораздо лучше, если бы мы могли получить их уже подготовленными профессиональными школами, – говорит Мирослава Каламуняк. – В последнее время у таких школ появилось больше ресурсов, оборудования, ситуация уже лучше, чем 5 лет назад – но их очень мало. Швея – непопулярная профессия. Даром что на швейной фабрике сегодня можно заработать больше, чем на стройке или любом заводе в Ужгороде, кафе или ресторане.
На Закарпатье, как и во многих других регионах, именно для швей есть больше всего незаполненных вакансий. Об этом свидетельствуют и центры занятости, специализированные газеты и сайты по поиску работы.
Ужгородская швейная фабрика поощряет своих работниц рядом привилегий и дополнительных сервисов. Это и довоз на работу, и интересный социальный пакет с обеспечением семьи швеи самым необходимым.
![]() |
Важнейший стимул, конечно, зарплата.
По оценкам Мирославы Каламуняк, наша легкая промышленность будет конкурентоспособной до уровня зарплаты 500-600 евро, то есть потенциал для роста еще есть.
– Ну а со временем мы тоже будем искать, где можно пошить дешевле. Фабрики превратятся в мастерские, где будут изготавливать модели – так это работает сегодня в Европе, где уже практически нет швейных фабрик. Например, во Франции – ни одной. Они поддерживают бренд, создают коллекции, делают модную индустрию, – а шьют там, где это дешево. То же будет и у нас, – говорит директор.
Ужгородская швейная фабрика – единственная в Закарпатье, которая сохранила так называемое экспериментальное производство. То есть специалистов, которые профессионально могут конструировать, моделировать, делать лекала, посадки, работать с тканями. Квалифицированный персонал, способный "с нуля", с картинки пошить изделие.
Совет третий: знать все о моде и тенденциях
Сейчас большой разницы между тем, что носят украинки и жительницы других европейских стран, нет.
– Есть более консервативные покупатели, которые покупают вещи прошлых коллекций – а есть те, кто ревностно следит за актуальными тенденциями и покупает все новое. Собственно, как и в Европе, – говорит Мирослава Каламуняк.
По ее убеждению, знание модных тенденций для предприятия легкой промышленности – это просто необходимость.
– Потому что мы продаем не одежду как таковую, а моду. Потому что у вас в шкафу же есть пальто, которое так и не сносилось за 10 лет, – рассуждает директор. – Но вы уже не можете его надеть, потому что на улице уже совсем другие цвета и формы. В большинстве случаев одежду сегодня выбрасывают не потому, что она износилась, а потому, что вышла из моды.
Впрочем, выброшенная немодная одежда в Украине представляет конкурентную угрозу для швейных предприятий.
В городах процветают сети секонд-хендов, снимая огромные торговые площади на центральных улицах. Все это – от бедности людей, объясняет специалист.
– Если бы сегодня не пустить секонд-хенд в Украину, то отечественные швейные фабрики сделали бы невероятный рывок вперед. Но пока что это нецелесообразно, просто из-за бедности. Как только уровень жизни украинцев возрастет, это необходимо будет сделать, – считает Мирослава Каламуняк. – Иногда нас упрекают, что мы шьем в дорогом сегменте. Но мы не можем конкурировать на рынке секонд-хенда, это понятно. Если его не будет, то сразу появится отечественная одежда и дорогая, и по средней цене, и дешевая.
Заказчикам из стран ЕС "Ужгородская швейная фабрика" шьет также для дорогого сегмента – это одежда всемирно известных брендов Marc O'Polo, Hugo Boss, Dolce&Gabbana, Gerry Weber и других.
На бирках изготовленных в Ужгороде изделий вы увидите надпись "Made in Ukraine". Бирочки с ценой в разных валютах и всей необходимой маркировкой к одежде прикрепляют сразу в Ужгороде.
Совет четвертый:
быть профессионалами
Успех в любом деле требует профессионализма. А в выходе на внешние рынки – и подавно.
– Я всегда говорю: вот у нас в городе есть 500 парикмахеров, но только к двум-трем очередь на неделю. Другие сидят и ждут клиентов, – говорит Мирослава. – При том, что те двое-трое просят за свои услуги вдвое больше. Всюду в цене профессионализм.
По ее словам, украинские производители так же могут зарабатывать на своем профессиональном уровне, получая более дорогих заказчиков, что стало возможным благодаря ассоциации с ЕС и уменьшению пошлины. "А дешевые заказчики как были в более бедных, чем мы, странах, так и остались там", – добавляет она.
Также у украинских производителей качественной продукции есть перспективы продавать в ЕС собственный продукт под своим брендом.
Совет пятый:
позаботиться об эстетике производства, безопасности и... туалетной бумаге
Прежде чем выбрать фабрику для своего заказа, европейский инвестор всегда проводит аудит имеющихся предприятий. А это более 200 разнообразных пунктов – от пожарной безопасности и эстетики производства до наличия горячей воды и туалетной бумаги в уборных.
Так что, сэкономив на рулоне гигиенического средства, можно потерять такие желанные инвестиции.
![]() |
Заказчик также поинтересуется, защищены ли должным образом ваши работники, не эксплуатируется ли детский труд, какой уровень зарплат, режим работы, отпуска и т.п.
А европейские деньги особенно актуальны для украинских предприятий из-за высокой стоимости отечественных кредитов. У нас кредитуются под 24%, а в ЕС бизнес получает практически бесплатный кредит за 1%.
– В нашей стране много чего делается, действительно чувствуются определенные реформы, несмотря на проблемные моменты. К примеру, мы больше не боимся давления проверок, – говорит Мирослава Каламуняк. – Я не против законных проверок, но раньше, если ты работал, то будто был всем виноват, все время под угрозой контролеров. Кроме того, регулярно и исправно возвращается НДС, а это очень важно, мы уже и забыли о таких проблемах.
Наша собеседница отмечает, что несмотря на определенные претензии, продвигается и борьба с коррупцией, по-другому ведут себя чиновники.
Но самой проблемной остается именно финансовая система. Производители не могут позволить себе кредит за 24% годовых, поскольку проценты съедят всю рентабельность.
– Сейчас мы более конкурентны со своей рабочей силой, услугами. Как только нам станут доступны нормальные кредиты, сможем конкурировать и с готовым товаром, – говорит директор. – Ассоциация, со всеми ее рисками, дает больше возможностей. Убеждена, что все больше предприятий начнут этим пользоваться.
Автор: Анна Твердохлиб,
Ужгородский пресс-клуб
В сотрудничестве с "Европейской правдой" в рамках проекта "Продвижение реформ в регионы"