Революция "обкуренных пенсионеров": протесты против президента Сербии вошли в новую фазу
"Вы на протесты? Зачем? Все и так знают, что их оплачивает Сорос. Ему дают деньги американцы, а он раздает студентам, чтобы снова наделать проблем Сербии", – проводит курс "политинформации" продавщица в небольшом магазине в Белграде.
Протесты в Сербии идут уже две недели. Формально причиной недовольства стала победа на президентских выборах действующего премьера Александара Вучича. Эту победу без всяких сомнений признали и в Европейском Союзе, и в России, но не внутри страны.
На первый взгляд, никаких сомнений в победе Вучича быть не может: он победил в первом туре, набрав 56,5% голосов; ближайший к нему кандидат получил лишь 16%.
Но на самом деле причин для недовольства очень много. Во-первых, это фактор "лишних голосов" – по данным центризбиркома, право голоса имеют 6,7 млн человек. Однако официальная статистика дает другую картину – в стране лишь 5,9 млн граждан в возрасте, который позволяет голосовать. Это расхождение во власти так и не смогли объяснить.
Вторая причина – еще более важная. За последние годы в Сербии фактически сложилась диктатура одной правящей партии.
Де-факто невозможно работать на госслужбе (по крайней мере – хоть на какой-то руководящей должности) без партбилета Сербской прогрессивной партии.
Такая "партийная диктатура" стала еще жестче накануне выборов. А оппозиция утверждает, что партаппарат был использован для незаконного сбора голосов за Вучича: мол, работников госсектора заставляли приносить списки по меньшей мере десяти человек, которые обязуются голосовать "правильно".
"Моя мать – обычная учительница, но ей грозит увольнение из-за того, что она не захотела вступать в партию Вучича", – убеждала ЕвроПравду одна из протестующих.
И это не единичная история. Проверить честность таких рассказов вряд ли возможно, но само их существование выводит людей на улицу. Десятки тысяч протестующих ежедневно проводят митинги возле Скупщины – сербского парламента – и шествия по центру столицы. Протесты проходят и в других сербских городах.
Здесь и далее – фото ЕвроПравды |
17 апреля должно было стать переломным – именно эту дату протестующие определили крайним сроком выполнения их требований.
Самих требований немало. Актуальным остается вопрос проведения второго тура выборов (хотя никто не уточняет, как его провести, когда у одного из кандидатов более 50% голосов).
Прибавились и новые: смена лиц, которые занимаются организацией выборов, а также следят за соблюдением свободы СМИ.
К свободе медиа действительно есть вопросы. Наглядная иллюстрация: за несколько дней до выборов семь ведущих газет Сербии вышли с одинаковой первой полосой в поддержку Вучича.
Митингующие уверяют, что власть уже готова идти на уступки. "Вучич готов на компромисс – внеочередные парламентские выборы (минувшие выборы прошли в прошлом году), но при сохранении нынешней системы они будут такой же условностью, как и нынешние", – заявляют на митинге.
При этом в правительстве говорят, что не готовы соглашаться на эти условия, а сам Вучич заявил, что протесты могут длиться пусть и сто лет.
17 апреля планировалось проведение масштабного митинга. Впрочем, как часто бывает в Сербии, вмешалась религия. 16 апреля страна празднует Пасху, поэтому у студентов – ключевых участников митингов – есть возможность на четыре дня разъехаться из столицы (в Сербии официальные пасхальные выходные длятся со Страстной пятницы по понедельник).
Именно поэтому в фейсбук-группах, координирующих протесты, сначала решили вообще не проводить митинги в праздники, однако затем часть протестующих заявила, что все же планирует выйти на улицу.
Поэтому митинги 17 апреля были незначительными (несколько тысяч человек), зато необычными.
Ведь если раньше протесты были делом молодежи, то в понедельник большинство оказалось за пенсионерами.
Многие из них пришли на митинг со значками с надписью "Обкуренный пенсионер". "Вучич заявил, что митингует только молодежь, которая курит марихуану. Поэтому у нас такие значки, чтобы показать, что не только молодежь протестует", – в шутку объясняют две пожилые дамы.
"Мы протестуем, ведь всю страну сейчас контролирует один человек. Без его разрешения не может ничего произойти – даже в футболе или баскетболе", – пояснила еще одна митингующая.
Сам протест был непродолжительным – люди начали собираться под Скупщиной в 18:00, через час двинулись маршем по городу, а еще спустя час – вернулись к парламенту и разошлись. Яркая иллюстрация того, что главной движущей силой протестов действительно остаются студенты, готовые митинговать хоть до утра.
События следующих дней должны дать оценку – есть ли у протестов шансы на успех. Уверенности в этом немного. "У протеста очень размытые требования, а это редко приводит к успеху. А еще – власть достаточно грамотно уменьшает базу протеста, отсекая опасную его часть", – считает местный политолог, консультант по ненасильственным протестам Станко Лазендич.
Речь идет о профсоюзах военных и полицейских – неделю назад они заявили о поддержке требований протестующих.
Их вмешательство могло бы стать очень серьезной угрозой правительству. Впрочем, на эту опасность в Белграде очень быстро отреагировали – уже в конце недели объявили о повышении жалования силовикам.
"Вучич не будет мешать протестам, а будет ждать, что они сами затихнут.
Единственное, что сможет изменить ситуацию – грубые ошибки власти, однако пока она действует достаточно грамотно", – добавляет Лазендич.
Сами митингующие, впрочем, не согласны сдаваться. "Завтра все должно быть иначе – вернутся студенты, и митинги снова станут масштабными. Важно, чтобы к протестам присоединились люди среднего возраста, которые боятся потерять работу. Но если протесты будут продолжаться, они перебоятся и, в конце концов, тоже выйдут", – верят на митинге.
Как бы ни развивались протесты, им сложно рассчитывать на внешнюю поддержку – как с Запада, так и с Востока. Хотя бы потому, что у сербских протестов нет внешнеполитической составляющей: на митингах плечом к плечу идут сторонники ЕС (и даже НАТО) с любителями "русского мира".
"Это не вопрос ЕС или России – это наш ответ на диктатуру внутри страны", – таков наиболее частый ответ на вопрос, могут ли протесты привести к изменению внешнего курса Сербии.
А самое главное – новоизбранный президент Сербии сейчас в уникальном положении.
Называя себя одновременно проевропейским и пророссийским политиком, Вучич сумел получить поддержку как лидеров ЕС, так и Путина.
И если с поддержкой РФ все понятнее – Вучич отказался вводить антироссийские санкции, много говорит о славянском братстве, покупает российское вооружение, – то с ЕС ситуация сложнее.
Для Евросоюза Вучич – явно меньшее зло на политической карте Сербии.
"Даже если Сербия станет еще менее демократичной, ЕС закроет на это глаза. Вучич устраивает их – он ведет переговоры о вступлении в ЕС, общается с Косовом... В ЕС просто боятся, что ему на смену придет кто-то другой", – говорят на митинге.
Похоже, по крайней мере в этом вопросе митингующие близки к истине. И власть Сербии сполна пользуется этим преимуществом.
Автор: Юрий Панченко,
редактор "Европейской правды",
Белград