Кандидат Меркель и Путина. Чего ожидать от нового президента Сербии
2 апреля Сербия – страна, которая считается плацдармом России для распространения своего влияния на Балканах, – провела очередные президентские выборы.
Смогут ли они изменить проевропейский курс, которого старается придерживаться нынешнее сербское руководство, и усилятся ли существующие тенденции "братской дружбы" с Москвой?
Ответы на эти вопросы влияют не только на регион, но и на Украину и Европу в целом, ведь Балканы считаются ахиллесовой пятой Европы.
Необычные гонки
Хотя Сербия и страдает частым проведением внеочередных выборов, как, например, прошлогодние парламентские выборы, но президентские выборы 2017 года стали скорее исключением из этого правила.
17 марта 2017 года Республиканская избирательная комиссия Сербии объявила о регистрации одиннадцати кандидатов в президенты. Главным претендентом с самого начала стал нынешний премьер-министр страны Александар Вучич, лидер правящей Сербской прогрессивной партии, созданной еще действующим президентом страны Томиславом Николичем.
По результатам выборов (обработано 92% бюллетеней) Александар Вучич одержал убедительную победу уже в первом туре, набрав 55,1% голосов, чего не было во время предыдущих президентских выборов в 2008 и 2012 годах. Сам Вучич назвал свою победу "чистой как слеза".
Основными конкурентами Вучича стали Саша Янкович (16,27% голосов), который до февраля этого года был национальным омбудсменом, студент Лука Максимович (9,44%), Вук Еремич (5,64%), бывший министр иностранных дел, а также лидер Сербской радикальной партии Воислав Шешель (4,47%), которого отпустили из Гаагского трибунала по состоянию здоровья, а в прошлом году сняли с него все обвинения.
Большинство кандидатов называли нынешнюю власть во главе с Вучичем режимом и выражали готовность его свергнуть, на чем и строили свою предвыборную кампанию.
Наиболее прозападным считался Саша Янкович, ключевыми темами своей предвыборной кампании выделивший безопасность страны, защиту прав человека, повышение жизненного уровня граждан, вступление Сербии в ЕС путем "построения Европы в Сербии". Он подчеркивал, что решение о членстве Сербии в НАТО должно приниматься на референдуме, а для решения косовского вопроса предлагал обеспечить в Сербии достойный уровень жизни и экономического развития, чтобы албанское население Косова захотело жить в ее составе.
Бывший член Демократической партии и экс-главный депутат Сербии Вук Еремич свою предвыборную кампанию построил преимущественно на критике действующей власти и многовекторности внешней политики страны.
Он сделал акцент на усилении регионального измерения внешней политики страны, а также развитии отношений с ЕС, Россией, США и Китаем. Еремич поддержал курс на полноправное членство Сербии в ЕС, Россию назвал дополнительной опорой для Сербии в международных отношениях, а Китай – стратегическим партнером.
Откровенно пророссийской позиции придерживались лишь несколько кандидатов, самый известный из которых – бывший пленник Гаагского трибунала Воислав Шешель. Он выступает против членства Сербии в ЕС, против любых переговоров с Косовом, которое надеется вернуть благодаря помощи РФ.
На этом фоне Александар Вучич придерживался разумной позиции, используя и будущее членство Сербии в ЕС для перетягивания проевропейского электората на свою сторону (этот курс поддерживает около 46% сербов), и углубление отношений с Россией, учитывая распространенные в сербском обществе пророссийские настроения (около 72%, по данным агентства Ipsos, положительно относятся к РФ).
В конце концов, Вучич оказался уникальным для сербской политики кандидатом, которого одновременно поддержали Ангела Меркель и Владимир Путин.
"Особенно хочу выразить благодарность госпоже Меркель и Владимиру Владимировичу Путину за то, что имели смелость вести переговоры с Сербией и со мной как председателем правительства и в ходе кампании. Спасибо им за это, и это говорит о том, что они хорошо думают и о Сербии, и не так уж плохо — обо мне", — заявил после выборов Вучич.
Поддержка Путина, ради которой Вучич за три дня до выборов посетил Москву, существенно повлияла на поддержку радикалов.
Самым ярким свидетельством этого стали результаты голосования в Косове и Республике Сербской, где радикалы всегда имели значительную поддержку. На нынешних выборах местный электорат оказался более благосклонным к действующей власти.
Еще одна причина изменения этих настроений – порядок организации голосования на территории Косова. В регионе, который Белград считает неотъемлемой частью Сербии, голосование проводилось по принципу выборов на территории другого государства.
Голосование на выборах обеспечивалось присутствующей в Косове миссией ОБСЕ, на согласованных с Приштиной 90 избирательных участках, без наружной агитации с сербскими государственными символами. Подсчет голосов осуществлялся на подконтрольной территории Белграда, куда Миссия ОБСЕ доставила проголосованные бюллетени.
Сербские эксперты оценили этот порядок голосования в Косове, принятый решением Республиканской избирательной комиссии, как способствовавшей победе кандидата от власти.
Куда пойдет Сербия
Первоочередной целью Вучич ставит членство Сербии в ЕС, достижение которого он амбициозно задекларировал до конца 2019 года. Ведь именно из Евросоюза идет основной поток помощи (3 млрд евро безвозвратной помощи ЕС с 2000 г.) и инвестиций. Он делает ставку на стабильность в стране и заявляет, что "не позволит вернуть Сербию в прошлое".
В отличие от других кандидатов, Вучич свои внешнеполитические взгляды четко определил одной фразой: "Сербия, уважаемая и сильная, продолжает путь в ЕС, имеет друзей на востоке и на западе, обновляет свою армию и остается ядром стабильности в регионе".
Впрочем, результаты сербских выборов отнюдь не дают оснований говорить о победе проевропейских сил над пророссийскими.
Присутствие РФ в политической жизни Сербии на протяжении последних лет неуклонно растет. Так, в прошлогодних парламентских выборах приняли участие пять откровенно пророссийских партий и ряд благосклонных к Кремлю политсил.
Только Саша Янкович избегал постановки "русского вопроса" и демонстрировал приверженность европейским ценностям, став "неудобным" для России возможным лидером государства. Поэтому ряд российских СМИ освещали его кандидатуру в критическом свете.
Так, сербская редакция российского "Спутника" опубликовала интервью с ним, но с заголовком "Невозможная миссия Саши Янковича", пытаясь навязать мысль о популистском характере его кампании.
С самого начала Россия в сербских президентских выборах сделала ставку одновременно на нескольких кандидатов, оказывая им различного рода поддержку.
В ответ кандидаты "отплатили" Кремлю, озвучивая выгодные для него тезисы.
А дальше всех пошли представители двух партий, съездившие в Крым. Аннексированный полуостров посетила делегация Сербской радикальной партии, в которую вошел и сын Воислава Шешеля Александр, а также кандидат в президенты от ультраправого движения "Двери" Бошко Обрадович.
Но в итоге Кремль сделал ставку на самого проходного кандидата. В конце концов, Сербская прогрессивная партия, лидером которой является Вучич, имеет тесные контакты с российской правящей партией "Единая Россия", основывающиеся на межпартийном соглашении от октября 2010 года и меморандуме о дальнейшем развитии сотрудничества между партиями от апреля 2016 года.
Благодаря предвыборной встрече с Путиным Александар Вучич получил голоса пророссийского электората Сербии. Среди других обещаний Кремля: поддержка в противодействии косовской независимости, углубление экономического сотрудничества и дополнительные возможности усилить сербскую армию. Последнее Вучич пытается реализовать за счет договоренности о поставках в Сербию шести российских боевых самолетов, а также будущих возможных поставках российских боевых машин, систем С-300 и "Бук 2М".
Что может измениться для Украины
Учитывая предвыборные взгляды победителя нынешней президентской гонки и общественно-политические настроения в стране, вероятно, Александар Вучич на посту президента продолжит придерживаться той же политики, что и на посту премьер-министра.
Сербия продолжит лавировать между необходимостью синхронизировать свою внешнюю политику с Евросоюзом и сохранять непризнание Украиной независимости Косова и давлением РФ, основанным на международной поддержке в косовском вопросе, развитии экономических отношений и апелляции к исторической дружбе.
В этом случае следует ожидать дальнейшей сдержанной позиции Белграда по поводу осуждения агрессивной политики России. Не следует забывать, что при премьерстве Вучича Сербия проголосовала против резолюций ООН о территориальной целостности Украины (от 27.03.2014) и нарушения прав человека в оккупированном Крыму (от 19.12.2016).
Таким образом, Украина вряд ли получит более благосклонную позицию Белграда. Киеву остается только надеяться на неизменную позицию Евросоюза и его влияние на Белград.
эксперт Центра "Стратегия ХХІ" и
Совета внешней политики "Украинская призма"