Ереванский транзит. Армения стала парламентской республикой, не меняя лидеров
2 апреля в Армении состоялись очередные парламентские выборы. Впрочем, нынешнее голосование было особым - оно стало ключевым элементом конституционных изменений в стране.
С новоизбранным составом Национального собрания страна переходит к парламентской форме правления. Соответствующие изменения в Конституцию были внесены по итогам референдума, инициированного правящей Республиканской партией в декабре 2015 года. Значительное сужение полномочий президента в пользу усиления роли парламента, правительства и премьер-министра тогда поддержали 63,3% граждан.
Теперь новому парламентскому большинству предстоит сформировать правительство. И это правительство получит ключевые полномочия, принадлежащие пока президенту Сержу Саргсяну.
Электромайдану вопреки
Согласно соцопросам, проведенным незадолго до голосования Армянской социологической ассоциацией и BS/The Gallup Organization, тройку электоральных симпатий возглавляли правящая Республиканская партия (РПА), одноименный блок армянского олигарха Гагика Царукяна и оппозиционный блок "Елк" ("Выход").
Обнародованные 3 апреля ЦИК Армении данные голосования показали схожую картину. Согласно результатам обработки бюллетеней, места в Национальном собрании получают Республиканская партия - 770 718 голосов или 49,15%, блок "Царукян" – 428 892 голоса или 27,35%, блок "Елк" – 121 997 голосов или 7,78%, и старейшая политическая сила АРФ "Дашнакцутюн" – 103 148 голосов или 6,58%.
Остальные участники так и не смогли преодолеть необходимый пятипроцентный барьер для партий и семипроцентный барьер для блоков. Среди аутсайдеров - партия "Армянское возрождение" (3,72%), блок имени бывших министров иностранных дел и обороны "Оганян-Раффи-Осканян" (2,07%), блок "Конгресс-НПА" – (1,66%), партия "Свободные демократы" (0,94%), а также Компартия Армении (0,75%).
Следует отметить, что
республиканцам удалось удержать лидерство, несмотря на негативный фон, сложившийся в последние годы их правления.
Летом 2015 года Ереван охватили протесты, получившие название "Электромайдан". Однако отсутствие политического опыта и недостаток совместной координации среди митингующих позволили властям расколоть и свести к нулю протестное движение.
Год спустя два десятка вооруженных сторонников оппозиции захватили в Ереване здание полка патрульно-постовой службы и взяли в заложники сотрудников полиции, потребовав отставки президента страны Сержа Саргсяна и правительства, а также освобождения из тюрьмы политических заключенных. Тогда вооруженные оппозиционеры приняли решение сдаться властям после двухнедельной осады.
А в апреле прошлого года произошли самые ожесточенные за последние 20 лет бои на линии соприкосновения между Азербайджаном и Нагорным Карабахом, которые уже окрестили "четырехдневной войной".
Республиканская партия вступала в электоральный период не в самой лучшей форме, что заставило президента Армении Сержа Саргсяна пойти на значительные ротации в правящей команде.
В сентябре прошлого года непопулярного главу правительства Овика Абрамяна заменил бывший мэр Еревана Карен Карапетян. В кресло главы правительства он попал прямо из Москвы, где с 2011 года трудился на ключевых должностях в структурах "Газпрома", а в последнее время был первым вице-президентом "Газпромбанка".
Карапетян смотрелся более выигрышно на фоне своего предшественника и за короткое время стал самым популярным представителем исполнительной власти. По данным опроса, проведенного Gallup International Association в марте этого года, 81% опрошенных положительно оценивали деятельность действующего премьер-министра.
Кроме того, был обновлен состав правительства, а часть министров перед выборами была включена в пропорциональный список Республиканской партии, который возглавил новый глава Минобороны Виген Саргсян. В итоге РПА удалось улучшить свой показатель 2012 года, когда за партию было отдано 44% голосов.
Итоги выборов означают, что второго тура не будет, а РПА получает возможность самостоятельно сформировать правительство.
Более того, Армении удалось то, что не удалось в 2004 году Украине и что побоялись провести в РФ. Переход к парламентской форме правления позволит сохранить власть президенту Сержу Саргсяну, находящемуся во главе страны с 2008 года.
Вероятно, что вскоре он сможет стать новым премьер-министром страны, а абсолютное большинство, полученное его партией, сделает работу правительства вполне комфортной.
Подобную модель сотрудничества, скорее всего, выберет и "Дашнакцутюн". Что касается блока "Елк", то его представители будут позиционировать себя в качестве третьей силы, которая не считает себя системной оппозицией по отношению к власти.
Тем более, что в парламенте отсутствуют силы, которые можно назвать непримиримой оппозицией. В частности, блок "Царукян" наверняка будет действовать в неформальной связке с правящей партией. Это важно, поскольку суммарно две партии имеют конституционное большинство.
Несмотря на видимую легкость, смена системы власти редко проходит без последствий, особенно в постсоветских странах. В любом случае Армения станет единственной парламентской страной в составе Евразийского экономического союза.
Снова к многовекторности?
Накануне парламентских выборов не могла не остаться незамеченной активизация контактов представителей армянского руководства с Евросоюзом.
Президент Армении Серж Саргсян 26-28 февраля находился в Брюсселе с рабочим визитом. Беспрецедентно насыщенная программа включала в себя встречи с руководителями ключевых структур ЕС: председателем Европейского совета Дональдом Туском, президентом Европейской комиссии Жан-Клодом Юнкером, верховным представителем Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности Федерикой Могерини, председателем Европарламента Антонио Таяни, а также председателем Европейской народной партии Жозефом Долем.
Отказавшись три года назад парафировать Соглашение об ассоциации, армянская сторона договорилась о новом базовом документе, который позволит развивать экономические отношения с ЕС, при этом не препятствуя членству Армении в Евразийском экономическом союзе.
Уже 21 марта в Ереване состоялось парафирование Соглашения о всеобъемлющем и расширенном партнерстве между Арменией и ЕС.
Именно этот документ упомянула во время вчерашней пресс-конференции в Ереване глава делегации Европарламента Хейди Хаутала. По ее словам, новое соглашение, по всей вероятности, будет подписано в ноябре этого года в Брюсселе во время саммита Восточного партнерства.
Премьер-министр Армении Карен Карапетян также сделал акцент на сотрудничестве с Евросоюзом в своем интервью российским СМИ по итогам парламентских выборов. Премьер напомнил, что ЕС является одним из крупнейших доноров и инвесторов Армении и членство в ЕАЭС не несет ограничений относительно сотрудничества с Брюсселем.
Очевидно, что официальный Ереван таким образом пробует вернуться к когда-то традиционной для себя многовекторности во внешней политике.
Тем более, что участие ЕС важно и в контексте конфликта вокруг Нагорного Карабаха. Последнее обострение конфликта показало, что Баку не готов идти на уступки, а Москва, не разрывая военного сотрудничества с Азербайджаном, не может считаться надежным союзником.
В сложившейся ситуации Армения не хочет оставаться один на один с Баку, а для этого ей необходимо участие в процессе урегулирования карабахского конфликта европейских партнеров.
Дальнейшие шаги армянских властей покажут, насколько успешной окажется попытка развивать диалог с Брюсселем после почти трехлетнего перерыва. А точнее, насколько Москва позволит Еревану проводить такую политику.
Автор: Карен Мадоян,
журналист, эксперт по Южному Кавказу