Ужин последней надежды. Способен ли ЕС остановить конфликт на Балканах
Высокий представитель Европейского союза по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини решила лично вмешаться в процессы, происходящие на Западных Балканах, и пригласила глав правительств стран региона (или тех, кто их заменяет) на ужин в Брюссель.
Неформальная встреча состоялась 24 мая. В ней приняли участие премьер-министры Сербии Александар Вучич, Черногории Душко Маркович, Албании Эди Рама; президент Совета министров Боснии и Герцеговины Денис Звиздич; Иса Мустафа, которого недавно отправили в отставку с поста премьер-министра Косова, и Зоран Заев, получивший мандат на формирование нового правительства Македонии.
Из официального: сообщается, что Могерини в ходе встречи подталкивала лидеров региона активизировать усилия, чтобы оправдать ожидания своих граждан и приблизить европейское будущее для стран Западных Балкан.
В сообщении, размещенном на сайте высокого представителя ЕС, отмечается, что все собравшиеся на неформальном ужине в Брюсселе подтвердили полную готовность к продолжению работы в направлении европейской интеграции, свою взаимную заинтересованность в налаживании сотрудничества и достижении "ощутимых результатов в улучшении жизни жителей региона", а также подчеркнули "преданность добрососедским отношениям и углублению регионального понимания на основе взаимного уважения и сотрудничества".
"Я думаю, мы поняли, что наша работа заключается в том, чтобы беречь мир и стабильность, чтобы двигаться вперед на нашем европейском пути и сотрудничать между собой", – отметил премьер-министр Сербии Александар Вучич.
Действительно ли на Балканах наступит эра всеобщей дружбы?
На этот вопрос можно частично ответить, если поинтересоваться, кто именно был на встрече в Брюсселе и какие последние события произошли у него на Родине.
Александар Вучич почти успешно пережил все протестные уличные акции и уже вскоре благополучно пересядет в кресло президента. Но пост главы правительства останется вакантным, причем среди кандидатов в премьеры Сербии есть и скрытые, и откровенные антиевропейцы.
Таким образом, Вучич как президент обеспечит следование европейскому курсу на стратегическом уровне. Но что будет происходить на уровне исполнительной власти – еще неизвестно.
В Албании три месяца длились массовые протесты, и только несколько дней назад оппозиция и власть договорились о коалиционном правительстве и гарантиях проведения открытых и честных выборов (25 июня). То есть у албанского премьера тоже есть шанс в ближайшее время лишиться своих полномочий, но, в отличие от сербского коллеги, не пересесть в другое кресло.
Впрочем, от этой страны не стоит ждать изменений внешнеполитического курса – наиболее влиятельная оппозиция в Албании однозначно проевропейская.
Иса Мустафа из Косова уже не является главой правительства – его недавно отправили в отставку. Оппозиция обвинила его в недостаточной защите государственных интересов при подписании соглашений с Сербией (об автономии сербских муниципалитетов на севере Косова) и с Черногорией (о демаркации границы). Отметим, что оба договора подписаны при поддержке ЕС.
После встречи с Могерини Мустафа отметил, что "другого решения нет" – Косово должно "выполнить достигнутые договоренности".
Но это решать уже не ему, а новому составу парламента и правительства Косова.
Статус представителя Боснии и Герцеговины вряд ли до конца сможет понять человек, не знакомый с особенностями власти в этой дискретной стране.
Де-юре он представляет правительство сербов, хорватов и боснийцев, но действительно ли он представляет консолидированную точку зрения, имеющую гарантированную поддержку всех трех энтитетов БиГ – вопрос открытый.
Как известно, боснийские хорваты пытаются переформатировать всю систему власти в БиГ, чтобы обеспечить себе равные права с сербами и боснийцами, а боснийские сербы вообще проводят политику ползучего суверенитета.
Зоран Заев из Македонии еще не является премьером – он только недавно получил от президента страны мандат на формирование правительства. Этому предшествовали захват и разгром парламента и избиение депутатов от большинства, когда разбили голову и самому Заеву.
Как будут развиваться дальнейшие события (утверждение состава правительства, принятие стратегических решений) – спокойно или по уже отработанному сценарию дестабилизации – пока неизвестно.
Интересная деталь: практически одновременно с неформальным брюссельским ужином в Москве проходила встреча президента Македонии Георге Иванова с президентом РФ Владимиром Путиным. Говорили о роли святых Кирилла и Мефодия в становлении славянской культуры и о сотрудничестве в различных сферах.
На этом фоне единственным островком настоящей стабильности должна была выглядеть Черногория, представитель которой на следующий же день после ужина с Могерини возглавлял официальную делегацию на саммите НАТО.
Но, во-первых, соглашение о демаркации черногорско-косовской границы так и не ратифицировано парламентом Косова.
Во-вторых, после неудачного государственного переворота оппозиция (пророссийская) в Черногории еще с прошлого года игнорирует заседания парламента.
Кстати, за несколько дней до встречи в Брюсселе обвиняемые в попытке государственного переворота в Черногории оппозиционные лидеры Андрея Мандич и Милан Кнежевич встретились, опять-таки, в Москве, с депутатом от "Единой России" Сергеем Железняком. Черногорские политики поблагодарили российскую партию за поддержку в "борьбе, которую они ведут".
...По удачному определению балканских обозревателей, Россия пользуется кризисом на Западных Балканах как "Ахиллесовой пятой" европейской дипломатии.
Как на этом фоне ЕС сможет добиться стабильности и взаимодействия? Есть ли чудодейственное средство, которое сможет переломить ситуацию в регионе, которая уже три года подряд – после аннексии Крыма и начала войны на востоке Украины – обостряется?
Общие слова высокого представителя ЕС после неформальной встречи в Брюсселе показывают, что новых лекарств у ЕС для Западных Балкан нет.
Как и ранее, основными методами являются постоянная "воспитательная работа", попытки на саммитах и двусторонних встречах убедить элиты региона, что мир и сотрудничество лучше распрей и войны.
Но главного "приза", ради которого нужно мириться с бывшими врагами и поступаться принципами, того, чего все страны региона ждут уже почти полтора десятилетия, со времени окончания вооруженных конфликтов – начала реальной процедуры вступления в ЕС в ближайшее время – ни Могерини, ни другие руководители Евросоюза не предлагают.
В 2014 году Жан-Клод Юнкер на выборах президента Европейской комиссии сказал, что в пятилетний срок его полномочий приема новых членов не будет. Именно это заявление и это решение в регионе называют политической катастрофой для Западных Балкан.
Балканские эксперты – из Сараева и Приштины – не увидели "никакого революционного шага" в этом смысле в последней брюссельской встрече, хотя отметили, что "ЕС пытается понять ситуацию в регионе" и "Брюссель хочет увеличить влияние на страны региона".
Альтернативный рецепт всеобщего успокоения Западных Балкан озвучил на брюссельской встрече Александар Вучич. И хотя он и заявил, что его предложение "не является заменой европейского пути", оно воспринимается все же как модель развития региона без вступления в ЕС. Итак,
Вучич предлагает создать "балканский ЕС", или "балканский таможенный союз".
Сербский премьер хочет объединить страны Западных Балкан в общем экономическом пространстве, построить единый рынок, создать таможенный союз. По его словам, "это будет нелегко, но это приведет к увеличению экономического роста, экспорта, инвестиций, снижению затрат, созданию рынка в 20 миллионов человек".
Идея, которую (как надеются в Белграде) должны бы одобрить в Брюсселе, отнюдь не получила поддержки в других странах региона. Пожалуй, идея возрождения СФРЮ в новых географических координатах воспринимается на Балканах не на "ура".
А хуже всего то, что ЕС пока не способен предложить собственное видение пути для Балкан. А в такой ситуации надежд на европейское будущее остается все меньше...
Автор: Наталья Ищенко,
предприниматель из Черногории,
активист украинской общины