Феномен Себастьяна Курца: почему Австрия решилась на досрочные выборы
В течение прошлого года вся Европа, затаив дыхание, наблюдала за президентской кампанией в Австрии.
И на то была причина, ведь именно в этой небольшой центральноевропейской стране был вполне реальный шанс прихода к власти президента-евроскептика. Более того, кандидат от правой Австрийской партии свободы (АПС, FPÖ) Норберт Хофер во втором полугодии 2016 года даже "одной ногой" стоял в президентской резиденции в венском дворце Хофбург, поскольку, будучи вице-председателем Национального совета, исполнял обязанности президента после окончания полномочий социалиста Хайнца Фишера.
Тем не менее, австрийские избиратели сохраняли интригу до конца года. В конце концов, 4 декабря, после третьего по счету второго тура выборов, был избран действующий глава государства Александер ван дер Беллен. Кстати,
этот результат стал первым поражением популистов после Brexit и победы Дональда Трампа на выборах президента США.
После насыщенного политическими событиями 2016 года нынешний год, казалось, не предвещал резких изменений. Однако 15 мая канцлер, социал-демократ Кристиан Керн сообщил о роспуске Национального совета.
Досрочные выборы были назначены на 15 октября этого года. Причиной стала отставка Райнхольда Миттерленера, вице-канцлера и председателя Австрийской народной партии (АНП), одной из участниц пока еще действующей коалиции.
Почему же австрийские политики решились на выборы в условиях такой турбулентной ситуации, хотя могли бы работать еще полтора года? И главное, кто может получить больше всего политических акций от досрочной кампании?
Молодое лицо консерваторов
Государственный секретарь в 24 года, министр в 27 и действующий председатель ОБСЕ в 30 – все это о действующем главе австрийского МИДа (к слову, самом молодом в мире), а с 14 мая – еще и главе Народной партии Себастьяне Курце.
Обозреватели считают, что именно его решение возглавить партию и начать борьбу за пост канцлера и стало решающим в разрыве "большой коалиции" с социал-демократами. Попробуем разобраться, как ему удалось добраться до таких позиций.
Второстепенная роль АНП в коалиции, а также усиление позиций правой евроскептической Партии свободы во время президентских выборов (в решающем повторном втором туре в декабре 2016 года ее кандидат Хофер получил 48% голосов избирателей) уже давно вызывали беспокойство в верхушке австрийских консерваторов. Последние планировали роспуск парламента еще в середине прошлого года, и лишь затяжная эпопея с избранием главы государства предотвратила этот сценарий.
Сейчас же, казалось бы,
партии нужен был лишь повод, чтобы начать парламентскую кампанию. И повод нашелся.
Им стали дебаты о создании парламентской комиссии по расследованию случаев завышения цен, произошедших при закупке истребителей Eurofighter для австрийских ВВС. К определенным эпизодам оказались причастны руководящие лица из числа членов правительства "большой коалиции" от социал-демократов.
Поэтому Народная партия приняла два простых, но электорально выгодных решения. В первую очередь, отправила в отставку вице-канцлера Миттерленера, который взял на себя ответственность за участие в коалиции с "эсдеками" и "волюнтаризм" в руководстве партией.
А кроме того, сделала ставку на не замешанного в политических интригах и молодого Себастьяна Курца.
Себастьян Курц |
К слову, такая почти филигранно проведенная операция по "смене власти" в АНП лишила козырей и социал-демократов. Во-первых, потому что инициатива проведения выборов шла не от канцлера Керна, а, во-вторых, из-за утраты "эсдеками" главного объекта для критики в лице бывшего вице-канцлера Миттерленера.
Именно нынешнего главу МИД обозреватели считают надеждой Народной партии. И Курц, судя по его первым шагам на посту ее руководителя, пытается эти ожидания оправдать.
Уже через несколько часов после его вступления в должность партийные сайты, страницы в социальных сетях и почтовые рассылки радикально изменили свой внешний вид.
Одновременно в одном из первых своих заявлений Курц дал понять, что продолжения "большой коалиции" с социал-демократами не будет.
Кроме того, новый лидер консерваторов стремится переосмыслить содержание лидерства в партии, дав больше пространства коллегиальности и открытости в принятии решений.
Уже эти шаги дали свой первый эффект, ведь партийные рейтинги пошли вверх, выводя АНП на первые позиции в кампании с 33% симпатий.
В пользу Курца играет целый ряд факторов. Во-первых, за четыре года работы на посту руководителя внешнеполитического ведомства он заработал неплохой политический авторитет, к которому прилагается и теперешняя должность действующего председателя ОБСЕ.
Во-вторых, с 2009 года до избрания председателем партии Курц возглавлял ее молодежное крыло. Этот опыт дает неоспоримые преимущества в кампании, ведь нынешний руководитель МИД имеет возможность использовать его в работе с молодыми и социально активными избирателями. Это обеспечит не только явку молодежи на выборы, но и мобилизацию электората Народной партии.
Кроме того, работая в молодежном крыле партии, Курц хорошо ознакомился с приемами агитации в интернете. Это также будет играть в пользу его кампании. В-третьих, положительным для нового руководителя АНП является и сам ход смены власти в политсиле. Отставка Миттерленера и приход Курца были обставлены как смена поколений и попытка "перезагрузки" партии.
С другой стороны, перед Курцем в рамках предвыборной кампании возникает масса задач. Ему, очевидно, придется брать паузу во внешнеполитической карьере и оперативно знакомиться с внутриполитическими делами. Ведь от этого зависят месседжи, которые он будет доносить до собственных избирателей. Их сейчас придется формулировать.
Помимо этого, новому председателю Народной партии необходимо сформировать собственную предвыборную команду. Обозреватели указывают, что она может быть связана как раз с молодежной частью АНП, которой руководил Курц, и даже не быть прямо связана с партией.
Молодому кандидату в канцлеры придется также демонстрировать собственные лидерство и силу убеждения. От них зависит, воспримут ли его потенциальные избиратели или нет.
Если не эсдеки, то кто?
Перед новым председателем Народной партии стоят нелегкие задачи. Ведь стране сейчас как никогда нужны единство и взаимопонимание.
Президентская избирательная кампания, длившаяся более полугода в 2016-м, показала крайнюю степень поляризации общества. Одновременно она же выявила и недостатки политической системы, оставив кандидатов от консерваторов и "эсдеков" за бортом гонки.
Поэтому АНП требуются новые подходы для убеждения избирателей.
Интересной возможностью для кампании "народников" представляется, в частности, попытка представить Курца "кандидатом от всего общества", а не только от конкретной партии. Такой сценарий уже применил действующий президент Австрии Александер ван дер Беллен.
Его кампания проходила не только под лозунгами внепартийного народного движения, но и была достаточно насыщенной многочисленными выступлениями на местах. Последние должны были продемонстрировать близость к гражданам и понимание их потребностей и проблем. Это во многом гарантировало успешный результат выборов, несмотря на двукратное откладывание второго тура.
С другой стороны, учитывая отвергание новым председателем АНП возможной коалиции с "эсдеками",
единственным возможным вариантом парламентского союза в новом созыве Национального совета для него является соглашение с евроскептической Партией свободы.
Такое решение требует высокого авторитета и степени политической ответственности. К тому же, оно может обернуться и потерей симпатий избирателей если не на октябрьских, то на следующих выборах.
В то же время отрицательное решение избирателей по поводу его кампании во время выборов в октябре может поколебать доверие к Курцу внутри партии.
Подобная ситуация произошла в начале 2007 года с экс-канцлером и председателем АНП Вольфгангом Шюсселем. Последний был вынужден уйти с должностей, чтобы лично избежать сотрудничества с социал-демократами в новой коалиции, и взять на себя ответственность за неудачу своей политсилы на выборах.
Себастьян Курц считается одним из "политических наследников" Шюсселя. В ближайшее время увидим, сможет ли Курц учесть опыт ошибок своего политического учителя. Ведь его избирательный провал означает завершение одной из самых блестящих политических карьер послевоенной Австрии.
Автор: Виктор Савинок,
аспирант Института международных отношений КНУ имени Тараса Шевченко