Косово голосует против безвиза: сохранит ли полупризнанная страна проевропейский курс
Внеочередные парламентские выборы в полупризнанном Косове должны были вывести страну из политического кризиса. Вместо этого они существенно углубили этот кризис, сделав его проблемой не только для всего региона, но и как минимум – для всей Европы.
Незадолго до дня голосования в косовских СМИ появилась информация о возможных провокациях в день выборов. По данным органов безопасности Косова, Россия намеревалась вмешаться в избирательный процесс в республике, как это было сделано в Черногории в октябре прошлого года, когда цель заключалась в том, чтобы убить бывшего черногорского премьера Мило Джукановича и устроить государственный переворот.
Речь шла и о возможных инцидентах на севере Косова, и о срыве выборов в сербских районах. Но никаких чрезвычайных событий в день выборов не произошло, голосование прошло спокойно.
А вот результаты стали настоящей бомбой.
По подсчетам 95% избирательных бюллетеней, почти 34,4% голосов набирает правый предвыборный блок, в который входят "Альянс за будущее Косова" во главе с Рамушем Харадинаем, Демократическая партия Косова с Кадри Весели, "Инициатива для Косова" (NISMA) с Фатмиром Лимаем и девять небольших партий.
Лидеры всех ведущих партий этого объединения во время войны в конце 1990-х были командирами Армии освобождения Косова (по-албански Ushtria Çlirimtare e Kosovës; UÇK). Рамуш Харадинай и Фатмир Лимай к тому же были фигурантами судебного процесса в Международном трибунале по бывшей Югославии в Гааге – их обвинили в совершении военных преступлений, но потом оправдали.
Рамуш Харадинай |
Нужно отметить, что благодаря "Альянсу за будущее Косова", "Инициативе для Косова" и Демократической партии Косова и состоялись внеочередные парламентские выборы. Именно эти силы добились отставки предыдущего правительства Косова во главе с Исой Мустафой, что привело к роспуску парламента.
Причинами для вынесения вотума недоверия Кабинету министров стали несогласие с подписанным членами правительства договором о демаркации границы с Черногорией и заключенным при посредничестве Евросоюза соглашением с Сербией о предоставлении особого статуса сербским районам (муниципалитетам) на севере Косова.
На втором месте в избирательной гонке с 26,8% голосов – леворадикальное движение "Самоопределение" во главе с Альбином Курти, известным еще со времен Югославии студенческим вожаком и лидером протестного движения Косова. Умеренное и проевропейское политическое объединение, куда вошли, в частности "Демократическая лига Косова", "Альянс за новое Косово" и движение "Альтернатива", получило 25,7%. Неформальным лидером коалиции является экс-премьер республики Иса Мустафа.
Кроме того, в парламент проходит Гражданская инициатива "Сербский список" с 5,7%. Это политическая сила, однозначно ориентированная на Белград (другие партии сербов Косова сербские политики заклеймили как проалбанские). По словам Марко Джурича, директора Управления по делам Косова и Метохии в Белграде, эта политическая сила в сербских районах получила более 90% голосов и, скорее всего, будет иметь все десять мест в парламенте, гарантируемые специальной национальной квотой для сербского меньшинства. Еще десять мест из 120, которые насчитывает парламент Косова, по закону получат представители других национальных меньшинств – турки, цыгане и др.
Главный результат выборов – реальная возможность создания радикально настроенной парламентской коалиции и формирования правительства на этой платформе.
На премьерский пост уже претендует Рамуш Харадинай – лидер коалиции "Альянс за будущее Косова", "Инициативы для Косова" и Демократической партии, получившей наибольшее количество голосов избирателей. Надо заметить, что Харадинай уже был премьер-министром Косова, причем еще до того, как республика провозгласила независимость – в 2004-2005 годах.
Этот политик является крупнейшим раздражителем для Сербии и значительной части Европы по сравнению со всеми другими косовскими лидерами. Достаточно вспомнить, что Франция недавно его задержала и пыталась выдать Сербии как военного преступника.
Это означает много неприятностей для соседних стран и осложнение и без того непростого западнобалканского направления европейской дипломатии.
Политики из Брюсселя постоянно уговаривают региональную политическую элиту в целом и косовских лидеров в частности больше внимания уделять решению насущных вопросов жизни страны и ее жителей. Для Косова это якобы особенно актуально.
Республика Косово является единственной страной Западных Балкан, гражданам которой нужно оформлять визы для въезда в ЕС. Уровень безработицы – 33%; среди молодежи – 60%. 20% ВВП составляют денежные переводы граждан, работающих за рубежом. Средняя заработная плата работников государственного сектора – 300 евро. Уровень бедности в стране – 30%.
Но люди на Балканах думают иначе, чем европейские политики. Партии, получившие наибольшую поддержку граждан Косова, ставят своей целью первоочередное решение других вопросов – расширение границ частично признанного государства и обеспечение его территориальной целостности.
Цель лидеров избирательной гонки – пересмотр условий демаркации границы с Черногорией.
Ратификация этого договора является условием для предоставления косоварам безвиза – такого, как получили Грузия и Украина, но политики – как и люди, которые за них голосуют, – считают, что несколько десятков квадратных километров для страны важнее, чем право граждан посещать страны ЕС без виз.
Еще один вопрос, который также может быть пересмотрен – воплощение согласованного с ЕС плана предоставления особого автономного статуса сербским районам – муниципалитетам – на севере Косова. По мнению несогласных с этим планом косовских политиков и, соответственно, избирателей, "мирный план", который активно продвигает ЕС, противоречит Конституции и вообще государственным интересам Косова. Рамуш Харадинай неоднократно подчеркивал, что договоренности с Сербией по автономии северных муниципалитетов Косова должны быть пересмотрены.
Не надо думать, что косовские политики совсем отказываются от визовой либерализации, нет. Они просто обещают воплотить ее после урегулирования ситуации с черногорской границей и сербским анклавом. Харадинай обещает добиться отмены виз за три месяца, хотя, конечно, в Брюсселе относятся к его словам скептически.
Европейские медиа вспоминают еще об одной надвигающейся проблеме. Приход к власти радикальных политических сил во главе с бывшими командирами Армии освобождения Косова поставит под большой знак вопроса расследование военных преступлений, в которых подозревают руководителей и бойцов УЧК, и наказание виновных. До сих пор нужного европейцам прогресса на этом пути не наблюдалось, а новая радикальная косовская власть, если она все же будет сформирована, точно не будет этому способствовать.
Возможны ли варианты развития события, которые удержат Косово от радикализации и обеспечат дальнейшее продвижение по европейскому пути?
Теоретически такой шанс есть: если большинство не будет сформировано в ближайшее время, страну ждут новые выборы. Но, кажется, все заинтересованные стороны понимают, что в таком случае можно ожидать еще более радикальных итогов выборов, и вряд ли на это пойдут.
Наиболее вероятным сценарием представляется все же формирования умеренного парламентского большинства и правительства благодаря широкой коалиции и коррекции политических платформ победителей.
Для этой точки зрения достаточно аргументов. Например, леворадикальное движение "Самоопределение", которое на этих выборах получило более четверти голосов избирателей – это почти вдвое больше, чем на предыдущих, – непосредственно перед выборами сместилось в центр политического спектра.
Политическая сила, которая традиционно выступала за прекращение переговоров с Сербией, вывод международных сил по поддержанию мира и проведение референдума по объединению с Албанией, в ходе предвыборной кампании объявила другие приоритеты: улучшение экономической ситуации в Косове, интеграцию в ЕС и НАТО.
На создание проевропейской коалиции рассчитывает и президент Косова Хашим Тачи.
После завершения выборов он выразил в Twitter надежду, что победитель досрочных парламентских выборов сформирует проевропейское правительство. Кроме того, в интервью на следующий день после голосования Хашим Тачи подчеркнул, что диалог между Белградом и Приштиной будет продолжаться на президентском уровне, и его целью будет достижение соглашения, которое приведет к нормализации отношений на основе добрососедства, сотрудничества и примирения.
Понятно, что ЕС сделает все возможное для обеспечения именно такого развития события.
Методы воздействия Брюсселя на Косово прогнозировать несложно: это четкая привязка финансовой помощи (а она существенна) и безвиза к выполнению установок ЕС.
В свою очередь, президент Косова как человек, не первый год сотрудничающий с ЕС, на своем уровне, наверное, тоже надеется на достижение взаимопонимания с политическими силами, которые сейчас являются лидерами избирательной гонки. И для этого есть все основания.
Во-первых, Хашим Тачи до избрания на нынешнюю должность был лидером Демократической партии Косова – силы, входящей в лидирующую на выборах коалицию. Во-вторых, во время боевых действий в регионе президент тоже был одним из командиров Армии освобождения Косова, и очевидно, он может найти убедительные аргументы для своих бывших коллег.
Если ему это не удастся, то Косово, как и весь регион, ждет сложный и нервный период.
Европейцы уже начали рассуждать на тему того, что республику, наверное, не скоро признают те пять стран ЕС, которые до сих пор считают, что Косово – это Сербия. А черногорские СМИ уже делают прогнозы, что же теперь будет с их границей.
Автор: Наталья Ищенко,
предприниматель из Черногории,
активист украинской общины