Новые торговые преференции и новые задачи: как изменится торговля Украины и ЕС
17 июля Совет ЕС окончательно одобрил решение о предоставлении дополнительных торговых преференций для Украины.
Прежде чем экспертная среда начнет комментировать достигнутый результат, а может и искать #зраду или #перемогу, хочу высказать мнение министерства об итогах кропотливой совместной работы Минэкономразвития, Минагрополитики и МИД.
Преференции за рамками режима свободной торговли – это дополнительные возможности беспошлинного доступа для ряда важных с точки зрения украинского экспорта видов продукции, как агропищевой, так и промышленной. Предполагается, что дополнительные торговые преференции (далее – ДТП) вступят в силу осенью 2017 года и будут действовать три года.
Товары, на которые вводятся преференции, будут экспортироваться в ЕС в разных условиях. Например, для ряда промышленных товаров, таких как обувь, медные и алюминиевые изделия, жидкокристаллические экраны и т.п., снижается ставка ввозной пошлины с момента вступления регламента в силу.
Единственное необходимое условие для того, чтобы воспользоваться данной преференцией – наличие сертификата перевозки EUR.1.
Дополнительные тарифные квоты предложены и для агропищевой продукции. Как и основные тарифные квоты, дополнительные будут открыты по двум принципам:
– "первый пришел – первый получил": для меда, ячменной крупы и муки, обработанных томатов, вина, овса;
– на базе лицензий: для пшеницы, кукурузы, а также ячменя, муки и гранул из нее.
Предлагаю подойти несколько нестандартно и взглянуть на торговлю продукцией, на которую ЕС предоставляет преференции, не с точки зрения украинского экспорта, а с точки зрения импорта ЕС. Для полноты картины по этим товарам возьмем статистику по Евростату за 2016 год.
Несомненным фактом является то, что по многим товарам, которые вошли в дополнительные торговые преференции, Украина имеет значительные объемы экспорта.
В первую очередь, это агропищевая продукция. Здесь у нас есть существенные сравнительные преимущества и большие доли рынка Евросоюза.
Начнем с меда. При квоте в рамках свободной торговли на 2016 год 5 тыс. тонн государства-члены ЕС завезли 36,8 тыс. тонн украинского меда. Это около 19% общего импорта меда в ЕС. Автономные преференции предлагают нам дополнительную ежегодную квоту на мед объемом 2,5 тыс. тонн.
По обработанным томатам ситуация аналогичная. Импорт из Украины составляет около 10% от общего импорта ЕС и при квоте в рамках УВЗСТ в 10 тыс. тонн имеем дополнительную квоту в рамках ДТП объемом 3 тыс. тонн.
Кто-то может сказать, что это незначительное увеличение. Вместе с тем не следует забывать о том, что начиная еще с введения Евросоюзом в 2014 году в одностороннем порядке автономных торговых преференций украинские производители доказали свою конкурентоспособность на рынке ЕС, существенно увеличили экспорт и составили конкуренцию внутренним производителям государств-членов ЕС.
Производители ЕС также пострадали от санкций против Российской Федерации. Это также учтено при принятии решения о предоставлении дополнительного доступа украинским товарам.
Пшеница. В 2016 году государства-члены ЕС импортировали 1,1 млн тонн украинской пшеницы, что составило около 31% от общего объема импорта пшеницы в ЕС. При этом 950 тыс. тонн было импортировано в рамках тарифной квоты. ДТП предлагают ежегодную квоту в объеме 65 тыс. тонн.
Овес. При квоте объемом 4 тыс. тонн в 2016 году государства-члены ЕС импортировали 4,8 тыс. тонн украинского овса, что составило почти 52% от общего объема импорта. В рамках ДТП предлагается квота объемом 4 тыс. тонн, что значительно превышает традиционные объемы украинского экспорта в ЕС и составляет более 90% традиционного импорта ЕС по этой продукции.
Кукуруза. В 2016 году доля импорта из Украины составила более 56%. При доступной в 2016 году квоте в рамках УВЗСТ объемом 400 тыс. тонн и 450 тыс. тонн в 2017 году в рамках ДТП предлагается квота объемом 625 тыс. тонн.
Ячменная крупа и мука. В 2016 году государства-члены ЕС импортировали из Украины более 17 тыс. тонн, что составило почти 37% от общего объема импорта. При этом при доступной в 2017 году квоте в рамках УВЗСТ объемом 6,6 тыс. тонн в рамках ДТП предлагается квота объемом 7,8 тыс. тонн.
После вступления в силу дополнительных торговых преференций суммарный объем квот будет составлять от 20% до 200% от традиционных объемов импорта в ЕС соответствующей украинской продукции.
Для кого-то это много, для кого-то мало. Например, следует учитывать тот факт, что Украина весь объем зерновых культур уже давно экспортирует по ставке ввозной пошлины 0%. С 2000 года на отдельные виды зерновых культур в ЕС установлены нулевые ставки ввозных пошлин. Поэтому и складывается такая ситуация, что квоты значительно меньше, чем наши поставки, потому что мы экспортируем со ставкой 0% и за рамками тарифных квот.
Квоты на зерновые культуры для нас являются некими подушками безопасности.
В случае, если ЕС установит ставку ввозной пошлины, отличную от 0%, Украина будет иметь возможность продолжить экспорт по ставке 0%. Кроме того, существуют еще и глобальные квоты в рамках ВТО, которыми также может воспользоваться Украина.
Что касается промышленной части дополнительных торговых преференций, то, к сожалению, пока украинские товары занимают маленькую долю в импорте ЕС (от 2% до 20%). При этом с точки зрения украинской статистики доля экспорта соответствующих товаров в ЕС составляет от 20% до 90% украинского экспорта.
В то же время преференция в виде отмены ввозной пошлины уже сегодня, без применения оговоренного в рамках УВЗСТ переходного периода, открывает для наших производителей дополнительные возможности. Ведь мы уже присутствуем с данными товарами на рынке ЕС.
Помочь в плане стимулирования экспорта промышленной продукции может начатый в марте 2017 диалог Украина-ЕС высокого уровня по горизонтальным вопросам и отдельным секторам промышленности.
Одна из ключевых целей Промдиалога – вовлечение украинской промышленности в глобальные, европейские и региональные цепи создания добавленной стоимости и развитие кооперации с предприятиями государств-членов ЕС.
Уже состоялись встречи и обсуждения возможностей сотрудничества по таким направлениям, как аэрокосмическая отрасль и автоиндустрия. До конца года планируется проведение встреч по направлениям легкой промышленности и добывающей промышленности. Запланировано также обсуждение по направлениям машино- и судостроения.
Подытоживая тему о "мало и много", необходимо отметить, что принятые Европарламентом торговые преференции в первую очередь следует рассматривать как элемент дополнительной поддержки ЕС в связи с военной, торговой и транзитной агрессией РФ против Украины.
А перед тем как говорить о дальнейшем расширении доступа украинских товаров на рынок государств-членов ЕС, необходимо на 100% использовать существующие возможности, в частности, заполнить уже доступные квоты.
Сейчас украинские производители используют возможности экспорта в рамках только 26 из 40 доступных тарифных квот.
Не в полной мере используются и возможности экспорта промышленной продукции.
Давайте работать вместе, наращивать объемы экспорта в ЕС, отходить от экспорта исключительно сырьевых товаров и экспортировать товары с высокой степенью обработки.
Статистика показывает, что европейские потребители покупают наши товары. Поэтому украинским производителям нужно экспортировать в ЕС готовую продукцию вместо сырья и полуфабрикатов.
Принятие такого решения зависит исключительно от украинских производителей и экспортеров. А мы будем помогать им, делая то, что зависит от нас, – создавать новые возможности для бизнеса на рынке ЕС.
#ЭКСПОРТИРУЙ украинское!
Автор: Наталия Микольская,
заместитель министра экономического развития и торговли – торговый представитель Украины