Итальянский вызов для Украины и ЕС: чем грозят первые выборы 2018 года
В последние дни 2017 года, после консультаций с представителями обеих палат парламента, президент Италии Серджо Маттарелла подписал указ о роспуске законодательного органа. Новые выборы и в Сенат, и в Палату депутатов состоятся 4 марта. Решение президента было вполне ожидаемым, ведь срок полномочий нынешнего парламента истекает 23 марта.
Но каким станет новый парламент и какими будут эти выборы?
Показательным стало заявление премьер-министра Паоло Джентилони, который обратился к партиям и медиа с призывом "не нагнетать" страх и эмоции.
У предостережения премьера есть основания.
На этот раз выборы обещают принести смену руководства страны. Новая избирательная система и падение рейтингов правящей Демократической партии дают основания говорить, что такой сценарий неизбежен, а рейтинги популистов делают эту смену достаточно опасной.
А для Украины крайне важно то, что "новая Италия", которая появится после выборов, может оказаться откровенно пророссийской и крайне евроскептической.
Выборы по-новому
В этом году выборы в Италии впервые пройдут по новому законодательству на основе проекта "Розеллатум-2" (в честь фамилии его разработчика – Этторе Розато, представителя Демократической партии). Этот закон заменил предыдущий "Италикум", принятый совсем недавно, в 2016 году – то есть по предыдущему законодательству выборы ни разу не проводились.
К слову, в свое время именно попытка провести избирательную реформу поставила точку в политической карьере предыдущего премьера Маттео Ренци.
Напомним, парламент в Италии – двухпалатный. В Палате депутатов заседают 630 человек, в Сенате – 315. "Италикум" регулировал избирательные механизмы исключительно для Палаты депутатов. Однако Ренци хотел более глубоких изменений, в частности – сделать Сенат неизбирательным органом власти. Эта инициатива не получила поддержки на конституционном референдуме в декабре 2016 года, после чего тогдашний премьер ушел в отставку.
Новый закон ввел смешанную избирательную систему, согласно которой 36% мест в Палате депутатов и Сенате будут распределяться по мажоритарному принципу, а другие 64% – по партийным спискам. В каждом избирательном округе будет автоматически избран кандидат, который получит больше всего голосов, при этом абсолютное большинство не требуется.
Еще одна особенность – запрет смешанного голосования.
То есть избиратели не смогут голосовать за кандидата от одной партии в своем округе и одновременно поддержать другую партию или коалицию на национальном уровне.
Наконец, новое законодательство устанавливает крайне высокий порог для партийных блоков. Для того чтобы получить места в парламенте по партийному списку, партии должны набрать не менее 3% голосов, тогда как коалициям нужно как минимум 10%. Это правило действует в обеих палатах парламента.
Новый избирательный закон стал результатом компромисса, достигнутого между Демократической партией, оппозиционными "Вперед, Италия" и "Лига Севера".
Против выступило только "Движение 5 звезд". Для "Движения" этот закон действительно невыгоден.
Дело в том, что новая избирательная система дает преференции политическим партиям, имеющим сильную региональную поддержку. Соответственно, это позволит Демократической партии рассчитывать на электорат в Тоскане, Эмилии-Романье и Умбрии, а "Лига Севера" будет опираться на экономически сильные Венето, Ломбардию и Пьемонт.
В противоположность предыдущим, "Движение 5 звезд" не имеет сильного регионального представительства. Кроме того, им не хватает ярких кандидатов, чтобы охватить все избирательные округа. А голосуя по "мажоритарке" за кандидата от другой партии, избиратель не сможет одновременно поддержать "5 звезд" на пропорциональных выборах.
Гонка во главе с евроскептиками
Но если вопрос распределения голосов больше всего беспокоит итальянских политиков, то за пределами страны наибольшее опасение вызывает кризис правящей Демократической партии. Ее рейтинг неуклонно падает из-за внутриполитической эрозии.
Только за 2017 год партию покинул ряд популярных итальянских политиков. В феврале группа депутатов от Демпартии присоединилась к новосозданным "Итальянским левым" (Sinistra italiana). Вскоре после этого демократов покинули бывший лидер Пьерлуиджи Берсани и другие парламентарии, основав собственную партию "Прогрессивное и демократическое движение", а еще один партиец, Джузеппе Пизапия, создал собственную партию "Вместе" (Insieme).
К тому же действующий премьер Паоло Джентилони уже заявил о нежелании участвовать в предвыборной борьбе, хотя уровень доверия со стороны итальянцев у него выше, чем у Ренци. Так что нынешняя партия власти после выборов почти наверняка превратится в оппозицию.
Лидерами гонки стали евроскептики-популисты из "Движения 5 звезд".
Согласно нынешним опросам, все правые партии вместе набирают около 34%, левые – до 30%, а "Движение 5 звезд" самостоятельно имеет рейтинг около 28%.
Именно поэтому, даже несмотря на невыгодное для себя избирательное законодательство, у "Движения" есть все шансы получить наибольшее представительство, как минимум – в нижней палате. Однако лидерство не гарантирует победы, ведь после выборов партии ждет коалициада.
В партийной программе "Движения 5 звезд" говорится о том, что партия не может образовывать союзы с другими политическими силами, и лидер списка этой партии Луиджи ди Майо уверяет, что будет придерживаться этого принципа. Но эта риторика вполне может измениться после победы на выборах – вряд ли партия по своей воле откажется от права на формирование правительства.
С кем именно "Движение" может объединиться – на данном этапе не угадаешь. Однако сотрудничать им есть с кем, особенно учитывая то, что в Италии имеются и другие евроскептические партии: в парламент пройдет, в частности, "Лига Севера", в которой не скрывают теплого отношения к России.
Так же сложно делать прогнозы относительно дальнейших событий, если правительство третьей по величине экономики ЕС действительно возглавит представитель партии, выступающей за выход Италии из еврозоны.
Возвращение команды Берлускони
Хорошие шансы войти в будущее правительство Италии есть также у однопартийцев Сильвио Берлускони. Его партия "Вперед, Италия", согласно нынешним опросам, может получить около 16%.
Этого достаточно, чтобы создать блок с "Лигой Севера" во главе с Маттео Сальвини (13%) и с евроскептиками из "Братьев Италии" (5%), чей лидер Джорджия Мелони была министром по делам молодежи в одном из правительств Берлускони.
А вот кто станет новым премьером Италии при такой конфигурации – вопрос открытый.
Сам Берлускони почти наверняка не будет бороться за этот пост.
Дело в том, что сейчас в отношении него действует запрет баллотироваться на выборах.
Согласно закону, принятому в 2012 году по проекту министра юстиции Италии Паолы Северино ("закон Северино"), из-за налоговых преступлений в пользу медиахолдинга "Медиасет" Берлускони запретили избираться на протяжении шести лет.
В ноябре 2017 года политик обжаловал этот запрет в Европейском суде по правам человека, аргументируя тем, что соответствующее решение Сената Италии было "политизированным". Но в Страсбурге решение не выносят так быстро, и поэтому в нынешних выборах Сильвио Берлускони участвовать не будет.
Поэтому сейчас "Вперед, Италия" ищет "фронтраннера" – другого политика, который возглавит предвыборную кампанию. Пока его фамилия не названа официально, невозможно в деталях спрогнозировать, какой будет обновленная политика партии Берлускони.
Меж двух зол
Оба вероятных сценария коалиции несут угрозу как для Украины, так и для ЕС.
Обращает на себя внимание тесное сотрудничество многих потенциальных победителей итальянских выборов с Кремлем. Давняя дружба Берлускони и Путина не является секретом, а политики из "Движения 5 звезд" и "Лиги Севера", несмотря на протесты Киева, не раз посещали аннексированный Крым.
Италия всегда была не в восторге от антироссийских санкций. В частности, в 2016 году тогдашний премьер Ренци фактически заблокировал введение дополнительных ограничений против РФ в ответ на военные преступления в Сирии. Однако до сих пор итальянские премьеры не решались пойти против европейского консенсуса и не блокировали санкции, введенные в связи с агрессией РФ против Украины. При новом правительстве – в случае, если осуществится наихудший сценарий – это может стать реальностью.
Еще один риск связан с тем, что Италия – одна из стран, которые больше всего страдают от миграционного кризиса. А это дополнительно обостряет линии напряжения и в стране, и внутри Евросоюза.
Будет ли у ЕС достаточно сил, чтобы удержать европейское единство – этот вопрос обещает стать одним из ключевых в 2018 году. И итальянские выборы станут едва ли не самой важной составляющей этого теста.
Автор: Виктория Вдовиченко,
кандидат исторических наук,
ассоциированный эксперт Совета внешней политики "Украинская призма",
для "Европейской правды"