Против санкций и за Россию: что хочет изменить в Европе новая власть Италии
В понедельник поздно вечером лидеры двух главных партий итальянского парламента – Маттео Сальвини и Луиджи ди Майо – будут убеждать президента страны Серджо Маттареллу утвердить новое правительство Италии. Оно будет новым не только по персоналиям, но и по подходам.
Правительство третьей экономики еврозоны формируют откровенно евроскептические партии.
А еще эти партии договорились (и официально объявили!), что ставят целью отменить антироссийские санкции на уровне ЕС.
Уже известно, кто должен возглавить итальянское правительство, а также есть первый shortlist кандидатов на главу МИД. А значит, пора взвесить возможные последствия смены власти в Риме.
От сцены к власти
Коалиционный "сериал" в Италии продолжается уже третий месяц подряд. Выборы 4 марта вывели в число лидеров партии, которые до сих пор никогда не были у власти – левых популистов из "Движения 5 звезд" и правую, порой даже праворадикальную партию "Лига". Третьим победителем тогда стала партия Сильвио Берлускони "Вперед, Италия".
Два месяца ушло на то, чтобы вычеркнуть из игры "вечного Сильвио": в мае "Движение" и "Лига" договорились, что создадут правительство на двоих. А сейчас уже определена кандидатура будущего премьера и согласована программа коалиции.
Начнем с последнего.
Договориться об общих позициях было непросто – слишком уж партии-члены коалиции разные. Едва ли не единственное, что их объединяет – евроскептицизм. И "Движение", и "Лига" выступают за уменьшение роли ЕС. Правда, после прихода к власти обе они откорректировали свои лозунги.
В частности, от них уже не слышно, что Италия должна выйти из состава еврозоны, хотя еще в начале мая они обещали референдум по этому поводу.
Будущее Италии изложено на 52 страницах и уже обнародовано. Документ под названием "Программа изменений Италии" объединил лозунги левых и правых. В нем говорится о закрытии ромских таборов, укрепление правоохранительных органов и защиту жертв преступлений, как требует правая "Лига". А левые внесли в документ увеличение социальных выплат и отмену пенсионной реформы 2012 года, повысившей пенсионный возраст.
История с пенсионной реформой доказывает: даже приход к власти порой не меняет лозунги популистов.
Шесть лет назад, когда правительство настояло на пенсионной реформе, Италия была одним из антилидеров в ЕС по уровню государственного долга, а экономисты упоминали ее в составе неутешительной аббревиатуры PIGS как одну из стран, угрожающих еврозоне (Portugal, Italy, Ireland, Greece, Spain ). Тогда этот шаг помог успокоить рынки, но был воспринят итальянцами крайне негативно. Хотя даже сейчас Италия тратит на пенсии больше бюджетных денег, чем любая другая страна в ЕС – около 16% ВВП.
До сих пор неясно, как правительство будет закрывать финансовую дыру, если пенсионная реформа будет отменена. Известно лишь, что новое правительство Италии будет просить Европейский центробанк списать 250 млрд евро итальянского долга.
В свою очередь ЕС требует от "нового правительства" Италии уменьшения дефицита и сокращения государственного долга. Лидер "Лиги" Маттео Сальвини реагирует на это очень просто и лаконично: "Такое вмешательство ЕС неприемлемо".
Долой санкции!
Борьбы между Италией и ЕС стоит ждать не только на поле экономики. В частности, новое правительство потребует глубокого пересмотра миграционных правил единой Европы.
Дело в том, что Италия превратилась в "морские ворота" Европы для мигрантов из Африки. В целом в ЕС за прошлый год обратились за убежищем около 650 тысяч беженцев; 127 тысяч из них – в Италии.
Для Украины важен другой пункт программы – обещание отменить экономические санкции Евросоюза против России. Это требование принадлежит "Лиге", но "Движение 5 звезд" не возражало против него.
Мы избавимся от этих бессмысленных санкций, которые наносят такой ущерб итальянской экономике Маттео Сальвини, глава "Лиги"
Конечно, это еще не значит, что санкции будут немедленно отменены. Стоит подождать, пока дойдет до дела. В конце концов, в ЕС уже есть пример Греции, где премьер Алексис Ципрас гарантировал отмену санкций на первой же встрече в Брюсселе, но так этого и не сделал.
Но в Италии тоже помнят этот пример. "С ЕС мы собираемся вести переговоры, мы не Греция, у нас есть торговая мощность, мы экономически сильнее, чем другие страны ЕС", – заявил Сальвини. Так что на саммите ЕС 28-29 июня, где санкции должны быть продлены, возможны неожиданности – ведь для срыва этого решения достаточно даже одного голоса "против".
В целом пророссийские идеи не являются чем-то новым для правительств Италии. Многовекторность – давняя привычка официального Рима. Поэтому, с одной стороны, в соглашении подтверждается лояльность к НАТО, а Соединенные Штаты определяются как "привилегированный союзник", а с другой – в тексте говорится "об открытости для России, которая воспринимается не как угроза, а как экономический и торговый партнер".
Кто вы, господин премьер?
В понедельник вечером лидеры коалиции положат на стол президента имена членов правительства. Глава государства имеет право вето и должен согласовать ключевые должности – министра экономики и финансов, министра безопасности и министра иностранных дел.
Итальянские газеты запестрели фамилиями.
Премьером должен стать Джузеппе Конте, магистр права и университетский преподаватель, с опытом работы в Йеле, Сорбонне, Кембридже и Нью-Йорке. А еще он – адвокат, редактор многих журналов в области права и имеет опыт кризисного управления компаниями, что будет полезным для реструктуризации таких итальянских государственных компаний-гигантов, находящихся в кризисе, как "Ильва" и "Алиталия".
Сможет ли будущий премьер вести свою линию? Будет ли он самостоятельным? Для нас это важный вопрос, ведь именно премьер будет голосовать за продление или отмену санкций. Эти вопросы остаются открытыми. Итальянские СМИ пишут только, что он далек от тех, кто принимает решения в партии. Когда-то Конте симпатизировал "левому" предшественнику нынешнего премьера, Маттео Ренци. Однако в 2017 году он присоединился к "звездному Движению".
Хотя итальянцы познакомились с будущим премьером благодаря... скандалу в системе подготовки судей.
Именно Джузеппе Конте возглавлял комиссию, которая признала вину судьи Высшего административного суда и директора школы для будущих судей Франческо Белломо. Его уличили в том, что он вступал в сексуальные отношения со студентками престижной частной школы Diritto e Scienza, где юристов-аспирантов готовят для прохождения госэкзамена на должность судьи. Говорят, что Белломо требовал от аспиранток носить исключительно мини-юбки, чтобы сдать экзамены, иначе – ставил палки в колеса.
Несистемные дипломаты
А вот с потенциальными руководителями Министерства иностранных дел однозначной ясности нет. В СМИ звучат имена: Джанпиеро Массоло (от "Движения 5 звезд) и Энцо Моаверо-Миланези (от "Лиги").
Массоло – тоже ученый, советник итальянских и европейских институтов. У него – дипломатическое прошлое, он был директором департамента МИД по вопросам информации и безопасности. Сейчас он – президент компании Fincantieri и миланской неправительственной аналитической организации ISPI (Институт исследований международной политики).
Интересно, что дипломат родился в Варшаве, прекрасно знает русский язык и специализируется на исследованиях России и США.
Хотя Массоло лично далек от ценностей "Движения 5 звезд", его кандидатура могла бы обеспечить нынешнему антисистемному правительству профессиональную способность строить крепкие отношения в Европе, НАТО, США и России.
Что касается Энцо Моаверо-Миланези, то у него также есть отличный дипломатический и "евробюрокартической" опыт. Он был министром по вопросам ЕС в правительствах Марио Монти и Энрико Летти. Кроме того, он известен как советник Еврокомиссии по вопросам единого рынка. Моавери-Миланези гарантирует правительству прямую связь с Брюсселем.
Хотя "связь" еще не означает "взаимопонимание".
Кто именно возглавит МИД – вопрос открытый. С абсолютной гарантией сейчас нельзя говорить ни о чем (возможно, даже о премьере). Слишком много невыполненных обещаний звучало в Риме за последние недели.
Однако уже сейчас очевидно: в ближайшие годы Италия часто будет заявлять в Брюсселе, что перед Россией нельзя закрывать двери.
Автор: Виктория Вдовиченко,
кандидат исторических наук,
для "Европейской правды"