Большая двойка: о чем договорились Трамп и Ким Чен Ын
Действительно историческое событие – несмотря на опасения, президент США Дональд Трамп встретился с лидером КНДР Ким Чен Ыном.
До этого два руководителя обменивались колкостями и угрозами ядерной войны. Впрочем, ядерное оружие Ким Чен Ына, способное теоретически достичь континентальной части Соединенных Штатов, привело Трампа за стол переговоров. А еще – к этому шагу его подтолкнуло собственное эго, а также желание хоть ненадолго скрыться от скандалов дома и расследования Роберта Мюллера.
Что ж, пока Дональду Трампу есть что показать как "победу" перед осенними выборами.
Но имеет подписанный документ какую-то добавленную стоимость или это "саммит для фотографов"? Кто выиграл, а кто проиграл в результате его проведения?
От Квебека до Сингапура
У саммита в Сингапуре сложилась непростая судьба – его один раз почти отменил Дональд Трамп после того, как Ким Чен Ын слишком жестко отреагировал на авиационные учения США и Южной Кореи. Правда, спустя сутки он изменил свое мнение и восстановил договоренность о встрече на старую дату – 12 июня.
Началась подготовительная работа по выбору делегации, места для саммита и других "бытовых мелочей".
Одновременно громкие события происходили в другой части мира – в канадском Квебеке. Там собрался саммит G7, где Трамп попал под огонь критики от своих союзников из-за введения тарифов на сталь и алюминий для Канады, Мексики и ЕС.
Напряженные переговоры закончились тем, что президент США предложил вернуть в состав "семерки" Россию, а уже с самолета приказал своей делегации в Канаде не подписывать общее коммюнике и назвал премьер-министра Канады Джастина Трюдо "слабым". Советник по нацбезопасности вообще сказал, что Трюдо "всадил нож нам в спину".
Трамп очень рано покинул саммит и сразу полетел в Сингапур. Тогда стало ясно, что его приоритеты совершенно отличаются от других членов G7...
В городе-государстве его уже ждал лидер КНДР Ким Чен Ын, который прилетел на арендованном китайском самолете. Кима сопровождала сильная делегация – помимо сестры Ким Ин Чжон, там были министр обороны Но Гван Чоль, глава МИД Ли Ён Хо, его заместительница-американистка и глава рабочей группы Чо Сон Ху, экс-глава военной разведки Ким Чен Чоль.
С американской стороны присутствовали госсекретарь Майк Помпео, советник по нацбезопасности Джон Болтон, посол на Филиппинах Сун Ким, член совета нацбезопасности Мэтью Поттингер, агент ЦРУ по Корее Эндрю Ким и другие. Из "приглашенных гостей" был баскетболист и личный друг Кима Деннис Родман.
Трамп встречался с командой, премьером Сингапура Ли Сяньлунем и персоналом посольства США в Сингапуре. Все замерли в предвкушении исторической встречи утром.
Впрочем, у экспертов ожидания были довольно низкими, и дальнейшие события это только подтвердили. Потому что нельзя за такое короткое время выработать серьезные предварительные договоренности для подписания. Поэтому рабочая группа нарабатывала их уже на месте в режиме ограниченного времени и значительного напряжения.
Многие вспоминали, что из себя представляет настоящая Северная Корея и что это до сих пор самая репрессивная страна мира, где нет понятия о правах человека. И хотя Трамп сказал позже на пресс-конференции, что он говорил с Кимом об этом аспекте, не это было главной темой саммита.
Путь к разоружению
Официальная программа началась со встречи двух лидеров один на один, только с переводчиками. Это был рискованный шаг, учитывая неопытность Трампа.
Существовала серьезная угроза, что он может дать КНДР много уступок фактически ни за что. Все крутилось вокруг ядерного разоружения Пхеньяна и того, что США предложат взамен.
Как говорили в Америке, они требовали "полного, подтвержденного, необратимого разоружения". Интересно, что именно этот термин так и не вошел в финальный текст. Трамп объяснил это нехваткой времени, хотя по сути американская делегация не смогла его продавить.
Зато там появилась фраза о "денуклеаризации Корейского полуострова", которая играет больше на руку КНДР, так как требует снятия "ядерного зонтика" с Южной Кореи и Японии. Есть довольно серьезное опасение, что так или иначе, но Трамп может прибегнуть к такому шагу, что поставит в опасное положение указанные страны – союзники США.
Но, как мы увидели на G7, союзничество для Трампа немногое значит.
После всех формальных процедур и расширенных заседаний был представлен документ лишь из 4 пунктов, очень общий и размытый. Там не было ничего о ракетно-ядерной программе КНДР, ничего о конкретных шагах к денуклеаризации. Да еще и ссылался он на... Пханмунджомскую декларацию.
Пункт первый: установление новых отношений.
Еще до начала саммита в американской прессе стали распространяться слухи, что якобы США готовы к открытию посольства в Пхеньяне и формальному признанию режима Ким Чен Ына, к чему молодой диктатор, а также его отец и дед горячо стремились.
Некоторые персональные санкции, как говорят, будут сняты и Ким сможет больше путешествовать. Например, он уже получил приглашение от Путина на форум во Владивостоке 11-13 сентября.
Пункт второй: мирный режим на Корейском полуострове.
КНДР уже остановила ракетные запуски и ядерные испытания на неопределенный срок.
Впрочем, это больше из-за того, что Ким доволен состоянием своей программы и потребности в испытаниях пока нет. Позже они могут возобновиться. США, в свою очередь, по словам президента Трампа на пресс-конференции, могут остановить военные учения вместе с Южной Кореей. Они, мол, провокационные и очень дорогие.
На самом деле это серьезный удар по альянсу с Сеулом, который рискует остаться без защиты перед режимом КНДР, известным нарушениями всех своих обещаний. Очень опасный шаг, который также порадует Пекин и, скорее всего, Россию.
Пункт третий: сделать все для полной денуклеаризации Корейского полуострова.
Самый ожидаемый пункт, но именно он больше всего разочаровал экспертов, потому что он очень размытый, указывает лишь на намерения – в оригинале дипломатично указано "work towards" – и не устанавливает временные рамки для разоружения.
Теперь КНДР может манипулировать Америкой ради отмены защиты Юга и Японии.
Минимальный срок разоружения – от 6 до 10 лет, и это если без срывов и с полной верификацией. Сложность кейса КНДР по сравнению, скажем, с иранским – это то, что проводить проверки практически нереально. Много объектов КНДР скрывает или даже вообще держит под землей, и никто не знает, где они.
Но даже то, что Ким открыто уничтожил (полигоны Пунгери и Игари), можно восстановить в другом месте. Так что у экспертов впереди очень много работы. Путь к разоружению Кореи будет долгим и непростым.
Кроме того, КНДР может узнать, что США уже требуют от Японии снизить запасы плутония, который та использует для выработки электроэнергии. Впрочем, Япония – еще одна "спящая" ядерная держава в регионе. Южная Корея когда-то имела ядерное оружие от США. А еще есть Китай и Россия. То есть ситуация в Восточной Азии продолжит быть напряженной, хотя без учений и провокаций – гораздо спокойнее, чем в прошлом году.
Пункт четвертый: установить места гибели солдат США во время Корейской войны и идентифицировать тела и живых пленных.
Это может стать первым шагом к дальнейшему подписанию мира, хотя эта тема, кажется, вообще не звучала во время саммита. Хотя обсуждения этого вопроса тоже ожидали, неприезд Мун Чжэ Ина вычеркнул его из повестки дня.
Что будет дальше?
Конечно, говорить лучше, чем воевать. И то, что США и КНДР начали процесс диалога – очень хорошо. Так же хорошо и то, что страны ищут точки соприкосновения после десятилетий взаимной изоляции и угроз.
Саммит в Сингапуре – большая победа Ким Чен Ына, который в свои молодые годы достиг того, чего не смогли его предшественники. Он фактически легитимизировал свою страну и прокладывает путь к ее международному признанию. КНДР еще для многих пария, но Ким пытается показать ее лицо как современной и открытой страны. Это, конечно, не отменяет страшных фактов насилия и диктатуры и того, что более 100 тысяч граждан находятся в рабочих лагерях, а за пределами современного Пхеньяна жизнь напоминает средневековье.
Оба лидера отчаянно желали саммита, каждый по своим причинам. Каждый будет говорить о победе дома.
Но вопросы остаются, и их много. Вопросы риторические, как о туманных намерениях отказаться от ядерного оружия, так и о предоставлении виртуальных "гарантий" Киму, его семье и его режиму. Все это было раньше, в предыдущих соглашениях.
Как это будет выглядеть? Сейчас почти никто не может себе этого представить.
Дальнейшая работа может сблизить обе стороны, но не стоит ждать быстрых результатов. Более того, не исключено, что в результате условия этого документа никто не будет выполнять, а статус-кво сохранится.
Только время покажет, но это ни в коем случае не конец корейской истории.
Автор: Анатолий Максимов,
журналист-международник