Европа грязи не боится: украинский экспорт с необычной судьбой
Могут ли украинские грязи получить признание в Европе?
Да, речь идет именно о грязи, но лечебной. Как оказалось, она пользуется спросом в ЕС, конкурируя даже с продукцией из Мертвого моря.
Однако, путь в Европу оказался куда как не прост.
Компания "Lac santé" работает с 2007 года и большую часть своей жизни занималась изготовлением косметики на основе сакских грязей (известный курорт в Крыму), продавая ее преимущественно на внутреннем рынке.
Все изменилось с аннексией Крымского полуострова в 2014 году. "По большому счету, мы потеряли почти все – даже оборудование нам уже не удавалось вывезти. С 2014 года нам было нужно все начинать с нуля",- рассказывает генеральный директор компании Наталья Редько.
Компания возобновила производство, используя теперь грязи материковой Украины. Но проблема – если куяльницкая грязь еще относительно известна потребителям, то грязь из Славянска – отнюдь. А самое главное – ни одна из них по популярности не стоит рядом с крымскими Саками.
Впрочем, заказанные компанией исследования показали, что эти грязи, хотя и отличаются по составу от сакских, однако имеют не меньшие лечебные возможности. А самое главное, все украинские грязи имеют достаточно высокую минерализацию – отголосок древних времен, когда на месте Украины плескалось море.
А соответственно – лечебные свойства украинских грязей большие, чем у европейских. Как тут не задуматься об экспорте.
Первый экспортный контракт компания заключила в 2015 году – и в определенной степени случайно. Польский дистрибьютор искал возможности покупать сакские грязи. "Нам удалось доказать, что продукция из Славянска не менее полезная и лечебная, чем крымская. Там согласились взять на пробу первую партию",- рассказывает Наталья Редько.
Как правило, санатории, которые практикуют лечение грязями, расположены в местах добычи. Ведь для стандартных процедур используется немало грязи, а соответственно – ее использование вне курортов и транспортировка к широкому кругу потребителей является проблемой.
Этот фактор должен стать существенным препятствием для экспорта. Впрочем, в украинской компании нашли выход - разработали тонкослойные аппликаторы с лечебной грязью, что позволяет использовать ее вне курорта. Такая технология не требует значительного использования грязи и не уступает традиционному грязелечению. А самое главное - это упростило транспортировку, а вместе с тем – и экспорт.
Другая проблема – обычно поляки посещают санатории на средства медицинского страхования. А польские медицинские страховки покрывают лечение только в учреждениях, использующих местное сырье.
В такой ситуации потенциальными покупателями украинской грязи стали только спа-салоны и медицинские центры, в первую очередь те, что расположены в западной Польше.
Почему именно в западной? Дело в том, что такие лечебные заведения популярны среди немцев. Ведь ехать недалеко, а цены на лечебные процедуры намного ниже, чем в Германии.
Сразу возникает вопрос – неужели украинская грязь является такой уникальной? Да, возможно она лучше, чем европейские аналоги, но как конкурировать с мировыми брендами. В первую очередь – со всем известной продукцией с Мертвого моря. Одной лишь ценой? Однако для немецких потребителей вопрос цены не является решающим.
Как им доказать, что продукция из далекого и неизвестного Славянска лучше?
"Да, продукция с Мертвого моря известна гораздо лучше. Однако изготовлением косметики из этого сырья занимается около 400 компаний, продавая ее по всему миру. Как результат – подавляющее большинство из них производит лишь так называемую "белую косметику"– имеющую лишь небольшую долю собственно минерального сырья",- объясняет Наталья Редько.
Даже "грязевую косметику" - продукцию, в которой лечебная грязь является основой состава, изготавливают только единичные компании и в очень ограниченных количествах. Что же тогда говорить о самих грязях – их нерентабельно экспортировать в виде сырья, с незначительными исключениями, на европейский рынок она попадает только как косметика.
Аналогичная ситуация и с европейскими производителями – как правило, их продукция содержит лишь незначительную долю грязевого сырья.
В такой ситуации украинская продукция может стать оптимальным выбором для потребителей, убеждают в "Lac santé". В компании уже создали линейки косметики, как "белой", так и грязевой, однако в первую очередь акцентируют внимание на аппликаторах для компактного грязелечения.
Тем более – польские и немецкие потребители, попробовав лечения украинскими грязями, часто предпочитают покупать их для самостоятельного потребления. Технологически это возможно – и как подтверждение, наибольшая доля интернет-заказов дистрибьютора "Lac santé" в Польше именно из Германии.
Как тут не задуматься про дальнейший выход в ЕС? Однако, для такого выхода обычно надо вкладываться в узнаваемость.
Обычно, такую работу берут на себя государства, рекламируя свои целебные источники. Впрочем, в ближайшее время надеяться на такую помощь пока не приходится.
Тогда на помощь приходят программы, финансируемые ЕС.
Благодаря Европейскому Экономическому Сенату украинская компания уже работает над стратегией выхода на рынки Германии и Нидерландов.
А благодаря новой программе SheTrades (поддержка женского предпринимательства), финансируемой правительством Великобритании, компания приняла участие в форуме в Ливерпуле, найдя покупателей для своей продукции в Литве и даже в Гане.
Сейчас "Lac santé" - единственная украинская компания, которая так широко разрабатывает грязевые средства для косметического и медицинского использования. Однако ее успех может мотивировать других. И тогда встанет вопрос – а не стоит ли Украине на государственном уровне рекламировать свои лечебные курорты? В частности – чтобы пропагандировать лечение внутри страны.
И тогда возможно украинская грязь будет ассоциироваться не только с политикой, а Славянск - не только с боевыми действиями.
Автор: Юрий Панченко,
редактор "Европейской правды"
Публикация подготовлена в рамках информационной кампании "Евроинтеграция: сила возможностей"