Трамп против Ирана и всего мира: кто выиграет и кто проиграет от новых санкций США
Президент Трамп выполнил свое обещание и возобновил с 7 августа первую волну санкций против Ирана.
Они касаются финансовых операций в долларах с Центральным банком Ирана и операций с внешним долгом, торговли автомобилями, золотом и другими ценными металлами, графитом, алюминием и сталью, углем, программным обеспечением для интегрированных промышленных процессов, коммерческими самолетами, продуктами питания и коврами.
Следующая, еще более жесткая волна санкций, вступит в силу 4 ноября.
Она будет касаться торговли нефтью – основного источника валютных поступлений в бюджет Ирана, а также функционирования иранских портов, страховых операций с Ираном и т.п. В ходе презентации санкционного пакета в отношении Ирана в Государственном департаменте старшие должностные лица администрации США не обнародовали конкретные примеры нарушения со стороны Тегерана Общего всеобъемлющего плана действий, известного как ядерное соглашение с Ираном.
Иран был просто определен как "государство – мировой спонсор терроризма номер один". Отмечалось, что Иран систематически с 2015 года использовал поступления от продажи нефти для поддержки террористической группировки "Хезболла", шиитских боевиков в Сирии и Йемене, закупки новых вооружений и продолжения агрессивной политики против Израиля.
При этом со стороны США высказывалась готовность встретиться с руководством Ирана в любое время, чтобы достичь нового, значительно более детализированного ядерного соглашения, которое сделает подобную деятельность полностью невозможной.
Сам факт одностороннего выхода США из договоренности 5+1 уже является опасным прецедентом, который вызвал волну критики не только со стороны России и Китая, но и Германии, Франции, ЕС и Великобритании.
Именно министр иностранных дел Великобритании обнародовал совместное заявление со своими европейскими коллегами, в котором выражено "глубокое сожаление по поводу возобновления санкций со стороны США", а также решимость "защитить европейские компании, участвующие в законном бизнесе с Ираном". В заявлении говорится о введении так называемого "блокирующего устава" ЕС, который должен защитить европейский бизнес от применения американских санкций.
В ответ на вопрос об этом "уставе" официальные представители администрации США отметили, что "это не тот вопрос, который их беспокоит" и посоветовали обратить внимание на более 100 международных компаний, которые уже объявили о намерении прекратить торговые операции с Ираном.
В то же время о намерениях продолжать придерживаться ядерного соглашения заявили Россия и Китай. По мнению экспертов, Индия также вряд ли прекратит закупку иранской нефти. Другое дело, что скорее всего подобные операции будут осуществляться в рупиях и юанях, а также по ценам, которые не будут иметь корреляции с ситуацией на рынке.
Как и ожидалось с мая, когда президент Трамп объявил о намерении выйти из ядерного соглашения, разногласия по этому вопросу между трансатлантическими партнерами не только не были сняты, но и усилились.
А 8 августа Брюссель выступил с беспрецедентным заявлением, пообещав наказывать европейские компании, которые будут выполнять американские санкции.
По словам представительницы внешнеполитической службы ЕС Натали Точчи, этот шаг необходим, "чтобы продемонстрировать иранцам дипломатическими средствами, что европейцы серьезно настроены" в отношении ядерного соглашения с Ираном. С аналогичным заявлением выступила и Федерика Могерини.
Таким образом, имеющиеся противоречия по "иранской проблематике" между ЕС и США получили официальный характер, несмотря на успокаивающие сигналы из Вашингтона о координации общей позиции со всеми заинтересованными сторонами.
И в этом противостоянии на стороне Евросоюза выступают Россия и Китай, что на фоне торговой войны США против ЕС и Китая окончательно разрушает устоявшиеся представления о мировом порядке.
Ситуация вокруг Ирана может ухудшиться в ноябре, поскольку прекращение поставок иранской нефти на мировой рынок вполне способно вызвать ее ощутимое подорожание. По самым оптимистическим прогнозам, лидеры Ирана могут пойти на конфиденциальные переговоры с США, используя, например, Россию как посредника.
Протесты против режима на то время могут распространиться, и Иран согласится на большинство условий Вашингтона.
С учетом непредсказуемости внешнеполитических шагов Трампа нельзя исключать и проведения встречи на высшем уровне, вероятность которой в администрации не исключает.
Пока что неоспоримым фактом является то, что больше всего от противостояния США-Иран выиграет Москва. Россия в этой ситуации не только выглядит как ответственный член мирового сообщества, но и получает большую экономическую выгоду.
По итогам первого полугодия текущего года "Роснефть" сообщила о рекордной прибыли от экспорта нефти за последние пять лет. Компания, которая в течение длительного времени была одним из крупнейших должников, смогла добиться повышения стоимости акций только в этом году на 47%. Прибыль за шесть месяцев текущего года превысила годовые показатели 2017 года. И все это происходило на фоне соблюдения договоренностей в рамках ОПЕК по сокращению добычи.
Санкции США против Ирана вполне могут коснуться и украинских экспортеров.
Ирану потребуется диверсификация поставщиков необходимой продукции, и это в условиях, когда США обещают тщательно отслеживать всех нарушителей санкций и принимать против них жесткие меры. Именно так сейчас выглядит мир, который строит Трамп.
Если Украина солидаризируется в иранском вопросе с ЕС, это будет означать – и с Россией, а если с США, то может потерять часть товарооборота с Ираном, который в прошлом году превысил $600 млн при значительном положительном сальдо для Украины.
Во время брифинга в Госдепартаменте высокопоставленные чиновники администрации США не исключали возможности отдельных исключений из режима санкций, которые будут предоставляться в каждом отдельном случае по запросу "партнеров". Именно таким был ответ на вопрос, что США будут делать с запросом Японии разрешить закупку иранской нефти.
Возможно, пришло время тщательно проанализировать, какой именно режим ожидает и украинские компании.
Автор: Сергей Корсунский,
чрезвычайный и полномочный посол, директор Дипломатической академии при МИД,
посол Украины в Турции в 2008-2016 годах