Перед угрозой российского реванша: почему выборы в Латвии могут стать особенными
Нынешнюю Латвию можно смело записать в круг адвокатов Украины. Однако существует риск, что уже вскоре ее поддержка существенно ослабится.
Причина этого – очередные парламентские выборы в балтийской стране.
Выборы, результатом которых может стать приход к власти пророссийских сил.
Насколько серьезен этот риск? Чтобы ответить на этот вопрос, ЕвроПравда отправилась в Латвию.
Предвыборные расклады
По украинским меркам, латвийская кампания – не очень жаркая. Предвыборных билбордов не так много. Возможно, это связано с новациями Центризбиркома – там не только имеют доступ ко всем предвыборным расходам партий, но и запустили специальную программу, с помощью которой любой может прислать для поверки фото подозрительной рекламы с геолокацией.
Впрочем, даже самый жесткий контроль не может остановить предвыборного креатива. В частности, впервые в жизни корреспондент ЕвроПравды нашел агитационные листовки даже в своем гостиничном номере.
Такой накал подтверждает оценки политологов: нынешние выборы станут самыми непредсказуемыми в новейшей истории страны.
Интрига была создана рядом скандалов и расколом в партии "Единство", которая до недавнего времени была ядром коалиции. Две партии, возникшие на ее основе, рискуют не пройти в новый Сейм. А в придачу – под угрозой и прохождение правого "Национального объединения", еще одного старожила латвийской политики.
В такой ситуации опросы показывают, что 5-процентный барьер пока уверенно преодолевают три политсилы.
Наибольшую поддержку (почти 15%) имеет партия "Saskana" ("Согласие") рижского мэра Нила Ушакова, ориентированная преимущественно на российского избирателя. На втором месте (9,8%) – партия действующего премьера Союз "зеленых" и крестьян.
А третью по величине фракцию может получить партия-новичок KPV LV. Эта аббревиатура означает "Кому принадлежит государство" – пока эту популистскую партию готовы поддержать 9,3% избирателей.
Остальные партии находятся в зоне риска или имеют мало шансов на прохождение в Сейм. И такая ситуация создает возможность того, что новая коалиция не сможет быть сформирована без пророссийского "Согласия".
И тогда это станет прецедентом, ведь до сих пор в латвийской истории силы, ориентировавшиеся на русскоязычное меньшинство, которое составляет около трети населения страны, всегда оставались в оппозиции.
Кто будет предателем?
Готовы ли политические силы к коалиции с русскими? Сейчас этот вопрос выглядит ключевым.
При этом почти все допускают такую возможность, однако подозревают в попытке сделать это своих оппонентов.
"Худший сценарий – когда все маленькие партии пролетят мимо Сейма, а попадут в него 3-4 партии, среди которых – русские и популисты. При таком сценарии хорошего выхода из ситуации не будет, и вероятность вхождения русских в коалицию становится достаточно значительной", – рассказывает исполнительный директор Centre for European Policy Studies Андис Кудорс. Сейчас такой сценарий политолог оценивает на уровне около 35%.
Еще более категоричен в разговоре с ЕвроПравдой был депутат от правящего Союза "зеленых" и крестьян Айнарс Межулис:
"Нас часто спрашивают, пойдем ли мы на коалицию с "Согласием", если они предложат нейтральную кандидатуру премьера. Никогда! Ведь мы знаем, чем это может закончиться – через пару месяцев мы можем проснуться в совершенно другой стране".
В то же время депутат признает: сформировать устойчивую коалицию в новом Сейме будет чрезвычайно сложно. "Даже в самом лучшем случае нам придется создавать коалицию не из трех, как сейчас, а из четырех партий. А вполне возможно – из пяти или шести. Вы представляете, как это трудно! В таком случае вполне возможно, что после нескольких месяцев парламентского кризиса президент будет вынужден назначить внеочередные выборы. Или "Согласию" все-таки удастся создать коалицию", – прогнозирует депутат.
Еще один фактор риска – создание сильной фракции популистами из KPV LV. Лидеры партии то гарантируют, что не пойдут на союз с русскими, то утверждают, что открыты для всех предложений.
"Мы не собираемся ни с кем вступать в коалиции, ведь не считаем правильным нынешний способ формирования правительства. Да, мы можем сотрудничать с "Согласием" по отдельным вопросам, например по борьбе с коррупцией или ликвидации схемы, при которой граждане Латвии в полтора раза переплачивают за электроэнергию якобы из-за поддержки зеленой энергетики. Однако по таким важным вопросам, как возвращение русского языка в школы, мы стоим на диаметрально противоположных позициях", – заявил кандидат в депутаты от KPV LV Дидзис Шмитс.
Российские избирательные технологии
Оценивая шансы "Согласия" впервые войти в коалицию, и политологи, и политики отмечают интересные изменения в ее предвыборной стратегии.
Прежде всего, начиная с 2014 года партия существенно скорректировала свою риторику по поводу отношений с Россией. Партия не признала аннексию Крыма и даже – хотя и объяснила этот шаг формальными требованиями Европарламента – разорвала соглашение о сотрудничестве с "Единой Россией".
Флаг "лучшего друга Кремля" подхватил "Русский союз Латвии". Лидер этой партии, евродепутат Татьяна Жданок, среди прочего известна посещением аннексированного Крыма и участием в статусе "наблюдателя" в так называемом крымском референдуме. "Здесь все очень просто: если хочешь узнать о планах Кремля по Латвии – почитай программу "Русского союза", – иронизирует заместитель председателя правления Baltic to Black Sea Alliance Алекс Григорьевс.
Сейчас у "Русского союза" нет шансов на прохождение в Сейм.
И хотя на первый взгляд это только раздробляет русский электорат, такая откровенно пропутинская риторика конкурентов делает позицию "Согласия" еще более умеренной и даже респектабельной.
Тем более – и это одна из ключевых технологий – в самом "Согласии" пытаются идентифицировать себя не как русскую силу, а как партию русских и латышей.
Для этого в политические списки этой партии (в Латвии по каждому из пяти регионов страны партии создают отдельный список) включили известных латышей, включая бывших чиновников, в том числе – на первых номерах всех списков.
"Такую технологию они начали использовать еще на прошлых выборах. Правда, из-за открытых списков латыши в Сейм не попали – русские избиратели ставили минусы возле всех латышских фамилий", – вспоминает Андис Кудорс.
Впрочем, признает политолог, на этот раз привлечение этнических латышей, в том числе известных политиков и общественных деятелей, намного масштабнее. "Таким образом партия создает оправдание для будущих партнеров по коалиции – мы подписали сделку не с рукой Кремля, а с обычной партией с социал-демократической идеологией. Тогда как русскому избирателю до вопросов идеологии нет никакого дела – к сожалению, они всегда будут голосовать за этнические русские партии, не глядя на то, какой идеологией они прикрыты", – объясняет политолог.
Праздник на русской улице
Так что же представляет из себя "Согласие"? И отказалась ли эта партия от откровенно прокремлевского курса?
Чтобы составить собственную оценку, ЕвроПравда отправилась на встречу лидеров партии с избирателями.
Окраина Риги. Хотя встреча была анонсирована на 12 часов дня, часть кандидатов в депутаты прибыла раньше. И это не случайно – ведь при открытых списках кандидаты агитируют не только за свою политсилу, но и за себя. "Плюсы", поставленные возле фамилии кандидата с непроходного места, могут поднять его в списке и привести в парламент.
Поэтому у политиков с непроходных позиций есть все резоны агитировать именно за себя. Еще до начала митинга к корреспонденту ЕвроПравды подошло несколько кандидатов. Один из них предложил поддержать "молодых политологов, будут создавать рабочие места именно для молодежи", а другой пообещал, что приоритетом его работы в Сейме станет одобрение выдачи ежегодного гранта в 50 евро на каждого ребенка школьного возраста для компенсации затрат на подготовку к учебному году.
А вскоре к корреспонденту подошла депутат Юлия Степаненко, предложив ознакомиться с перечнем ее законодательных достижений. В этом списке в глаза бросился несколько странный пункт: "Юридическая защита латвийских детей за рубежом".
"Так случилось, что у многих семей, которые с детьми уехали жить на Запад, из-за различий в менталитете возникли проблемы с местными опекунскими службами – их часто принимают за агрессивные и опасные для детей. В таких случаях детей забирают из семей и помещают в государственные учреждения. Бывает – по несколько месяцев их держат с детьми из Пакистана, Индии или других стран. Поэтому мы и добились внесения законодательных изменений, что в таких случаях государство требует возвращения детей в Латвию, где у них есть дедушки-бабушки или другие родственники", – пояснила депутат, не уточняя, о каких "различиях в менталитете" идет речь и у кого возникают такие проблемы.
Обращает внимание то, что внешнеполитических инициатив в программах кандидатов нет – даже у кандидатки, которая является одним из организаторов марша "Бессмертного полка".
Зато во всех программах критикуется латвийская образовательная реформа и содержатся обещания вернуть преподавание в школах на русском языке.
А значит, вопрос, каким в "Согласии" видят внешний курс Латвии, остался открытым. За ответом мы обратились к кандидату в премьеры от этой политической силы Вячеславу Домбовскому.
Впрочем, безуспешно. Узнав, что он говорит с украинским журналистом, первый номер столичного избирательного списка заявил, что не будет давать комментариев. "Разговоры на международные темы отнимают слишком много времени. Поэтому вам лучше обратиться к нашей пресс-службе", – заявил он.
Новый курс Латвии
Несмотря на осторожность в высказываниях, ни эксперты, ни политики не сомневаются, что в случае вхождения "Согласия" в коалицию курс Латвии существенно скорректируется.
"Конечно, это не означает, что уже завтра у нас появятся "зеленые человечки". Но можно ожидать, что внешняя политика Латвии станет не такой проевропейской. Как и другие восточноевропейские популисты, мы будем говорить о ЕС не как об общем проекте, а как о совокупности стран, чьи особенности должны учитываться. И конечно, пойдут разговоры о необходимости сохранения взаимовыгодных отношений с РФ", – прогнозирует политолог Алекс Григорьевс.
"Политический кризис делает возможным то, что еще недавно казалось утопией. Вспомните Чехию: кто еще год назад мог бы всерьез сказать, что коммунисты придут к власти? А теперь, после долгого кризиса, там сформировано правительство с участием Компартии. Также еще недавно абсурдом выглядел прогноз о российском реванше. А теперь риск того, что в Латвии может произойти что-то подобное, очень высок", – резюмирует депутат Айнарс Межулис.
Автор: Юрий Панченко,
редактор "Европейской правды",
из Латвии