В шаге от хаоса: Северная Корея грозит вернуться к ядерным испытаниям

Понедельник, 3 сентября 2018, 15:25 - Анатолий Максимов, для Европейской правды

Дипломатия США по принуждению Ким Чен Ына к ядерному разоружению столкнулась с суровой реальностью.

Как оказалось, коммунистическая монархия совсем не собирается разоружаться. Наконец, это стало ясно и самому президенту Трампу.

Когда государственный секретарь США Майк Помпео уже собирался снова лететь в Пхеньян на встречу, лидер свободного мира отменил его полет, а вместе с тем – дебют нового спецпредставителя по этой стране Стива Бигуна, бывшего вице-президента концерна Ford.

В ответ Северная Корея вновь пригрозила США "вернуться к ядерным и ракетным испытаниям", если переговоры провалятся полностью. Уже 9 сентября, кстати, в Пхеньяне пройдет большой парад в честь 70-летия создания КНДР, на котором стоит ожидать некоторых образцов ракетного вооружения.

Письмо из Пхеньяна

Точно не известно, как письмо от Ким Чен Ына попало на стол Трампа, но, скорее всего, Пхеньян использовал свою миссию при ООН, откуда письмо было доставлено к Помпео. Госсекретарь принес его на совещание в Белый дом, а уже через некоторое время его визит был отменен.

Что же заставило государственных мужей Соединенных Штатов так погорячиться? Оказывается, президент США Дональд Трамп якобы устно обещал Ким Чен Ыну в Сингапуре и Ким Йон Чолю (бывший глава военной разведки из ближайшего окружения лидера) в Белом доме... договор о мире!

Стоит напомнить, что страны до сих пор технически находятся в состоянии войны, поскольку действует только подписанное перемирие. В письме Пхеньян нетерпеливо напомнил, что пора выполнять обещанное, если другая сторона хочет продвигаться вперед в переговорах. Официальная пресса Севера тоже упомянула об этом.

Более того, якобы сам Трамп был за такой символический жест, но некоторые его советники не разделяют его мнение. Майк Помпео, Джон Болтон, Джеймс Мэттис – все они против улучшения отношений. Госдеп и частично Пентагон повторяют мантру, что Ким Чен Ын пообещал в Сингапуре сдать Трампу ядерное оружие.

Это, конечно, не так – он никогда не соглашался на такую ​​авантюру. А еще подобная постановка вопроса прямо искажает текст Сингапурской декларации, где первыми пунктами идут именно улучшение и построение доверительных отношений. А только после этого – "работа в направлении денуклеаризации".

Несмотря на все это, в Пхеньяне начали критиковать окружение Трампа и говорить, что хотят разговаривать только с ним лично. Сам Трамп в сообщении в Twitter написал, что у него хорошие отношения с Ким Чен Ыном.

Впрочем, это не приносит никакого результата, а лишь способствует развитию северокорейских ядерных и ракетных мощностей.

Сейчас у США отсутствует ясная стратегия, как выходить из такого тупика. Север явно не собирается разоружаться, различные фракции вокруг президента ведут свою игру и борются за власть, Ким угрожает вернуть все в 2017 год. Это означает полный крах и откат на стартовые позиции.

Если это произойдет, значительно усилится позиция секретаря по нацбезопасности Джона Болтона, который давно выступает за военный удар как по Пхеньяну, так и по религиозному иранскому режиму.

Сам Дональд Трамп уже признал, что дипломатия с КНДР не работает, но не сказал, что это только его провал и результат нежелания готовиться к переговорам. Козлом отпущения у него всегда является КНР. Он свято верит, что стоит только Китаю сильнее надавить на КНДР, как проблема решится сама собой.

Никто не отрицает, что Пекин имеет огромное влияние на Пхеньян, но имея собственную торговую войну с Америкой, китайцы точно не будут помогать Вашингтону "покорять" Северную Корею. А значит, сильный рычаг влияния почти утрачен.

Сеул и Токио в свободном плавании

Еще одна проблема для Вашингтона: Южная Корея, похоже, решила вести собственную политику, почти не оглядываясь на Соединенные Штаты.

Либеральный президент Мун Чжэ Ин, известный сторонник "политики солнечного тепла", уже установил доверительные отношения с Ким Чен Ыном. Это позволяет двум лидерам назначать встречи за несколько часов, без предварительных обсуждений. Но это было только начало.

Не ставит ли это под угрозу альянс Вашингтона и Сеула?

Трамп открыто спрашивает, почему Соединенные Штаты должны держать армию в Южной Корее, Сеул открыто поставляет санкционные товары за демилитаризованную зону на общую сумму почти миллион долларов.

А уже 5 сентября в Пхеньян поедет южнокорейская делегация во главе с главой разведки Су Хуном. Вполне вероятно, что они установят дату визита своего президента в Пхеньян в сентябре.

Эта поездка была указана в Пханмунчжомской декларации. Последняя, ​​в отличие от Сингапурской, постепенно выполняется. Подавая знак США, Мун назвал "межкорейские отношения движущей силой процесса денуклеаризации Корейского полуострова".

Объем торговли, как отметил Мун, может составить до $70 млрд за 30 лет при условии нового открытия Кэсонской промышленной зоны, где Юг производил товары, пользуясь дешевой рабочей силой Севера. Ее закрыли в 2016 году и в настоящее время используют только как место для совещаний.

В свою очередь Соединенные Штаты выступают против ее открытия, говоря, что это может нарушить санкции ООН и США. От того, какое решение примет Сеул, во многом зависит и ситуация на полуострове.

Но не одна только Южная Корея хочет разговаривать с Пхеньяном. Япония провела секретную встречу в июле в... коммунистическом Вьетнаме. Дело в том, что улучшение отношений между двумя Кореями может поставить Токио в неудобное положение, когда островная нация одна будет иметь плохие отношения с Пхеньяном.

В сложившейся ситуации США уже просто необходимо синхронизировать свои взгляды на ядерное разоружение с союзниками.

Слепая вера в фразу "верифицированное, необратимое и полное разоружение, как было согласовано лидером Кимом в Сингапуре" – путь в никуда. Север потребует чего-то очень осязаемого за мирное соглашение и возможную сдачу оружия.

Например, разрыв альянса с Югом, вывод войск США и снятие санкций. Пока что на это Штаты пойти не могут.

На краю пропасти корейский процесс остановился не просто так. США оказались в этой точке вследствие завышенных ожиданий, неумелой дипломатии, хаоса внутри правительства, недостатка квалифицированных кадров и регулярных скандалов с союзниками.

Все это тянется за любой попыткой США выйти на дипломатическую арену, не только в случае с КНДР. Стоит вспомнить Иран, Канаду, Мексику, ЕС...

Пхеньян лишь наиболее умело использует временные проблемы Штатов.

Автор: Анатолий Максимов,

журналист-международник